Первая экспозиция после коронавирусного простоя

Первая экспозиция, которая открылась в ивановских музеях после коронавирусного простоя, посвящена юбилею Победы. Это символично, хотя, вероятно, выставка давно планировалась. В двух небольших залах музея Б.И. Пророкова (ул. Пророкова, 15) – работы фронтовиков и их наследников. 

Письмо матери

Художник Василий Серов, окончив Ленинградскую академию художеств, всю жизнь преподавал в муромской школе. На фронт ушел в самом начале войны. Служил минометчиком, пока командование не обратило внимание на его профессиональное образование. На сайте podvignaroda.ru, где опубликованы наградные документы периода ВОВ, есть страница, посвященная Серову. В представлении к ордену Красной Звезды перечисляется: «В период наступательных боев от Вислы до Одера им написано до тысячи лозунгов и плакатов. Сделано до 50 грамот – приветствий от Военного Совета армии дивизиям и частям <...>. Изготовлено 24 портрета Героев Советского Союза для отправки на родину. Помимо того, тов. Серов разработал ряд эскизов благодарственных грамот, писем Героев Отечественных войны, писем-летучек». Но эта характеристика не раскрывает всей фронтовой биографии художника: в начале войны он попал в плен, бежал из концлагеря, воевал вместе с партизанами. 

На выставке в музее Пророкова представлены портреты, выполненные Серовым между боями, эскиз грамоты. Обращу внимание на красиво оформленное письмо от командующего фронта Ефросинье Петровне Быковой – обычной женщине в Кривой Рог: «Поздравляем Вас с присвоением Вашему сыну высокого звания Героя Советского Союза и посылаем Вам наш скромный подарок – его портрет». И прикреплен небольшой карандашный рисунок Василия Серова. Это художественное произведение не отличается высоким мастерством, но можно представить себе гордость женщины, которая получила такое послание. Стоит добавить и еще одну подробность: спустя год Герой Советского Союза Иван Быков, изображенный на том портрете, погибнет в бою. И, вероятно, кусок картона, который сейчас хранится в ивановском музее, был главной ценностью для матери.

Гимназистка с погонами

Выпускника Ивановского художественного училища Фотия Кулагина призвали в 1939 году. В войну, до того, как стать полковым художником, служил санинструктором – вытаскивал раненых из самого пекла при обороне Крыма. На выставке представлено несколько портретов, сделанных на фронте: карандаш едва касается бумаги, несколькими штрихами обозначен условный фон, минимум деталей – при этом создается полноценный образ. Запоминается небольшой женский портрет – на первый взгляд, дореволюционная гимназистка: тонкие черты лица, мягкий взгляд, прическа. Не сразу замечаешь тяжелые офицерские погоны на плечах. 

Без пороха

Вероятно, среди преподавателей Фотия Кулагина в Ивановском художественном училище был и Иван Калашников (в будущем – заслуженный учитель РСФСР). На выставке представлено несколько его зарисовок, в которых намечен сюжет (красноармейцы за чтением, советский армреслинг «А ну-ка согни» и др.), выстроены многофигурные композиции. 

Иван Калашников летом 1942 года вместе с ивановскими художниками (Секириным и Говоровым) выезжал на фронт. Позже стал преподавать в Горьковской военной школе радиоспециалистов – потому, видимо, на его рисунках не бывалые солдаты-фронтовики, а курсанты, не нюхавшие настоящего пороха, – мальчишки в гимнастерках. 

***

Ивановский художник Александр Леонов известен своими пейзажами. На выставке в музее Пророкова – два живописных этюда, сделанных в освобожденной Европе. На них не видно следов войны – старинный мост, аккуратные шпили старого замка. Леонов преодолел долгий путь к этой благостной идиллии: сначала отсидел пять лет на Соловках, затем «искупал ошибки» кровью в штрафбате. Художник освобождал Украину, Польшу, Чехословакию, Австрию. А впереди победителя ждал новый срок в ГУЛАГе.

Можно ли осуждать?

Николай Быльев-Протопопов – ленинградский график. О первых месяцах блокады свидетельствуют выставленные рисунки: «Блокадный хлеб. Февраль 1942», «Мальчик, пострадавший при воздушном налете», «Сирена воздушной тревоги». Художник выезжал на фронт к партизанам (соответствующие репортажные рисунки есть в экспозиции), а после командировки уже не вернулся в Ленинград – за что был на какое-то время исключен из Союза художников. Сам Быльев писал, что в тыл его отправило армейское командование, он честно работал. Но в любом случае: стоит ли осуждать человека, не вернувшегося в блокадный город?

Я был на выставке в один из первых дней ее работы. Тогда еще не были вывешены сопроводительные и пояснительные тексты. Но многое об этой экспозиции можно узнать на сайте художественного музея – в мае выходила рубрика о художниках-фронтовиках. Та виртуальная выставка (она по-прежнему доступна в сети) во многом перекликающаяся с нынешней реальной.

Противоэпидемический регламент работы музея предполагает посещение по предварительной записи (тел. 32-94-53), необходимо соблюдение перчаточно-масочного режима. Выходной день – вторник. 

В экспозиции также представлены работы художников-фронтовиков: Константина Фролова, Бориса Пророкова, Евгения Горячева, Николая Лапшина, Альфреда Оя, Юрия Непринцева; художников Александра Морозова, Евгения Грибова, Юрия Савинова, Александра Коверина.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

«Стремились передать чувство радости»

Художники Родионовы – о своих знаковых полотнах

Взрослые школьники: шанс наверстать упущенное

Мало кто знает, что в Иванове есть вечерняя школа

Песьяков бьет рекорды 

Вратарь провел 243-й матч в Премьер-лиге. Это рекорд среди лучших ивановских футболистов

«Вход обязательно во фраках» 

Ивановские пригласительные рубежа ХIХ–ХХ веков (продолжение)

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам