В детских домах ждут не только усыновителей

Директора детских домов подтвердят, что большинство их выпускников мало приспособлены к жизни. Не всем везет в жизни встретить хорошего наставника, который бы помог советом, интересовался бы его жизнью и уделял внимание. Проект «Наставничество» Новосибирского благотворительного фонда «Солнечный город» и был задуман для адаптации выпускников из детских домов. На протяжении пяти лет он работает в восьми городах страны. С недавнего времени подключилось и Иваново. Куратор проекта, руководитель фонда «Добрая надежда» Анна Кожина рассказала подробности:

– Смысл в том, чтобы у ребенка появился в жизни еще один значимый взрослый. Ответственный наставник должен подсказать, чего стоит избегать, к какой цели стремиться, как в жизни устроиться. Сейчас, конечно, именно такой задачи мы им не ставим, пока нужно просто выстроить отношения с детьми. На наших занятиях мы говорим: вы не должны воспитывать ребенка, пока вы только показываете ему пример и расширяете границы восприятия. Ведь дети из детских домов планируют свое будущее довольно стереотипно: вот сейчас я закончу девять классов, получу рабочую специальность в ближайшем училище, и всё. А можно поговорить и показать ребенку другие возможности, выявить его скрытые таланты.

По ролям

– А правильно ли воспримет ребенок такого взрослого? Не получится ли, что он будет ожидать от него больше, чем тот может ему дать. Не появится ли ложная надежда у детдомовца, что его в скором времени усыновят.

– Да, такие сомнения возникают у будущих наставников часто. Мы этот проект реализуем по спецтехнологии новосибирцев – есть методика, которая успешно зарекомендовала себя. Непонимание есть: много приходит людей, которые хотели бы потренироваться перед приемным родительством. Вот, мол, мы посмотрим, а потом, может быть, заберем его в семью. Мы говорим, нет, нельзя путать роли. Иначе вы выстроите с ребенком доверительные отношения как с другом, а потом в вашей семье он обязан будет вас как родителя слушаться. Желающих стать приемным родителем мы отправляем на другой проект.

– Ну, со взрослыми вы сможете провести разграничения, а с ребенком это возможно?

– В проект мы берем детей только с 12 лет. В этом возрасте ребенок в состоянии разделить роли будущего приемного родителя и просто друга. Еще до карантина мы успели пройти по детским домам поговорить с детьми, предложили им участвовать. Очень многие выразили желание. Правда, для детей мы используем слово не «наставник», а «индивидуальный волонтер». Волонтеры в детские дома приходят довольно часто, проводят мастер-классы, показывают спектакли. А тут свой личный, с которым выстраиваются отношения.

– А если наставник в какой-то момент поймет, что больше не хочет или не может им оставаться, ребенок же может расценить это как предательство. 

– Еще до начала отношений идет обучение, разъяснение правил, тренинги. То есть не сразу взрослый вступает в отношения с ребенком. И если возникают трудности, наставник проходит личностную терапию. Если совсем не получается (хотя у нас такого не было), взрослый уехал или завел семью и его супруга против, то есть целая технология закрытия пары. Работа тут ведется с ребенком, чтобы у него не возникало ни чувства вины, ни озлобленности на всех. Слава богу, до этого у нас не доходило.

Что обсуждают девочки?

– Уже есть сложившиеся пары «наставник – ребенок»?

– Пока только шесть. Из-за коронавируса общение, конечно, ограничено. Но оно очень востребовано. Координаторы, воспитатели детских домов видят, что дети просто в восторге. Девчонки вместе обсуждают девчачьи вопросы: наряды, будущие профессии, привычки, предпочтения. Но пока всё только онлайн. Живое общение будет, конечно, интереснее и полезнее. Дождемся снятия ограничений. Любой новый человек воспринимается детьми положительно. Наставников обучали, отбирали очень тщательно, а многих в проект не приняли.

– А почему, не прошли по каким-то критериям?

– Правила предусматривают наставничество одного пола с ребенком. У девочек не может быть наставник мужчина и наоборот. Это требование сразу исключает возможность негативных подозрений. Один молодой человек в анкете написал, что хотел бы стать наставником у девочки и что он чувствует в себе задатки руководителя. Мы сразу его анкету отмели, решили перестраховаться. И это несмотря на то, что мужчин нам реально не хватает и мальчишки их особенно ждут. 

– А какие есть требования к наставникам?

– Они должны быть как минимум старше 24 лет, образование и работа – неважны, учитывается прежде всего мотивация взрослого человека стать наставником для подростка. Но, кроме того, мы должны быть уверены, что потенциальные волонтеры не судимы и не больны. Нужна будет вся информация, справки из наркологического и психиатрического диспансеров, медкнижка – всё как положено, потому что они идут к детям.

Можно ли в гости?

– Обязательно ли наставник должен быть семейным и иметь опыт воспитания детей?

– Нет. Всё индивидуально. Одна молодая женщина обратилась к нам с целью найти друга своему ребенку. Но это тоже неправильно. Мы объяснили ей, это другая мотивация. Может, ее родной ребенок и не захочет общаться с ним, и это тоже нормально. Очень тонкая грань. И наша задача – не навредить. Никому не надо, чтобы из-за проекта рушились семьи или один ребенок становился счастливым за счет другого. Мы обязательно разъясняем наставнику психологию сиротства, какие могут возникнуть сложности. Обязательно проводится собеседование с нашим психологом, который смотрит, способен ли вообще человек быть наставником.

– Действительно, не каждому супругу может понравиться такое новое общение или новый друг своей супруги, который будет отвлекать внимание и время от семьи.

– Мы обязательно спрашиваем, не будет ли раздора в семье наставника из-за его участия в проекте. По технологии не запрещается в дальнейшем брать юного друга домой, знакомить его с членами семьи, если они не против. Вот одна наша наставница сразу сказала: я не буду смешивать эти отношения. Мы будем встречаться на нейтральной территории, сходим в кино, в кафе, погуляем, будем говорить. И это тоже нормально. Другая наставница – наоборот. Очень общительная, и дети ее такие же. Они составили уже план на лето: грибы, дача, речка и прочее. И это всё допустимо.

– Кого больше, детей или желающих стать наставниками?

– Пока больше детей, которые оставили так называемые заявки на наставников. И мы их, конечно, ждем. Проект очень хороший. Он развивается и уже очень успешно проявил себя в восьми городах страны. С нашими наставниками мы встречаемся, они обмениваются впечатлениями, как строят отношения, о чем говорят, что планируют. А кураторы в детских домах рассказывали, как во время онлайн-общения пары ребенок – наставник, другие дети заглядывают в комнату. Им тоже хочется взрослого друга, который, кто знает, может, станет его главным человеком в жизни.

По вопросам участия в проекте можно обратиться в благотворительный фонд «Добрая надежда»: www.kindhope.org; e-mail: prkozhina@bk.ru .тел.:32-42-00 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

«Стремились передать чувство радости»

Художники Родионовы – о своих знаковых полотнах

Взрослые школьники: шанс наверстать упущенное

Мало кто знает, что в Иванове есть вечерняя школа

Песьяков бьет рекорды 

Вратарь провел 243-й матч в Премьер-лиге. Это рекорд среди лучших ивановских футболистов

«Вход обязательно во фраках» 

Ивановские пригласительные рубежа ХIХ–ХХ веков (продолжение)

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам