Название «Моя жизнь в искусстве» в любом другом случае, наверное, звучало бы старомодно и излишне пафосно. Но для проходящей сейчас выставки Валерия Ефремова оно подходит

Экспозиция посвящена 90-летию художника: представлены работы, начиная с конца 1940-х вплоть до нынешнего года. 

«Рисовал я с детства, всё время, – рассказывает Валерий Николаевич. – Только во время войны голод всё перечеркивал. Мы жили в Сторожевом переулке (от него не осталось ничего), наш дом стоял там, где сейчас памятник Афанасьеву, огорода не было. И в войну меня просто измучил голод. Кончился он только в 1947-м, когда отменили карточную систему. Ужасно вспомнить, сколько мы купили и съели тогда хлеба – настолько оголодала наша семья. Поэтому война прошла без рисунков – ничего». 

В 1944 году Валерий Ефремов поступил в только что открывшуюся детскую художественную школу, а через год был принят в училище. На выставке представлено несколько зарисовок того времени. К сожалению, нет городских пейзажей – хотя впоследствии Ефремов стал известен именно в этом жанре. Объясняя их отсутствие, художник рассказал историю: «Нам в училище дали на лето задание – пейзажи в городе. Я выбрал место недалеко от своего дома, сел рисовать текстильный институт. Только начал – ко мне подходит мужик: «Ты чего здесь делаешь? Уходи, и больше, чтоб я тебя не видел». На этом летняя практика в городе у меня закончилась». Сегодня этот эпизод может показаться непонятным, но он типичен для послевоенного времени, когда всюду грезились шпионы и диверсанты. По тем же причинам нет у Валерия Ефремова рисунков из Норильска, в который он попал школьным учителем. Город тогда еще только строился – на центральной улице стояли лишь два многоквартирных дома. Я спросил художника, как он воспринял распределение на три года за полярный круг. Он ответил: «С удовольствием. Мне было 20 лет – впереди еще целая жизнь». Мне кажется, такой подход к жизни вообще характерен для Валерия Ефремова. Он и в творчестве не обходит стороной трудности. Обратите внимание на выставке, как часто художник изображает туманы, метели, сумерки. Писать переходные состояния непросто. Но Ефремову интересна творческая лаборатория.

Да и для того, чтобы заниматься гравюрой, надо быть немного алхимиком – рисунок прожигают на цинковой доске с помощью соляной кислоты, перед этим ее нагревают, используют специальные инструменты. Ефремов заинтересовался этим видом изобразительного искусства еще в училище. «У нас графику преподавал очень добрый и умный человек, такого старого воспитания – Владимир Иванович Благовещенский. И вот на занятиях он рассказывал о гравюре. Как-то пригласил меня домой: показал свои работы, объяснил технологию. Он занимался резцовой гравюрой. И я заболел этой техникой. На выставке есть мои ранние линогравюры, которые никогда не видели зрители. Вот, например, «Собирают утиль».

***

 В середине 1960-х Валерия Ефремова попросили подготовить несколько наборов гравюр с городскими пейзажами. Художник сделал 12 комплектов. Предполагалось, что они станут подарками для почетных гостей Иванова, ценным сувениром для иностранных делегаций. Как сложилась судьба альбомов, художник не знает. Возможно, и для него будет открытием, что один из комплектов его гравюр хранится в Литературном музее ИвГУ – в мемориальном кабинете Михаила Дудина. Очевидно, знаменитый поэт, живший тогда в Ленинграде, получил художественный сувенир от ивановских властей. Но что интересно: Дудина, видимо, настолько растрогали ефремовские гравюры, что он вспомнил свое детство, родную деревню в Фурмановском районе – и на задней обложке подарочного альбома он нарисовал свой деревенский пейзаж.

***

Выставка Валерия Ефремова проработает в Большом зале Дома художника до 1 октября. Примечательно, что на протяжении тридцати лет Валерий Николаевич не переступал порога этого здания. Когда-то он принес на выставком свои работы – их не приняли, да еще кто-то ухмыльнулся неприятно. Любого художника легко задеть. Но важно, что Ефремов не перестал заниматься творчеством. Не имея мастерской, он резал свои гравюры дома и в типографии (где работал ретушером), участвовал в выставках самодеятельных художников. Но по-настоящему зрители узнали Ефремова только в 1990-е, когда его офорты начали продаваться в художественных салонах. Ивановцы полюбили эти небольшие многодельные работы. На них город выглядит уютно и в то же время стильно. 

Когда в сквере у цирка проходит ярмарка «Город мастеров», у импровизированного прилавка Валерия Ефремова всегда многолюдно: прохожие подолгу рассматривают его офорты, интересуются техникой, покупают. У многих, может, и картин никогда не было дома, а эти гравюры зацепили, тронули что-то внутри.

На нынешней выставке представлены городские пейзажи, сделанные как в 1960-е, так и в последние десятилетия. Спрашиваю художника: меняется ли город? «Очень меняется, – ответил Валерий Николаевич. – Я, когда оказываюсь в новых районах, не узнаю Иваново совершенно. Какой-то чужой для меня стал город. Раньше сетовали, что много частного сектора, нет бытовых условий. Но сейчас я с грустью вспоминаю те старые улицы. Ведь каждый дом был особенный, непохожий на соседний. У меня есть и современный город в набросках. Может быть, как-нибудь объединю на одном листе старую и современную архитектуру. Мне еще хочется что-то сделать…»

Помимо гравюр и подготовительных рисунков к ним на выставке представлены акварельные работы и живопись Валерия Ефремова. Выставочный зал открыт ежедневно кроме воскресенья с 11 до 18 часов. Пр. Ленина, 45.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Взрослые школьники: шанс наверстать упущенное

Мало кто знает, что в Иванове есть вечерняя школа

Песьяков бьет рекорды 

Вратарь провел 243-й матч в Премьер-лиге. Это рекорд среди лучших ивановских футболистов

«Вход обязательно во фраках» 

Ивановские пригласительные рубежа ХIХ–ХХ веков (продолжение)

За недопуск – штраф

Вступили в силу поправки в административный кодекс об ответственности за нарушение правил обслуживания и ремонта газового оборудования

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам