Ивановские колледжи – лидеры по итогам Всероссийской акции
День бега пройдет в субботу, 20 сентября, в Кинешме
В настоящее время в муниципальных учреждениях социальной сферы трудятся более 250 молодых специалистов
Студентка Ивановского медуниверситета представила Россию на XVIII фестивале «Молодежь - за Союзное государство» в Беларуси
Долгие годы коллектив был визитной карточкой города, достойно представляя ивановскую землю и ее певческие традиции по всей России и за её пределами
В сентябре для взрослых и малышей запланированы тематические мероприятия
В детских домах ждут не только усыновителей

Директора детских домов подтвердят, что большинство их выпускников мало приспособлены к жизни. Не всем везет в жизни встретить хорошего наставника, который бы помог советом, интересовался бы его жизнью и уделял внимание. Проект «Наставничество» Новосибирского благотворительного фонда «Солнечный город» и был задуман для адаптации выпускников из детских домов. На протяжении пяти лет он работает в восьми городах страны. С недавнего времени подключилось и Иваново. Куратор проекта, руководитель фонда «Добрая надежда» Анна Кожина рассказала подробности:

– Смысл в том, чтобы у ребенка появился в жизни еще один значимый взрослый. Ответственный наставник должен подсказать, чего стоит избегать, к какой цели стремиться, как в жизни устроиться. Сейчас, конечно, именно такой задачи мы им не ставим, пока нужно просто выстроить отношения с детьми. На наших занятиях мы говорим: вы не должны воспитывать ребенка, пока вы только показываете ему пример и расширяете границы восприятия. Ведь дети из детских домов планируют свое будущее довольно стереотипно: вот сейчас я закончу девять классов, получу рабочую специальность в ближайшем училище, и всё. А можно поговорить и показать ребенку другие возможности, выявить его скрытые таланты.

По ролям

– А правильно ли воспримет ребенок такого взрослого? Не получится ли, что он будет ожидать от него больше, чем тот может ему дать. Не появится ли ложная надежда у детдомовца, что его в скором времени усыновят.

– Да, такие сомнения возникают у будущих наставников часто. Мы этот проект реализуем по спецтехнологии новосибирцев – есть методика, которая успешно зарекомендовала себя. Непонимание есть: много приходит людей, которые хотели бы потренироваться перед приемным родительством. Вот, мол, мы посмотрим, а потом, может быть, заберем его в семью. Мы говорим, нет, нельзя путать роли. Иначе вы выстроите с ребенком доверительные отношения как с другом, а потом в вашей семье он обязан будет вас как родителя слушаться. Желающих стать приемным родителем мы отправляем на другой проект.

– Ну, со взрослыми вы сможете провести разграничения, а с ребенком это возможно?

– В проект мы берем детей только с 12 лет. В этом возрасте ребенок в состоянии разделить роли будущего приемного родителя и просто друга. Еще до карантина мы успели пройти по детским домам поговорить с детьми, предложили им участвовать. Очень многие выразили желание. Правда, для детей мы используем слово не «наставник», а «индивидуальный волонтер». Волонтеры в детские дома приходят довольно часто, проводят мастер-классы, показывают спектакли. А тут свой личный, с которым выстраиваются отношения.

– А если наставник в какой-то момент поймет, что больше не хочет или не может им оставаться, ребенок же может расценить это как предательство. 

– Еще до начала отношений идет обучение, разъяснение правил, тренинги. То есть не сразу взрослый вступает в отношения с ребенком. И если возникают трудности, наставник проходит личностную терапию. Если совсем не получается (хотя у нас такого не было), взрослый уехал или завел семью и его супруга против, то есть целая технология закрытия пары. Работа тут ведется с ребенком, чтобы у него не возникало ни чувства вины, ни озлобленности на всех. Слава богу, до этого у нас не доходило.

Что обсуждают девочки?

– Уже есть сложившиеся пары «наставник – ребенок»?

– Пока только шесть. Из-за коронавируса общение, конечно, ограничено. Но оно очень востребовано. Координаторы, воспитатели детских домов видят, что дети просто в восторге. Девчонки вместе обсуждают девчачьи вопросы: наряды, будущие профессии, привычки, предпочтения. Но пока всё только онлайн. Живое общение будет, конечно, интереснее и полезнее. Дождемся снятия ограничений. Любой новый человек воспринимается детьми положительно. Наставников обучали, отбирали очень тщательно, а многих в проект не приняли.

– А почему, не прошли по каким-то критериям?

– Правила предусматривают наставничество одного пола с ребенком. У девочек не может быть наставник мужчина и наоборот. Это требование сразу исключает возможность негативных подозрений. Один молодой человек в анкете написал, что хотел бы стать наставником у девочки и что он чувствует в себе задатки руководителя. Мы сразу его анкету отмели, решили перестраховаться. И это несмотря на то, что мужчин нам реально не хватает и мальчишки их особенно ждут. 

– А какие есть требования к наставникам?

– Они должны быть как минимум старше 24 лет, образование и работа – неважны, учитывается прежде всего мотивация взрослого человека стать наставником для подростка. Но, кроме того, мы должны быть уверены, что потенциальные волонтеры не судимы и не больны. Нужна будет вся информация, справки из наркологического и психиатрического диспансеров, медкнижка – всё как положено, потому что они идут к детям.

Можно ли в гости?

– Обязательно ли наставник должен быть семейным и иметь опыт воспитания детей?

– Нет. Всё индивидуально. Одна молодая женщина обратилась к нам с целью найти друга своему ребенку. Но это тоже неправильно. Мы объяснили ей, это другая мотивация. Может, ее родной ребенок и не захочет общаться с ним, и это тоже нормально. Очень тонкая грань. И наша задача – не навредить. Никому не надо, чтобы из-за проекта рушились семьи или один ребенок становился счастливым за счет другого. Мы обязательно разъясняем наставнику психологию сиротства, какие могут возникнуть сложности. Обязательно проводится собеседование с нашим психологом, который смотрит, способен ли вообще человек быть наставником.

– Действительно, не каждому супругу может понравиться такое новое общение или новый друг своей супруги, который будет отвлекать внимание и время от семьи.

– Мы обязательно спрашиваем, не будет ли раздора в семье наставника из-за его участия в проекте. По технологии не запрещается в дальнейшем брать юного друга домой, знакомить его с членами семьи, если они не против. Вот одна наша наставница сразу сказала: я не буду смешивать эти отношения. Мы будем встречаться на нейтральной территории, сходим в кино, в кафе, погуляем, будем говорить. И это тоже нормально. Другая наставница – наоборот. Очень общительная, и дети ее такие же. Они составили уже план на лето: грибы, дача, речка и прочее. И это всё допустимо.

– Кого больше, детей или желающих стать наставниками?

– Пока больше детей, которые оставили так называемые заявки на наставников. И мы их, конечно, ждем. Проект очень хороший. Он развивается и уже очень успешно проявил себя в восьми городах страны. С нашими наставниками мы встречаемся, они обмениваются впечатлениями, как строят отношения, о чем говорят, что планируют. А кураторы в детских домах рассказывали, как во время онлайн-общения пары ребенок – наставник, другие дети заглядывают в комнату. Им тоже хочется взрослого друга, который, кто знает, может, станет его главным человеком в жизни.

По вопросам участия в проекте можно обратиться в благотворительный фонд «Добрая надежда»: www.kindhope.org; e-mail: prkozhina@bk.ru .тел.:32-42-00 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Луч надежды для маленьких героев

Детское отделение гематологии получило жизненно необходимое оборудование

Не использовать нельзя 

Могут ли изъять земельный участок, заросший бурьяном 

Как цветочные магазины пережили 1 сентября 

Флорист рассказала о предпочтениях ивановцев и профессиональных хитростях

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам