Все другие мероприятия состоятся
5 мая на стадионе "Текстильщик" пройдут всероссийские соревнования по лёгкой атлетике
Традиционный легкоатлетический пробег пройдет в Иванове 1 мая
Автобусы будут курсировать из Иваново до городских кладбищ и обратно с 06.00 до 15.00
Пособия выплатят в срок
Сфера, наиболее пострадавшая от пандемии

Как коронавирус повлиял на экономику? Подводить итоги пока рано, но уже очевидно, что одним из первых от пандемии пострадала сфера туризма. Под удар попали и большие игроки – международные туроператоры, и, как следствие, многочисленные турагентства в регионах. 

Среди них туристическая компания «Фан-тур». Ее агент в Иванове Екатерина Давыдова в этом бизнесе давно. Большой опыт работы, налаженные контакты во многих странах, своя клиентская база – и вдруг в один миг всё остановилось. 

– Никто никуда не едет, сидим дома. В Российском союзе туроператоров (РСТ) сказали так: временная приостановка деятельности до конца мая. Как потом всё будет восстанавливаться – сказать трудно.

– У вас работа построена на взаимодействии со многими партнерами, и они все сейчас пострадали от карантинных мер по всему миру. 

– Да, в нашем бизнесе налажены четкие цепочки, и людям при обращении к турагенту гарантирован был качественный продукт. Мы торговали турами с прошлого сентября на будущий сезон. Так всегда делается – на весну, на лето, на осень. Это называется раннее бронирование. Торговали – это значит, подбирали курорты, отели, маршруты, перелеты. И люди активно и охотно планировали свои отпуска и платили за это. Потом в начале года начались запреты некоторых курортов на март-апрель. И всё, никто уже никуда не полетел. 

– Как отреагировали туристы?

– Мои всё понимают. Ну я же с ними работаю, объясняю. Но коллеги рассказывают, что «неадекватов» тоже хватает. Звонят, приходят, ругаются, оскорбляют, собираются судиться, обещают офис разгромить и даже угрожают расправиться, требуют вернуть деньги. Девочки просто их боятся уже. А ведь турагенты и сами себе накупили туров и путевок. В таком же одном «самолете» с туристами. Некоторые клиенты вообще требуют вернуть им деньги, потому что им жить не на что. 

– Ну, с трудом верится, что туристы, которые собирались ехать, к примеру, в Доминикану, потратили последние деньги и теперь голодают.

– Да, верится с трудом, но я и их понимаю. Так не должно быть. Но разрешить ситуацию пока невозможно. 

– А что говорят туристические чиновники и все ваши сообщества?

– Ситуация уже названа форс-мажорной. Заявления Ростуризма есть, и они конструктивные на этот момент. Пресс-секретарь обратилась к туристам с просьбой не требовать прямо сейчас возврата денег от туроператоров и турагентств. Это может окончательно их разорить. Тем более что возможности всё отдать сейчас просто нет. Мы не можем получить деньги от принимающих сторон, от контрагентов. Ведь все эти иностранные курорты и фирмы возвраты не делают, а только переносят туры. Поэтому туристов просят не забирать деньги, а их депонировать – переносить поездки на более поздние даты, вплоть до конца 2021 года. То есть нам, турагентам, на полтора года вперед разрешили пользоваться этими деньгами. А если уж к лету всё нормализуется и люди поедут отдыхать, то возвраты денег тем, кто этого очень хочет, тоже будут.

– Но переносы поездок на другое время всё же предпочтительнее? 

– Да это предложение РСТ, и оно разумное. К тому же есть плюсы: рассчитываться новая поездка будет по курсу на день первоначальной оплаты. Из-за скачка доллара эти туристы не пострадают. И использовать эти деньги можно будет на любое направление, которое есть в этой турфирме. Ведь не возвращают деньги не только туроператоры, но и авиакомпании. Например, от Уральских авиалиний получить деньги сейчас просто нереально. Иностранные компании «Эйер» или «Эа Франс» полностью всё задепонировали. Вот вам ваучер, когда-нибудь им воспользуетесь, хоть в следующей жизни, а так деньги не вернем.

– А что такое ваучер в этом случае?

– Это гарантийная возможность воспользоваться туром когда-нибудь потом в ограниченный срок. Вот у меня туры на май в Сингапур были проданы, люди спокойно перенесли его на октябрь совершенно без доплат. Надеемся, что к этому времени границы откроют. 

– В вашей компании есть ведь вроде бы и свои отели?

– Да, есть в Суздале свой отель. Может быть, кто-то и принял бы предложение вместо поездки за границу в качестве компенсации отдохнуть там. Но сейчас и это невозможно – карантин везде, закрыто всё. 

– Как реагируют ваши зарубежные партнеры на ситуацию, с ними какой-то контакт есть? 

– Мы работаем через туроператора, поэтому переговоры через него. Но всё везде по-разному. Какие-то отели пошли на возврат денег, какие-то нет. Это мы говорим про март. А вообще это общемировая практика – переноса туров. Уважающие себя компании так и делают. 

– Как вам видится, надолго ли туризм, а значит, и ваш бизнес замер?

– Мудрые люди говорят: давайте сначала просто выживем в прямом смысле слова, а потом разберемся. Когда пандемия закончится, обезлюдившим курортам и отелям понадобится время для восстановления. Да и многие неискушенные туристы, которые путешествуют редко, просто побоятся пока куда-то выезжать. Даже по стране, даже из Иванова в Суздаль. Чтобы прошел страх, нужно будет время. Но люди, которые привыкли путешествовать, и потом будут к этому стремиться. Тем более насидевшись дома. Да, после того как все границы и курорты откроют, я думаю, будет огромный поток. 

– Вы допускаете самый плохой вариант развития событий в целом?

– Нет. Я оптимист, и уверена, что туризм как отрасль не развалится. Он приносит огромный доход, в него вовлечены миллионы работников. Не говоря уже о внутреннем туризме, который пополняет бюджеты городов, развивает экономики целых регионов. Да и вообще, люди хотят и должны отдыхать, познавать мир и свою страну, конечно. И нужно оставить им эту возможность.

Не теряют надежды и в Федеральном агентстве по туризму (ФАТ). На своем сайте они дают рекомендации агентствам «содействовать туристам в переносе сроков путешествия и находить иные решения, максимально учитывающие взаимные интересы обеих сторон». И как-то очень оптимистично на общем тревожном фоне выглядит заявление руководителя ФАТ Зарины Догузовой: «Мы очень рассчитываем, что предпринимаемые в стране меры позволят россиянам уже этим летом свободно путешествовать». Ну, поживем – увидим.

Российский союз туриндустрии, Ростуризм и Ассоциация «Турпомощь» открыли электронную горячую линию для турбизнеса. По адресу tourhotline@mail.ru участники рынка могут сообщить о проблемах, возникших в компании в связи с распространением коронавируса. Это поможет оперативно собирать данные о ситуации на рынке, принимать необходимые решения, а также формулировать запросы отрасли в обращениях к правительству.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Главное – не верба

Можно ли дарить освященные веточки?

Кочевое племя 

Кто, как и зачем сегодня заступает на вахту вдали от дома

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам