Кто они, эти люди на электросамокатах?

Весна. На улицах появились электросамокатчики, которые несутся на большой скорости по тротуарам… Быстро и весело. Безопасно? Вопрос. Практика показывает – электросамокат способен развивать скорость, как, к примеру, старый автомобиль. Только на «Жигули» требуются права, а на самокат нет.

Самокат, безусловно, очень удобен: компактен, быстр, не габаритен. Летом запросто объедет любую пробку. Его сразу полюбили жители мегаполисов – в Москве и Санкт-Петербурге уже несколько лет самокаты на пике популярности. Сейчас они добрались и до нас. Как автомобилист и пешеход скажу откровенно: это беда. У самокатчиков (как, впрочем, и у велосипедистов) есть пунктик: правил для них не существует. Логика проста: если они выезжают на проезжую часть, то автоматически становятся участником дорожного движения. А, оказавшись на тротуаре, почему-то считают себя пешеходами. Только вот в отличие от пешеходов скорость у них значительно выше и увернуться от них не всегда успеваешь.

Сразу оговорюсь, в этом году в Иванове ДТП с участием электросамокатов не зафиксировано. Не выезжали на подобные вызовы и представители службы скорой помощи, не дали устрашающей статистики и в травмпунктах. Пока у нас есть только недовольные пешеходы, родители и автомобилисты. Но обольщаться не стоит: во-первых, лето впереди, а во-вторых, самокатов пока не так много. Но это поправимо, учитывая их растущую популярность.

А вот в других городах (разумеется, в первую очередь в мегаполисах) статистика другая. Несколько громких случаев – только за последнюю неделю. 16 мая в Санкт-Петербурге задержали двух юношей, которые на электросамокате сбивали прохожих на Невском проспекте. Их задержали, возбуждено уголовное дело за хулиганство. В тот же день в Санкт-Петербурге машина сбила двух молодых людей, выезжавших на дорогу на самокате. 18 мая в Санкт-Петербурге танцор Мариинского театра Давид Зелеев упал c самоката и сильно ударился головой об асфальт, после чего был госпитализирован в тяжелом состоянии. 

В аналитическом обзоре Научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ приводятся неутешительные данные. С 2018 по 2020 год ощутимо увеличилось число ДТП с участием средств индивидуальной мобильности, оснащенных электродвигателем. В частности, всего за прошлый год зарегистрировано 331 происшествие, результатом которых стала гибель шести человек, еще 347 были ранены.

Сами же самокатчики опасности и, что важно, ответственности, похоже, не осознают. И летят на всех парах. А законодатели ломают голову над тем, как ограничить этот порыв.

Итак, какой правовой статус имеют электросамокаты? 

Определения, что такое электросамокат, в Правилах дорожного движения нет. Но есть устоявшаяся судебная практика по их разделению: в одних случаях их считают мопедами, в других – просто устройством для пешеходов. И тут всё зависит от мощности.

«Сотрудники ГИБДД и судьи, рассматривающие административные дела, относят электросамокаты с мощностью электродвигателя более 250 Вт к механическим транспортным средствам. А водитель любого механического транспортного средства обязан иметь удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории», – говорит доцент кафедры уголовного права и процесса ИвГУ Сергей Ковалёв.

Получается, что если вы управляете электросамокатом с мощностью мотора не более 250 ватт, то вы приравниваетесь к пешеходу, езда же на более мощном электрическом самокате образует ситуацию, когда сотрудники ГИБДД и суды считают ваше транспортное средство мопедом.

Где можно передвигаться на электросамокате?

Сергей Ковалёв подчеркнул: и тут всё зависит от мощности. На маломощном самокате можно передвигаться по тротуарам, пешеходным или велопешеходным дорожкам (правда, со скоростью не более 20 км/ч). Если вышеперечисленного нет на данном участке, то по обочине, если и обочины нет, то по краю проезжей части дороги навстречу потоку автомобилей.

А вот обладателям мощных самокатов правильно ездить по правому краю проезжей части или по полосе для велосипедистов, со скоростью не более 50 км/ч, а также по обочине при условии, что при этом нет помех пешеходам. Обратите внимание, что на электросамокате мощностью свыше 250 ватт по ПДД запрещается ездить по тротуарам, а также по пешеходным дорожкам и велодорожкам.

Кстати, под градусом ездить на мощном электросамокате тоже нельзя. За это запросто лишат прав на срок от 1,5 до 2 лет, а также придется заплатить штраф в размере 30 тысяч рублей, в соответствии с частью 1 статьи 12.8. КоАП РФ.

А если ДТП?

– Довольно необычная тонкость заключается в разнице ответственности между случаями, когда вы управляете самокатом менее 250 ватт и более, являясь, соответственно, пешеходом или водителем транспортного средства, – говорит собеседник.

При легком характере травм – разница в размере штрафа и лишении прав. При нанесении тяжелого вреда здоровью или же смерти санкции предусмотрены уже статьями 268 и 264 Уголовного кодекса. В случае управления маломощным самокатом предусмотрено самое строгое наказание в виде лишения свободы от двух до семи лет. А при управлении более мощным самокатом свыше 250 ватт возможно назначение наказания в виде лишения свободы от двух до пятнадцати лет.

 Самокатчики бывают разные

Между тем электросамокаты – не зло, а прогресс. Для многих он – спасение. Например, мой сосед, назовем его Дмитрий, – молодой, активный человек. У него одна особенность – ДЦП. При этом он мобилен, работает, есть семья.

Ну так вот: Дмитрий на электросамокате всегда, как только сходит снег. На нем он преодолевает длинные расстояния, ездит не быстро и аккуратно. Самокат несколько отличается – с сиденьем. Удобно. Чувствует себя уверенно и комфортно. А без него даже небольшие расстояния получается преодолевать очень медленно. При этом в отличие от традиционных средств передвижения для инвалидов, самокат более мобилен, на нем легко и быстро можно объехать любой бордюр. На мой взгляд, гениальный выход для определенной категории граждан.

Но есть и другая категория граждан в моем окружении, которые покупают мощные самокаты и ездят на них на большой скорости вместе с детьми (ребенок запросто стоит между рулем и водителем). Разумеется, ни о какой безопасности речи не идет. К примеру: кинетическая энергия самоката, на котором едет человек с ребенком (масса около 130 кг) со скоростью 20 км/ч достигает 1970 Дж. Это больше, чем кинетическая энергия пули, выпущенной из автомата Калашникова (1377 Дж).

Что ограничивать будем?

В Госдуме уже несколько лет работают над тем, чтобы так или иначе обезопасить самокатчиков и тех, кто стоит на их пути. Буду краткой: в разные годы предлагали ограничивать мощность, скорость, рост, возраст, вес… ну и так далее. Вариантов предлагалось так много, что пока к единому мнению законодатели не пришли и дальше обсуждений не продвинулись. Чего не скажешь об их зарубежных коллегах. 

Например, во Франции электросамокаты могут передвигаться исключительно по велодорожкам, а также по улицам, где скоростное ограничение для автотранспорта – 50 км/ч. При этом их скорость не должна превышать 25 км/ч. По тротуару ездить категорически запрещено (штраф нарушителю – 135 евро). Заезжать на тротуар можно, лишь отключив электромотор, если идешь пешком и ведешь самокат или велосипед рядом с собой. В Париже права для управления этими аппаратами не обязательны. Зато обязательно страхование ответственности перед третьими лицами. В среднем такой годовой полис может стоить от 70 до 100 евро. Его отсутствие наказывается штрафом до 3750 евро. В Лондоне формально запрещено кататься на электросамокатах по городу, тем более по тротуарам. Передвигаться на них можно только по частной территории с разрешения владельца, но люди всё равно ездят на самокатах от дома до автобусной остановки и от метро до офиса.

Любопытно. Может, и нам попробовать?

 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Взрослые школьники: шанс наверстать упущенное

Мало кто знает, что в Иванове есть вечерняя школа

Песьяков бьет рекорды 

Вратарь провел 243-й матч в Премьер-лиге. Это рекорд среди лучших ивановских футболистов

«Вход обязательно во фраках» 

Ивановские пригласительные рубежа ХIХ–ХХ веков (продолжение)

За недопуск – штраф

Вступили в силу поправки в административный кодекс об ответственности за нарушение правил обслуживания и ремонта газового оборудования

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам