Магазины и торговые точки в Иванове будут закрываться

Как малые торговые предприятия в Иванове выдерживают конкуренцию с новыми крупными игроками? Кто сумеет выдержать и не разориться? 

Свою оценку меняющейся ситуации в торговле дала маркетолог, эксперт консалтингового центра «Развитие», доцент Ивановского филиала РЭУ имени Плеханова Надежда Тетерина. 

– Надежда Валериановна, можно ли говорить, что «Магниты» задавили маленькие магазины продуктов «у дома»?

– Самую большую долю рынка в Ивановской области среди продовольственных магазинов сейчас занимает сеть «Магнит» (открыто 146 торговых точек). Конечно, на малые предприятия это влияет, но только при условии, что они оперативно и гибко не реагируют на появление такого соседства. Выживают и живут достаточно хорошо те предприниматели, которые делают акцент на попадание по ассортименту. Очень многим покупателям, особенно людям в возрасте, нравятся продажи через прилавок, персональное обращение, чего никогда не будет в сетевом магазине самообслуживания. К тому же хозяева таких магазинов понимают, что к ним люди придут за хорошей свежей рыбой, мясом или овощами. Пусть это будет подороже, но точно качественным, незалежалым товаром. Такие магазины выживут в любом случае, и никакие сетевики им не страшны.

Магазины в ряд 

– Но вот многие предприниматели возразят вам: сколько их свернулось, как только рядом открывался очередная «Пятерочка».

– Я знаю, что большинство даже не попробовали работать в новых условиях. Это их позиция. В основном это ларьки и магазинчики с некачественным, дешевым, дежурным набором товаров, в которых за покупателя и не боролись никогда. Это уровень 1990-х. И хорошо, что они закрылись. Я приведу пример по своему району (улица Парижской Коммуны). У нас в доме небольшой продуктовый магазин, где все отделы  работают через прилавок, и там постоянно очереди. Работает он без выходных допоздна. Я точно знаю, что здесь всегда всё свежее. Продавец отрежет, насыплет и взвесит, сколько мне нужно, расскажет о новых поступлениях, акциях и скидках. Многие мои знакомые едут туда через весь город. И это притом, что буквально напротив – «Магнит», недалеко «Пятерочка», «Дикси», «Высшая Лига» и «Домашний». 

– Вот действительно, нам, потребителям, непонятно, зачем столько магазинов. Внешне всё это кажется какой-то нелепой неумелой конкуренцией. Или в этом скрыты неведомые нам смыслы?

– Вы правильно подозреваете. Примеров такой маркетинговой политике много и в Иванове, и в других городах. Здесь ничего противоречащего рынку нет. Главное, это общий трафик. Это экономическая математика, принцип такой: если я не встану рядом с конкурентом, то весь трафик уйдет к нему. Если я встану – потребителей мы будем делить пополам. Очень четко подгоняется ценовая политика. Посмотрите: особенно утром, до обеда, пенсионеры идут в «Магнит» и покупают, к примеру, сахар, дальше идут в «Пятерочку» за солью, в «Дикси» – за чаем и так далее. Они уже разобрались, где, что выгодно купить, и никогда всю сумму денег не оставляют в одном магазине. И это конкуренты учитывают и придумывают новые маркетинговые ходы или используют чужие старые – пластиковые карты и пр. Согласно модели линейного города, конкуренты пытаются достичь пространственного равновесия среди потенциальных клиентов, так как если одно предприятие займет 70% рынка, конкурент будет перемещаться в другое место для увеличения своей доли – и так до бесконечности, пока конкурирующие предприятия не достигнут золотой середины в виде расположения своих предприятий рядом друг с другом.

Оборот розничной торговли в Ивановской области в 2019 году вырос на 2,6%, оптовой – на 5,5%. Оборот розничной торговли составил 178 млрд рублей. 

Многие строители могут уйти с рынка

– В группе непродовольственных сетевиков тоже своя конкуренция. У нас, покупателей, и так есть огромный выбор: «Кенгуру», «Домашний склад», «Аксон» и не только. А тут еще открылся огромный «Леруа Мерлен». На что они рассчитывали?

– В Кострому «Леруа Мерлен» зашел уже давно. А город меньше Иванова, и других торговых площадок там было немало, в том числе и известных нам здесь. Нужно понимать, что такие крупные игроки просто так на рынок не встают, они заранее всё просчитывают, в том числе и положение конкурентов. И по ассортименту, и по ценам, по сервису. А ведь проблемы и недоработки в привычных нам магазинах есть. Поэтому с нашей точки зрения – ура конкуренции! 

– Небольшие хозяйственные и строительные магазинчики, как и продовольственные, тоже не рады приходу на рынок нового большого игрока. 

– Здесь всё будет зависеть от того, есть ли у них свой целевой сегмент и свой покупатель. Их клиентам по-прежнему будет важен именно качественный, индивидуальный подход или дизайнерское решение. А тот, кому нужна «массовка» (например, покрыть весь двор недорогой плиткой) – конечно, поедут к большому сетевику. 

Но здесь есть другая опасность. Строительная отрасль уже начала притормаживать. Новый закон о защите прав дольщиков значительно осложнил финансовые условия для застройщиков. И если будет замедление темпов роста у застройщика, то начнется снижение спроса на материалы для отделки и ремонта. И здесь проблема будет не в конкруенции «Леруа Мерлен», «Аксона» и других игроков. Это совеем другая макроэкономическая ситуация, от которой пострадают и большие, и малые магазины строительных материалов.

В структуре розничной торговли в Ивановской области за 2019 год на долю продовольственных товаров пришлось 52,7%, на долю промышленных – 47,3%. В 2018 году структура значительно отличалась: большая доля – 50,3% – приходилась на промышленные товары.

Магазинов в два раза больше нужного

– Ну, такого глобально быть не должно. Сейчас государство стимулирует нас рожать детей материнским капиталом, чтобы семьи могли покупать жилье. Его потребуется много. Откуда же оно возьмется, если застройщики будут уходить с рынка?

– Будем смотреть, кто победит, удастся ли правительству найти и соблюсти баланс интересов потребителей, банков, застройщиков и отрасли в целом. Пока ситуация тяжелая.

– Возвращаясь к процессам на рынке... С открытием «Леруа Мерлен» появились новые рабочие места. Но кого-то этот большой сетевой магазин разорит, и у нас появятся новые безработные. Разве такого не было в других городах? 

– Есть такой экономический показатель – обеспеченность торговыми площадями населения. Он у нас очень и очень высокий. На начало 2020 года – 216%. Перебрали в два раза! Понятно, что закрываться магазины и торговые точки будут. Еще момент: многое зависит от уровня зарплаты, хоть в «Леруа», хоть в «Кенгуру», хоть где – выигрывать будут торговые предприятия с более высоким уровнем зарплат. Еще важно, где именно этот новый игрок будет платить налоги. Если здесь, то часть их будет попадать в местный бюджет, а это не менее важно, чем количество рабочих мест. В торговле (в отличие от промышленности) рабочие места создаются, как, впрочем, и исчезают, достаточно быстро. Перетекание работников в сфере обращения товаров и услуг– не так рискованно в плане занятости для региона в целом. 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Взрослые школьники: шанс наверстать упущенное

Мало кто знает, что в Иванове есть вечерняя школа

Песьяков бьет рекорды 

Вратарь провел 243-й матч в Премьер-лиге. Это рекорд среди лучших ивановских футболистов

«Вход обязательно во фраках» 

Ивановские пригласительные рубежа ХIХ–ХХ веков (продолжение)

За недопуск – штраф

Вступили в силу поправки в административный кодекс об ответственности за нарушение правил обслуживания и ремонта газового оборудования

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам