Тему дал город
Ивановский фотограф-любитель Александр Макушин стал серебряным призером международного конкурса International Photography Awards 2020 в номинации «Непрофессиональное изобразительное искусство». Победу ему принесла работа «Красный прямоугольник. Посвящение русскому авангарду». Несмотря на престижную премию, фотография для Александра всегда была и остается увлечением, а не работой.
– Александр, с чего началось ваше увлечение?
– Я начал фотографировать, когда учился в колледже. У меня дома был пленочный «Зенит», которым я даже не умел пользоваться. Друг предложил научить: я принес ему фотоаппарат, мы заправили пленку и сделали несколько кадров. После этого я снимал постоянно. Где-то пять лет назад я подумал, что мне нужно учиться и пошел на мастер-класс к известному фотографу Максиму Гусельникову. С тех пор я начал снимать более осознанно.
– Как вы придумали работу с красным прямоугольником, которая принесла победу?
– Тема возникла пару лет назад, когда Иваново начали активно позиционировать себя как авангардный город, провели фестиваль современного искусства. Подумал, что тоже хочу сделать что-то в этой стилистике.
Я часто ищу идеи в работах других фотографов или художников прошлого. В какой-то момент я пересматривал картины Малевича и вновь увидел «Красный квадрат», другое название которого – «Женщина в двух измерениях». Я крутил в голове эти образы и картинка сложилась.
Реализация же была достаточно простой. Нужно было найти серую стену в студии, черное платье, красный платок и модель. Модель, у меня была – мне повезло, Таня Фрост поддерживает все мои идеи.
Найти девушку, которая будет готова позировать – не так просто. Я иногда публикую объявления о поиске моделей у себя в «Инстаграме». Не сказать, что многие откликаются. Особенно, если речь идет о каком-то проекте, где человек потом не увидит своего лица.
– Что планируете дальше?
– Я задумал еще несколько «авангардных» работ, хочу доснимать красно-черную серию. Раньше я много времени уделял тому, какой получится картинка, не слишком думал о смыслах. Сейчас это изменилось. Я стараюсь что-то вложить в работы. Например, у меня был проект «Безграничная красота». В «Шеремерьев-центре» были вставлены фото девушек, с небольшим подписями о том, чем занимаются модели, откуда они. Такой прием сделал портреты более осмысленными. Часто ведь фотография ничего не говорит ни про модель, ни про фотографа, ни про место, где она сделана. Я постарался это исправить. Не могу сказать, что выставка имела большой успех, но для меня она оказалась важным опытом.
– Вы занимаетесь только творческими съемками: предлагают сделать фото на коммерческих условиях?
– Да, несколько раз предлагали снимать за деньги, но я еще ни разу не согласился. В этом нет принципиальности, просто я не вижу смысла тратить время на съемки, которые мне не интересны. Я не хочу делать условный новогодний портрет в студии с елкой. Думаю, фотографам, которые зарабатывают только на фотографии, важно браться и за такое. У меня есть работа маркетолога. Я могу отказаться от того, что мне не нравится и снимать только интересное.