«Звук в онлайне – ужасен»
Ивановские педагоги дополнительного образования вновь перешли на дистанционное обучение 5 ноября. По сравнению с весной, технически всё прошло проще: многие уже освоили компьютерные программы и осознали, что просто переждать несколько месяцев не получится – нужно учиться заниматься по-новому. Но есть ли польза от занятий музыкой через интернет?
Можно только старшеклассникам
«Я считаю, что с переходом на дистанционное обучение у нас возникла масса проблем. В первую очередь – это сложности с формированием профессиональных навыков, – комментирует преподаватель детской музыкальной школы № 2 Ирина Цыганова. – Игра на виолончели – это мастерство, которое передается буквально из рук в руки. Мы должны не только увидеть и услышать, но и потрогать ученика. Мы поправляем осанку, руки, голову, практически «лепим» нужную позу. Весенняя дистанционка навредила так, что весь сентябрь и октябрь мы восстанавливали утраченные навыки. Особенно сложно было в младших классах».
По мнению Ирины Цыгановой, заниматься со студентами музыкального училища или со старшеклассниками в онлайн-формате еще возможно, но вот наладить коммуникацию с маленькими детьми нереально. «Учить детей 7–9 лет дистанционно – сомнительная затея. Я считаю, что музыкальная школа – не то место, где стоит работать онлайн, особенно с учетом того, что основная часть занятий у нас – индивидуальная. Почему сложно учить по видеосвязи? Во-первых, все инструменты нуждаются в настройке. Но сделать это самостоятельно маленький ребенок не может. На занятии помогал преподаватель. А теперь как? А если порвалась струна? Всё, урока не будет!»
Согласна с ней и директор ДМШ № 2 Надежда Александрова: «Чтобы инструмент зазвучал, важно сделать всё правильно. Например, мой муж удаленно преподает духовые. Там важно, скажем, грамотно поставить мундштук, трость. Дети часто не могут этого сделать, а родители не знают, как помочь». Приходится либо долго объяснять ребенку, как совладать с инструментом, либо работать с тем, что есть. «В тот момент, когда у мужа начинается онлайн-занятие, я предпочитаю не находиться рядом. Не могу слушать звук – программа передает звук с огромными искажениями! Я преподаю сольфеджио, и мне немного легче. Если связь совсем не работает, то я отправляю задания в аудиосообщениях».
Техника не предназначена для музыки
Если в записи еще что-то слышно, то вот передать живую музыку в режиме онлайн – практически невозможно. Ирина Цыганова рассказывает: «Многие дети работают с телефонов или планшетов, но чтобы нормально заниматься дистанционно, и у меня, и у ребенка должен быть хороший компьютер, наушники, микрофон, специальные приложения… Zoom и WhstsApp не предназначены для музыки. Большую роль играет и качество интернета. Бывает, что звук идет вперед, а движение рук запаздывает. Пока я говорю ребенку, чтобы он поставил палец выше или ниже, он уже успевает доиграть произведение. Ну и, конечно, сам звук в онлайне – ужасен. Я не могу сказать об этом ученикам – они не виноваты, что занятия проходят в такой форме».
Некоторые дисциплины вообще невозможно преподавать удаленно. Например, хор в музыкальной школе получает только домашние задания. Собрать 35 человек в Zoom нереально. «Мы, конечно, отправляем задание по Viber, WhatsApp и электронной почте. Но понимаем: если еще несколько месяцев не позаниматься детским хором очно, то направление может погибнуть, – считает директор. – Ученики просто перестанут чувствовать ансамбль и работать голосом. На восстановление потребуется очень много времени. В течение нескольких лет у нас лучшие хоры в области, мы брали призовые места по России. Придется приложить большие усилия, чтобы школа оставалась на том же уровне».
Зрение сильно упало
Повлияла дистанционка и на здоровье детей и педагогов. «За пандемию мое зрение сильно упало. Сейчас у меня 17 учеников, я у монитора с утра до вечера, – объясняет преподаватель виолончели. – Врачи говорят, что нужно снизить нагрузку. Но как это сделать? Я нужна ученикам». Плюс, по словам директора школы, теперь гораздо больше времени уходит на подготовку к занятиям: важно правильно поставить камеру и объяснить ребенку, как закрепить телефон или планшет так, чтобы фигуру было видно целиком. Как ни странно, сложность еще в том, что всё приходится объяснять словами. Там, где раньше педагог мог просто одним движением руки поправить локоть первоклашке, теперь нужно потратить пять минут, чтобы объяснить.
И все-таки есть плюсы
«Сейчас мы сильно отстаем, – считает Ирина Цыганова. – Этого не наверстать за несколько дней. Музыка – это мастерство, которое нельзя нагнать, как уроки по истории». Хотя есть и некоторые плюсы. Например, многие дети (и даже некоторые родители) научились хорошо настраивать инструмент. А еще ученики посмотрели на себя со стороны, сдавая прошлогодний экзамен в видеоформате. Ну и родители, поприсутствовав на онлайн-занятиях, увидели, что музыка – это большая работа. И для учеников, и для преподавателей.