Он выполнил норматив Мастера спорта России
Всероссийский день бесплатной юридической помощи
Дома, в которых приобрели квартиры дольщики
Сотрудникам, прошедшим полный курс вакцинации против коронавируса, установят дополнительный выходной
67 диагнозов за сутки, 4 скончались
22 июня в Иванове пройдет Всероссийская акция
Светлана Иванова
Кто они, эти люди на электросамокатах?

Весна. На улицах появились электросамокатчики, которые несутся на большой скорости по тротуарам… Быстро и весело. Безопасно? Вопрос. Практика показывает – электросамокат способен развивать скорость, как, к примеру, старый автомобиль. Только на «Жигули» требуются права, а на самокат нет.

Самокат, безусловно, очень удобен: компактен, быстр, не габаритен. Летом запросто объедет любую пробку. Его сразу полюбили жители мегаполисов – в Москве и Санкт-Петербурге уже несколько лет самокаты на пике популярности. Сейчас они добрались и до нас. Как автомобилист и пешеход скажу откровенно: это беда. У самокатчиков (как, впрочем, и у велосипедистов) есть пунктик: правил для них не существует. Логика проста: если они выезжают на проезжую часть, то автоматически становятся участником дорожного движения. А, оказавшись на тротуаре, почему-то считают себя пешеходами. Только вот в отличие от пешеходов скорость у них значительно выше и увернуться от них не всегда успеваешь.

Сразу оговорюсь, в этом году в Иванове ДТП с участием электросамокатов не зафиксировано. Не выезжали на подобные вызовы и представители службы скорой помощи, не дали устрашающей статистики и в травмпунктах. Пока у нас есть только недовольные пешеходы, родители и автомобилисты. Но обольщаться не стоит: во-первых, лето впереди, а во-вторых, самокатов пока не так много. Но это поправимо, учитывая их растущую популярность.

А вот в других городах (разумеется, в первую очередь в мегаполисах) статистика другая. Несколько громких случаев – только за последнюю неделю. 16 мая в Санкт-Петербурге задержали двух юношей, которые на электросамокате сбивали прохожих на Невском проспекте. Их задержали, возбуждено уголовное дело за хулиганство. В тот же день в Санкт-Петербурге машина сбила двух молодых людей, выезжавших на дорогу на самокате. 18 мая в Санкт-Петербурге танцор Мариинского театра Давид Зелеев упал c самоката и сильно ударился головой об асфальт, после чего был госпитализирован в тяжелом состоянии. 

В аналитическом обзоре Научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ приводятся неутешительные данные. С 2018 по 2020 год ощутимо увеличилось число ДТП с участием средств индивидуальной мобильности, оснащенных электродвигателем. В частности, всего за прошлый год зарегистрировано 331 происшествие, результатом которых стала гибель шести человек, еще 347 были ранены.

Сами же самокатчики опасности и, что важно, ответственности, похоже, не осознают. И летят на всех парах. А законодатели ломают голову над тем, как ограничить этот порыв.

Итак, какой правовой статус имеют электросамокаты? 

Определения, что такое электросамокат, в Правилах дорожного движения нет. Но есть устоявшаяся судебная практика по их разделению: в одних случаях их считают мопедами, в других – просто устройством для пешеходов. И тут всё зависит от мощности.

«Сотрудники ГИБДД и судьи, рассматривающие административные дела, относят электросамокаты с мощностью электродвигателя более 250 Вт к механическим транспортным средствам. А водитель любого механического транспортного средства обязан иметь удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории», – говорит доцент кафедры уголовного права и процесса ИвГУ Сергей Ковалёв.

Получается, что если вы управляете электросамокатом с мощностью мотора не более 250 ватт, то вы приравниваетесь к пешеходу, езда же на более мощном электрическом самокате образует ситуацию, когда сотрудники ГИБДД и суды считают ваше транспортное средство мопедом.

Где можно передвигаться на электросамокате?

Сергей Ковалёв подчеркнул: и тут всё зависит от мощности. На маломощном самокате можно передвигаться по тротуарам, пешеходным или велопешеходным дорожкам (правда, со скоростью не более 20 км/ч). Если вышеперечисленного нет на данном участке, то по обочине, если и обочины нет, то по краю проезжей части дороги навстречу потоку автомобилей.

А вот обладателям мощных самокатов правильно ездить по правому краю проезжей части или по полосе для велосипедистов, со скоростью не более 50 км/ч, а также по обочине при условии, что при этом нет помех пешеходам. Обратите внимание, что на электросамокате мощностью свыше 250 ватт по ПДД запрещается ездить по тротуарам, а также по пешеходным дорожкам и велодорожкам.

Кстати, под градусом ездить на мощном электросамокате тоже нельзя. За это запросто лишат прав на срок от 1,5 до 2 лет, а также придется заплатить штраф в размере 30 тысяч рублей, в соответствии с частью 1 статьи 12.8. КоАП РФ.

А если ДТП?

– Довольно необычная тонкость заключается в разнице ответственности между случаями, когда вы управляете самокатом менее 250 ватт и более, являясь, соответственно, пешеходом или водителем транспортного средства, – говорит собеседник.

При легком характере травм – разница в размере штрафа и лишении прав. При нанесении тяжелого вреда здоровью или же смерти санкции предусмотрены уже статьями 268 и 264 Уголовного кодекса. В случае управления маломощным самокатом предусмотрено самое строгое наказание в виде лишения свободы от двух до семи лет. А при управлении более мощным самокатом свыше 250 ватт возможно назначение наказания в виде лишения свободы от двух до пятнадцати лет.

 Самокатчики бывают разные

Между тем электросамокаты – не зло, а прогресс. Для многих он – спасение. Например, мой сосед, назовем его Дмитрий, – молодой, активный человек. У него одна особенность – ДЦП. При этом он мобилен, работает, есть семья.

Ну так вот: Дмитрий на электросамокате всегда, как только сходит снег. На нем он преодолевает длинные расстояния, ездит не быстро и аккуратно. Самокат несколько отличается – с сиденьем. Удобно. Чувствует себя уверенно и комфортно. А без него даже небольшие расстояния получается преодолевать очень медленно. При этом в отличие от традиционных средств передвижения для инвалидов, самокат более мобилен, на нем легко и быстро можно объехать любой бордюр. На мой взгляд, гениальный выход для определенной категории граждан.

Но есть и другая категория граждан в моем окружении, которые покупают мощные самокаты и ездят на них на большой скорости вместе с детьми (ребенок запросто стоит между рулем и водителем). Разумеется, ни о какой безопасности речи не идет. К примеру: кинетическая энергия самоката, на котором едет человек с ребенком (масса около 130 кг) со скоростью 20 км/ч достигает 1970 Дж. Это больше, чем кинетическая энергия пули, выпущенной из автомата Калашникова (1377 Дж).

Что ограничивать будем?

В Госдуме уже несколько лет работают над тем, чтобы так или иначе обезопасить самокатчиков и тех, кто стоит на их пути. Буду краткой: в разные годы предлагали ограничивать мощность, скорость, рост, возраст, вес… ну и так далее. Вариантов предлагалось так много, что пока к единому мнению законодатели не пришли и дальше обсуждений не продвинулись. Чего не скажешь об их зарубежных коллегах. 

Например, во Франции электросамокаты могут передвигаться исключительно по велодорожкам, а также по улицам, где скоростное ограничение для автотранспорта – 50 км/ч. При этом их скорость не должна превышать 25 км/ч. По тротуару ездить категорически запрещено (штраф нарушителю – 135 евро). Заезжать на тротуар можно, лишь отключив электромотор, если идешь пешком и ведешь самокат или велосипед рядом с собой. В Париже права для управления этими аппаратами не обязательны. Зато обязательно страхование ответственности перед третьими лицами. В среднем такой годовой полис может стоить от 70 до 100 евро. Его отсутствие наказывается штрафом до 3750 евро. В Лондоне формально запрещено кататься на электросамокатах по городу, тем более по тротуарам. Передвигаться на них можно только по частной территории с разрешения владельца, но люди всё равно ездят на самокатах от дома до автобусной остановки и от метро до офиса.

Любопытно. Может, и нам попробовать?

 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Светлана Иванова

Война глазами детей

Состоялась презентация книги «Мы военного времени дети»

Редакция РК

Только вакцинация победит ковид

Кто может сделать прививку от ковида и насколько это важно, рассказала врач-инфекционист, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой инфекционных болезней, эпидемиологии и дерматовенерологии Ивановской государственной медицинской академии Светлана Орлова

Редакция РК

Лето + кино

Фестиваль "Пилот" перенесен до улучшения эпидситуации

Светлана Иванова

Ткани&Бренды: навстречу друг другу

14 июня - День текстильщика