Контрольная – на телефоне

На входе в школу № 56 меня встретила музыка. «Странно. Почему вдруг включили?» – подумала я. Оказалось, что на приятную мелодию здесь заменили привычные раздражающие звонки. «Эту идею переняли у столичных коллег, – рассказывает учительница английского языка Анна Шенберг. – Благодаря этому дети ведут себя спокойнее. Кажется, даже сразу не стремятся выбежать с урока».
В этом году Анна выиграла городской этап конкурса «Педагог года». Сейчас участвует в региональном – уже вошла в десятку лучших. После того как молодая учительница закончила последний урок у шестиклассников, я смогла расспросить, почему она пошла работать в школу и как так вышло, что ее ученики могут играть в телефон на уроках.
– Ваша специальность – иностранный язык. Знаю, что многие после окончания факультета романо-германской филологии решают быть переводчиками. Почему вы все-таки выбрали профессию учителя?
– Всё просто: мне нравится. Хотя это не было детской мечтой. Мне попались хорошие первые учителя, они стали для меня примером. Я сама осознала, что люблю работать с детьми, после первой практики, еще в педагогическом колледже. Когда пришла работать, у меня только прибавилось уверенности, что это мой путь. Мне нравится, что можно опробовать свои методики, устанавливать для ребят правила. При этом я понимаю, что такое желание есть не у всех выпускников вуза. У меня была однокурсница, которая с трудом пережила педагогическую практику и сказала, что в школу больше не вернется.
– Думаете, останетесь в профессии?
– Да, это мое. Менять сферу не планирую. Мне интересно с детьми, вижу, что могу развиваться. Вроде кажется: ну уроки и уроки! Но я каждый раз веду их по-разному. Темы одни и те же, но ребята-то меняются. Еще когда говорят о смене профессии, обычно затрагивают денежный вопрос. Но я пока справляюсь финансово. Удовольствие от профессии важнее. Я ведь преподавала в репетиторском центре, но было неинтересно. Люблю работать с группами, чувствую себя здорово, когда беру классное руководство. Там можно сделать что-то творческое: участвовать в конкурсах, общаться с ребятами более тесно.
– Что еще радует в работе? Может, были какие-то истории, которыми вы гордитесь?
– Особых сложностей не было – я хорошо лажу с детьми. Но в целом меня радует, когда неактивные или зажатые дети перестают стесняться и отвечают на уроке, а те, кому не дается английский, начинают понимать материал.
– Заметила, что вы использовали с ребятами смартфоны при решении интерактивных тестов…
– Такую фишку мы попробовали в этом году. Всем понравилось. Когда мы завершаем тему, я могу проверить знания таким образом – через онлайн-тест. Ученики заходят на сайт, вводят пароль и выполняют задания. Для них это повод сделать что-то запретное, ведь обычно учителя не разрешают доставать на уроке телефон. У некоторых нет с собой гаджетов, но это не вопрос. Я могу либо дать свой смартфон, либо попросить ученика присоединиться к кому-то из одноклассников.
– Как думаете, без технологий сейчас возможно обучение. Чтоб по-старому – с доской, тряпкой и крошащимся мелом?
– Конечно! Технологии – не главное, они просто позволят разнообразить урок. Когда я пришла в другую школу, у меня в кабинете были только парты, учительский стол и набор иллюстрированных карточек – это не было проблемой.
– А есть еще какие-то любимые приемы?
– Например, в начальной школе мы часто играем, когда проверяем домашнее задание. Скажем, я кидаю ученику мяч и говорю слово по-русски, он должен бросить его обратно и ответить на английском. Мне кажется, дети готовы выучить весь учебник, только чтобы поиграть!
В этом году я посещала несколько семинаров, на которых учителя делились своим опытом, рассказывали, как проводят уроки. Многое узнала от коллег на конкурсе.
– Что еще полезного было в «Педагоге года»?
– В первую очередь – личный рост, общение с коллегами. Хотя готовиться к мероприятиям порой было непросто… От уроков-то никто не освободит!
– Почему решили участвовать?
– Администрация школы выдвинула мою кандидатуру, и я согласилась. Хотя странно себя чувствовала: я в 56-й школе только с сентября, не собиралась проявлять активность – хотела для начала просто привыкнуть к коллективу. Но сложилось иначе. Я не ставила себе цели стать лучшей в городе, но делала всё с максимальной отдачей – это сработало. Сейчас прохожу региональный этап. Уже начался очный тур: мы показали визитку, дальше – классный час и открытый урок.
– Насколько отличается открытый урок от обычного?
– Они отличаются, конечно, но не радикально. Для показательных занятий я отбираю самые интересные приемы, которые нравятся и мне, и детям. Например, использую ритмическую зарядку, видео, игры, показываю всё, что я умею. Это не значит, что мы не делаем этого каждый день. Просто в повседневной жизни я включаю в план занятия что-то одно, например, как сегодня – тест на смартфоне.
Самые читаемые статьи

Что там, за поворотом?
Спонтанность и свобода как стиль жизни

27 разных птиц за час прогулки
Как проходит практика на биофаке

Ивановцы стремятся утеплиться – законно ли это?
«Дырявые» стены породили серый рынок фасадных работ

Почему ивановцы зарабатывают меньше других
Реальные расходы и доходы