Счастливчик Михаил Кашаев
Он из счастливчиков – и в актерской судьбе, и в личной жизни. Михаила Борисовича любят зрители. Постараюсь рассказать о нем то, что знают далеко не все.
Первое его детское воспоминание, как едет в поезде из Барнаула, где семья была в эвакуации, в родной город – Сталинград. 1948-й, Мише всего два с половиной года. Когда добрались – ни одного «живого» дома, всё разрушено. Пока мальчик рос, видел, как восстанавливался город. Поэтому роднее, любимее и красивее, чем Сталинград, а теперь Волгоград, для него нет. Спросил Михаила Кашаева:
– Ваша мама была крановщицей, отец всю жизнь – пожарным. Откуда театр взялся в душе, а потом и судьбе?
– Старший брат ходил в народный театр при ДК тракторного завода. Я, естественно, бывал на каждой премьере. После школы поступил в институт народного хозяйства на автодорожный факультет. А тогда в вузах была такая форма эстетического воспитания – факультет общественных профессий. В театральном отделении спектакли ставили два артиста драмтеатра. В «Стряпухе» им нужен был Пчелка. Увидели меня: «Парень, не хочешь сыграть?» Я согласился. Премьеру приняли на ура. Постановщики подошли ко мне: «А чего ты в этом институте делаешь? Тебе прямая дорога в театр. Сейчас народный артист СССР Покровский набирает в училище курс». И мы с братом подали документы. Прошли оба. После окончания меня оставили в труппе Волгоградского театра.
Главная женщина жизни
В свое время на «Радио России-Иваново» вышел «восьмомартовский» проект: известные в области мужчины говорили о своих женах. Интересно, тепло сказали все. А мы, журналисты, пришли к выводу, что самый запоминающийся и яркий монолог был у Михаила Кашаева. Он и его жена Людмила Исакова, актриса того же театра, может быть, самая яркая и теплая по взаимоотношениям семейная пара нашего края в сфере культуры и искусства.
– А как удалось завоевать красавицу Людмилу Исакову?
– Самое начало 70-х. Мы с ней в разных спектаклях оказывались в паре. И я влюбился просто по уши. Людмилу (дома зову ее Лелек) добивался целый год. В том числе серенады пел под балконом, орал: «Додуна! Додуна!» (это ее героиня в спектакле). Выходит: «Чего тебе надо?» – «Буду орать до тех пор, пока не пустишь». И в конце концов сказала: «Заходи».
В Волгоградской труппе молодые актеры не прижились, и у пары созрело желание уехать. Это был 1973 год. Людмила Ивановна в свободное от спектаклей время поехала к родителям в Москву, где встретила однокурсника по ГИТИСу Константина Баранова. Его только что назначили главным режиссером Ивановского театра драмы, он искал молодых актеров-единомышленников и пригласил Исакову в Иваново. Кстати пришелся и высокий, стройный, талантливый Михаил Кашаев.
Какой театр строил Баранов?
«Для молодежи. Город же студенческий, Баранов подсчитал, что если каждый студент хотя бы раз в сезон сходит в театр, то остальные зрители прийти уже не смогут, не будет мест. И он обновил труппу, пригласил много молодых артистов, – вспоминает Михаил Кашаев. – Первый спектакль у нас был «Лошадь Пржевальского». Когда открылся занавес, и мы все 17 артистов выскочили на сцену, зрители, по-моему, обалдели: столько молодых, причем новых, они не видели никогда. И завоевать студенчество у нас получилось. Лишние билетики спрашивали еще на подходах к театру. И ведь с тех пор наша труппа держит эту планку. Вот сейчас можно поздравить молодых коллег, которые съездили на фестиваль в Рязань со спектаклем «Леха» и получили первый приз, а Лена Иконникова – приз за лучшую женскую роль».
Режиссеры, которые произвели огранку Кашаева-актера – это Баранов, Вайнштейн, Берман, Морейдо, Южаков, Соловьёв. Они разных школ, но каждый видел в актере что-то близкое. Материал оказался пластичным, восприимчивым к актерской науке. В результате из Кашаева получился актер, способный сыграть и героев, и характерные роли, и тонкую лирику (сколько зрителей плакали в заключительной сцене с Кашаевым в спектакле «Очень простая история»!)
Актерская судьба Кашаева сложилась удачно. Он сыграл почти всё, о чем мечтал. Не было разве что Сирано де Бержерака и Протасова. Но сейчас играть их – считает сам актер – не тот возраст. Театр, говорит Михаил Кашаев, в последнее время изменился. «Сейчас, как ни крути, на первый план выходят финансы. Если в советское время мы работали за идею, то сейчас всё сводится к рублю. Это плохо».
Театр «Миллятем»
Имя артиста Кашаева по паспорту – Мхамед Баширович. Татарский народный театр «Миллятем» он создал в Иванове в память о своих корнях. Последние годы его отец прожил в Иванове, а когда умер, похоронить надо было по мусульманским обычаям. Обратились к председателю татарской общины Фяриту Ляпину, и община помогла. У Кашаева и Ляпина завязались хорошие отношения. Договорились об обменных гастролях театров – Ивановского и Альметьевского. Национальный театр из Татарстана привез спектакли на татарском языке. И Михаил Кашаев видел, как рады ивановцы-татары услышать со сцены родную речь. Тогда и возникло желание создать свой татарский театральный коллектив. Для первой постановки взяли пьесу Туфана Минуллина «Родословная». Автора пригласили на премьеру, и он был в восторге. Потом поставили спектакль про поэта-фронтовика Мусу Джалиля и «Дочки-матери». Театр ездил со спектаклями в Казань и Москву.
Период пандемии Михаил Кашаев переживает сложно: «Организм актера устроен так, что ему необходимо всё время отдавать. Вышел на сцену, передал эмоциональный заряд зрителям, потом опять наполняешься и вновь на сцену. А когда несколько месяцев этого процесса нет – тяжело. И что бы там ни придумали (онлайн-проекты или еще что) – это всё равно не театр. Может быть, для зрителя посмотреть запись спектакля на компьютере хорошо. А для актеров это плохо».
Где тишина…
У четы Кашаев – Исакова есть деревенский дом в Кинешемском районе. Обязанности распределены так: Михаил выращивает фрукты-овощи, Людмила Ивановна – цветы. Кашаев – большой любитель ходить по грибы. Идет в лес самое большее на два часа и выходит обязательно с полной корзиной. «Мы с Лельком так свою деревню любим! Вечером сядем в нашей уютной беседке чаю попить. Ти-ши-на! Только птичка какая посвистывает или кукушка – ку-ку, ку-ку… Такой кайф на душе!»
Мало кто из зрителей, видя Кашаева на сцене, предполагает, что он совершил 201 прыжок с парашютом. Когда прыгнул первый раз, ему понравилось. Причем настолько, что вступил в команду воинов-спортсменов. Так и «намотал» две сотни. Случались и нештатные ситуации: «Однажды прыгнувший после меня солдат догнал мой парашют и побежал по надутому куполу. А до земли оставалось уже немного. Я отвлекся и не успел повернуться, чтобы приземлиться лицом к движению, и спиной о землю – бамц! Из глаз во все стороны молнии полетели. Пока приходил в себя, порыв ветра надул все 82 кв. м. ткани, и меня потащило. Потом встал на ноги, стал подтягивать нижние стропы, а тут второй порыв, и я опять на четырех костях по земле… Только поднялся – третий порыв ветра, и снова протащило метров сто. Но все-таки удалось справиться, унять парашют».
Михаил Кашаев всегда в прекрасной физической форме, сохранять которую, по его мнению, позволяют гены. И то, что в юности занимался спортом, потом три года служил в спецназе. Кашаев любит ходить пешком. В городе утром обязательно пройдется по улице – по магазинам или просто так. Когда в деревне, много ходит по лесу. «Себя надо держать в форме всегда. Даже в пандемию не хочу становиться стариком», – говорит он.