Стартовал прием документов на участие в конкурсном отборе
Предстоящий танцевальный вечер будет посвящен таким направлениям как хастл и социальная латина
Озвучены итоги конкурса вокалистов «Серебряные голоса»
Отремонтировано за пять лет в областном центре
С 21 января 2025 года директором детской художественной школы назначена Людмила Гущина
Продолжается противогололёдная обработка тротуаров
Что делают из автомобильных покрышек и при чем тут фенол и формальдегид?

Все мы привыкли видеть старые шины на клумбах или в огородах. Но там они представляют реальную угрозу. Расскажем, как сейчас перерабатывают отжившие покрышки и почему лебеди среди цветов – это вредно. 

В Ивановской области всего один завод по переработке покрышек. Он находится в промзоне на улице Станкостроителей. Директор предприятия по развитию Андрей Поляков объясняет: «Сегодня доступно два вида переработки шин. Первый вариант: получить топливо, которое потом используют вместо дизеля или мазута. Второй способ: изготовление резиновой крошки для покрытия стадионов и спортплощадок». Ивановский завод производит крошку. А уже из нее, например, плитку, увеличивая добавленную стоимость, и зарабатывает больше. 

Разрушительное солнце

Один из вопросов, который возникает, когда слышишь про переработку шин: не вреден ли материал, получившийся в результате? «Когда крошка закрыта от ультрафиолета, она спокойно хранится и не выделяет вредных веществ, – поясняет Андрей Поляков. – Но как только она попадает на солнце, из нее начинают выделяться фенолы и формальдегиды, структура разрушается и начинаются проблемы. Когда мы делаем плитку или бесшовную резиновую площадку, используем двухкомпонентный полиуретановый клей. Он связывает гранулы, обволакивает их и защищает от разрушения. Этот состав не смывается под воздействием дождя или снега и получается, что резина как бы находится под защитой». Поэтому необработанные покрышки в огороде или на клумбе принесут вред, а вот резиновая крошка, если она уложена по технологии, абсолютно безопасна.

Фенол – токсичное вещество. По степени воздействия на человеческий организм относится к высокоопасным. Пыль, пары и раствор фенола раздражают слизистые оболочки глаз, дыхательных путей, кожу, вызывая химические ожоги.

Формальдегиид – бесцветный газ с резким неприятным запахом. В больших концентрациях оказывает пагубное воздействие на организм.

Разноцветное – в Москву

Сейчас в Иванове всего одно производство по переработке шин. На него поступают, в частности, покрышки, которые вывозят с мусорных площадок – по новым правилам колеса нельзя захоранивать на полигонах. 

«Мы собираем данный вид отходов по всему региону, – рассказывает директор перерабатывающего завода. – К нам попадают также отходы, оставшиеся после сортировки крупногабаритного мусора. Кроме того, шиномонтажки, особенно крупные, отдают покрышки». Часто обращаются и обычные ивановцы. Андрей Поляков приводит характерный пример: «До сих пор сохраняется тенденция, что люди тащат старые шины к себе в огороды. А потом звонят нам и говорят: «Вывезите, у меня 100 кг грузовых покрышек». Откуда они? «А вот у меня фундамент бани был из них сделан». Мы отказываем. Но если человек сам привезет шины на переработку, мы их, конечно, заберем и пустим в работу». 

Проблемы могут возникнуть, пожалуй, только с крашеными шинами, которые часто попадают на производство с детских площадок. Их в Иванове не перерабатывают, отправляют в Москву. Так что если вы вырежете из покрышки цветочек и раскрасите во все цвета радуги, то переработать ее будет значительно сложнее.

Как начинается вторая жизнь шины

Шаг 1. На специальном станке рабочие удаляют бортовое кольцо с грузовых шин. В случае с покрышкой от легковой машины – этот вариант пропускают. 

Шаг 2. Шины нарубают на 8–10 частей – в ход идет промышленная гильотина. 

Шаг 3. Партии примерно по 10 кг рабочий загружает на автоматическую линию по переработке. Дальше весь процесс происходит без участия человека. Требуется только контроль в начале и в конце линии. 

Шаг 4. На линии два шредера дробят резину. Верхний нарубает бывшие шины на кусочки размером примерно 5х5 см, нижний, с мелким зубом, уменьшает куски до размеров 2х2. При этом выдавливается поперечный металлический корд – эти небольшие проволочки отделяют с помощью электромагнитного металлосепаратора.

После роторная дробилка превращает крупные фрагменты в крошку. Крошка подается на вибростол, где отделяют текстильную часть (она применяется в некоторых шинах для укрепления каркаса). После этого масса проходит через еще один сепаратор, где удаляют мелкую металлическую пыль. На последнем этапе крошка разделяется на фракции разного размера. 

Самая мелкая – пудра (от 0 до 1 мм) – используется, например, для изготовления шумоизоляционных материалов. Крошка размером 1–3 мм и 3–5 мм нужна для создания плитки, засыпки стадионов с искусственной травой или укладки на спортплощадки. 

Шаг 5. Упаковка в бигбеги. В день с производства уходят 3–5 мешков готовой крошки. Металлический корд продают переработчикам металла. Переработать корд сложнее, чем лом. Зато он дешевле. Текстиль применяют для набивки боксерских груш, матов и другого спортивного инвентаря. При хорошей очистке волокно, извлеченное из шин, используют даже как наполнитель для матрасов. 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

БАДы – не лекарства

Что же такое БАДы и как к ним относятся современные врачи?  

«Если сложно и страшно, надо это сделать»

ММА: драка без правил или спорт с философией?

32 первых места

В Твери состоялся юбилейный, 25-й Рождественский турнир по тхэквондо

Черные последствия экокатастрофы

Ивановские волонтеры спасают Черное море

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам