Поменял профессию, но не себя

Павел Борисович Пешехотов, уйдя из академического института в сантехники, вовсе не считает, что попал «из князей в грязи». Он просто нашел другого себя.

Павел Пешехотов окончил Ивановский университет по специальности «Физика». Устроился в НИИ химии неводных растворов. Работа была увлекательной, перспективы профессионального роста – большие. Сдал кандидатский минимум. Практически была готова диссертация, пусть не по глобальной теме, но вполне прикладной: ученый занимался исследованием растворов на основании аминов, улучшающих процессы окрашивания тканей. Но к тому времени женился, родились двое детей и приходилось вшестером жить в маленькой квартире тещи. Было очень тесно, при этом возможностей купить или получить свое жилье – никаких. Посоветовавшись однажды с женой, Павел Борисович решил, что нужно поменять работу. Причем на такую, где дают жилье. В сфере ЖКХ, где-нибудь в ЖЭКе можно было на это рассчитывать. 

Выпускник ПТУ вместо научного руководителя

– Это были восьмидесятые годы. Я уволился из НИИ и устроился в городское домоуправление слесарем-сантехником – сам, без блата (смеется). Главный инженер был интеллигентным человеком, сразу разглядел, что я не простой работяга. Хотя поначалу я и правда ничего не знал, сам пытался во всём разобраться. Было тяжело, представьте: дело новое, коллектив – чужой, но меня, кстати, хорошо приняли ребята в бригаде. Мне повезло с наставником Вадимом Кондратьевым, который окончил ПТУ, был прекрасным слесарем и сварщиком, он многим тонкостям и премудростям меня научил. И когда я стал уже работать главным инженером, мне это очень помогло. Потому что эту науку слесарную (именно науку!) я постигал с нуля. И общаясь с подчиненными, сантехниками и другими работниками, я точно понимал, о чем речь, знал все нюансы. Если порой у них возникало желание схалтурить, со мной это не проходило.

– А как же вы потом с должности главного инженера ЖЭКа стали опять рядовым сантехником? 

– Поработал слесарем и мне предложили должность главного инженера в другом жилуправлении – в военном гарнизоне (ПО 14) в Пустошь-Боре. Раньше он был закрытым микрорайоном, но и в квартирах летчиков нужно было чинить коммуникации. Желанное жилье я тогда уже получил, но в НИИ не вернулся. А тут в нулевых годах началось новое испытание. Тогда в армии было далеко не всё благополучно, военным не платили зарплату. И наступил момент, когда весь жилой фонд гарнизона и домоуправление передали городу. Ну, представляете – реструктуризация, сокращения, увольнения. У меня была возможность остаться там мастером. Но я тогда подумал: чем командовать алкашами, лучше сам буду работать на участке. И устроился простым слесарем. То есть из начальников – прямиком в работяги. Многие знакомые удивлялись: мол, как ты так по ниспадающей скатился? 

– Было неудобно, стыдились этих перемен в жизни? 

– Нет, нисколько. Все же понимали, что я не спился, это не понижение в должности за профнепригодность, как бывает. Я сам пошел на это, но большинство наших друзей и знакомых выражали сочувствие. А я ведь вместе с инструментом сменил и всю жизнь: вместо лабораторных препаратов, пробирок и колб – разводные ключи и прочее. Вместо белого халата – спецодежда и роба. Бывало, идешь по участку с инструментом, а жена потом вечером укоряет: мол, видели тебя знакомые, говорят, что ты весь грязный был. А как после слесарных работ чистеньким остаться? Никак не получится. Сейчас никаких комплексов по этому поводу уже нет. Работа есть работа.

– А научный подход применяете в слесарном деле?

– Я не афишировал, но и не скрывал предыдущие места работы. Все начальники, которые у меня были, относились ко мне с уважением. Всегда советовались, в том числе и по каким-то теоретическим вопросам физических и химических процессов. Поверьте, они в нашем деле возникают часто. Бывают ситуации, в том числе и аварийные, которые требуют быстрого и грамотного решения непосредственно от слесаря, от сантехника. Тогда, конечно, и научные знания пригождаются, не только руки. 

Расплачивались не деньгами

– У обывателя еще с советских времен сложился устойчивый образ сантехника – пьяница. Приходилось сталкиваться с таким восприятием?

– В девяностые годы да. Поначалу частенько, когда жители меня не знали: пришел по заявке, всё починил, а мне бутылку суют. Тогда как раз ввели талоны, на продукты и на водку. Многие ей и расплачивались. А я не пил, так всё равно брал, тоже ей расплачивался в других местах. Это была валюта, все же помнят. Сначала и обращение ко мне было такое на «ты» и пренебрежительно-неуважительное. Больше по привычке, именно из-за сложившегося стереотипа. А потом постепенно жители стали понимать, что я немножко другой слесарь. Сейчас, конечно, такого нет. Я вижу перемены, какая конкуренция в управляющих компаниях, рабочие места сокращают. Да и уровень сантехника растет. Пьяницы на работе не удержатся, останутся хорошие специалисты, которые разбираются во всём и не пьют на работе. 

– Не возникало желания работать на себя, частником, уйти из управляющей компании?

– Думал об этом, но нет. Ведь определенные риски остаются, конкуренция сейчас даже в нашей сфере огромная, так что хорошим рабочим местом дорожат. А тем более мне 58 лет, и уже хочется стабильности. Денег, конечно, никому много не бывает, но надо же оставлять время и на саморазвитие. Потребность в этом по-прежнему у меня осталась.

– А в чем это проявляется?

– Я много читаю, в том числе и научную литературу. Еще с детства увлекся астрономией, и до сих пор интерес не пропадает. У меня есть телескоп, смотрю в него довольно часто. На небе, поверьте, всегда можно что-то увидеть захватывающее. А потом обсудить это с единомышленниками в интернете. Получается, что я постоянно чему-то учусь. Да и детям говорил всегда: учитесь, высшее образование обязательно нужно. Неважно, кем ты потом будешь работать, оно накладывает отпечаток, угол зрения на одни и те же ситуации будет уже другой, в университете учат прежде всего анализировать, мыслить, выбирать оптимальное решение. 

– Семья как вообще относилась к переменам в вашей жизни, когда вы из «академиков» перешли в сантехники?

– Поддержала. Никогда никто не укорял и не стыдился. Моя жена, педагог по образованию, тоже резко сменила сферу деятельности: из учителей сначала перешла работать в детский сад, а потом в лифтеры. А сыновья взрослые нашли себя в профессии. Один с компьютерами, системным администратором, а другой специализируется по пожарным сигнализациям (проектирование и установка). Все с руками, смолоду я их приучал держать инструмент. Теперь старший сын сам строит дом, мы помогаем. Да и внуку, ему сейчас пятнадцать, я постоянно говорю: нужно учиться, и прикладные навыки, и высшее образование обязательно пригодятся в жизни. За все эти годы я лично никогда не считал, что попал «из князей в грязи». Скорее наоборот. И я сейчас именно на своем месте.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

«Стремились передать чувство радости»

Художники Родионовы – о своих знаковых полотнах

Взрослые школьники: шанс наверстать упущенное

Мало кто знает, что в Иванове есть вечерняя школа

Песьяков бьет рекорды 

Вратарь провел 243-й матч в Премьер-лиге. Это рекорд среди лучших ивановских футболистов

«Вход обязательно во фраках» 

Ивановские пригласительные рубежа ХIХ–ХХ веков (продолжение)

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам