14 июня - День текстильщика

Если вы еще думаете, что современный текстиль – это огромные шумные фабрики, на которых работают измотанные женщины, то вы заблуждаетесь. На смену устаревшим технологиям пришли высокотехнологичные производства, грамотные специалисты, новое оборудование. Это вам любой студент скажет. А кто же еще? Им и предстоит вершить текстильное будущее нашего региона. Вот давайте у них и спросим.

Например, Марину Лобанову – студентку Ивановского государственного политехнического университета. Она будущий технолог. И хоть пока учится на третьем курсе, уже участница проектной деятельности ИвГПУ, член рабочей группы проекта «Разработка методики и модели мультизадачного обучения нейросетей для распознавания дефектов ткани с различным видом оформления поверхности». После окончания вуза Марина планирует работать на одном из текстильных предприятий Иванова.

– Марина, наш край принято считать текстильным. Но насколько этот бренд актуален сейчас? Современный текстиль скорее жив, чем мертв? Какие текстильные предприятия вы знаете, с кем-то уже доводилось работать?

– Я пока только учусь, но уже успела побывать на ряде региональных текстильных предприятий в ходе производственных практик и специальных ознакомительных экскурсий. И, пожалуй, соглашусь, массивные, неповоротливые фабрики действительно уходят в прошлое. Они не выдерживают конкуренции, потому как на смену пришли современные производства с новейшим оборудованием и инновационными технологиями. Жизнь не стоит на месте: ученые-технологи предлагают новые волокнистые составы, переплетения и структуры, способы отделки или нанесения рисунка на ткань и т. д.

Так, например, побывав на прядильно-ткацкой фабрике № 3 «ХБК «Шуйские ситцы», что в городе Фурманове, в ивановской Научно-производственной фирме «Фабитекс», компаниях «Орматек» и «Стеллини.ру», я видела их работу изнутри. И знаете, я в полном восторге! Не думала, что у нас есть такие современные динамичные производства. Признаюсь, представляла их немного по-другому.

– Производства становятся автоматизированными, цифровые технологии рулят? 

– Роль цифровых технологий в проектировании текстиля очень важна: автоматизация повышает общую эффективность производства, рациональнее используется сырье, меньше остается отходов. И здесь большое значение имеют как раз технологические новации. Например, в нашем проекте «Разработка методики и модели мультизадачного обучения нейросетей для распознавания дефектов ткани с различным видом оформления поверхности» мы решали проблему выявления, а значит, и устранения дефектов на тканях. Ведь как это происходило раньше? Разбраковкой материала на выходе готовой продукции занимались люди. Многие скрытые дефекты оставались незамеченными. Сейчас работа стала автоматизированной: разбраковка осуществляется с помощью камер, что значительно упрощает сам процесс и делает результаты проверки качества материала более точными. Но такие технологии очень дорогостоящие. Для многих производств это неподъемные суммы. Наш проект, надеюсь, поможет решить эту проблему и создать собственные отечественные технологии по выявлению всевозможных пороков ткани.

– Марина, по вашим наблюдениям, как меняется текстильная отрасль в целом, какие новые технологии появляются?

– Она меняется с каждым годом! Так, популярный в развитых странах тренд на экологическую сознательность пришел и в Россию. А значит, становятся востребованными технологии и оборудование для рециклинга, то есть повторного использования отходов текстильного и швейного производств. Это не только позволяет рационально расходовать натуральное сырье, но и получать принципиально новые, в том числе нетканые материалы из волокон или нитей, соединенных между собой даже без применения методов ткачества, различные композиты на волокнистой основе с самыми разными свойствами. Так текстильная отрасль сближается с химической промышленностью, дает толчок к развитию машиностроения, строительной индустрии, медицины, да много еще каких отраслей экономики. Или взять, к примеру, процесс отделки или облагораживания ткани. Помимо множества различных видов переплетения нитей, создающих интересные сложные рисунки и фактуры ткани, в том числе за счет использования фасонной пряжи, не стоят на месте и технологии печати. То есть непосредственного нанесения рисунка на поверхность ткани или трикотажа. К традиционной ротационной печати – наиболее производительной и доступной по цене, сегодня добавились технологии термотрасферной и прямой цифровой печати на высокопроизводительных текстильных принтерах, шелкография. Новые технологии имеют целый ряд преимуществ, но, главное, позволяют практически моментально перенести на материал или готовое изделие рисунок с любым количеством цветов и запросто напечатать единичные экземпляры, а не заказывать огромный тираж.

Так что нашим текстильным предприятиям, да и нам – будущим специалистам, есть куда расти, разрабатывая новые материалы и технологии, изучая и внедряя самое передовое оборудование.

«Мода работает на качество»

А вот о том, как меняется мир моды, как отвечают на вызовы современности ивановские дизайнеры и какое будущее нас ждет, спросим начинающего специалиста, студентку 4-го курса кафедры дизайна костюма и текстиля им. Н. Г. Мизоновой Хелену Тадессе. Девушка, между прочим, настоящий профессионал, несмотря на возраст. Она победительница всевозможных конкурсов и уже приняла участие в создании нового бренда одежды MOSSO. Джинсы нового бренда уже приобрела певица Зиверт, а Ани Лорак одела в MOSSO героев своего нового клипа.

– Хелена, пару слов о моде сегодня…

– Сейчас мода активно разворачивается в сторону осознанного потребления. Начинает работать на качество, а не на количество. Бренды стараются запускать инициативы, связанные со сбором одежды на переработку, и активно выпускают коллекции, сшитые из вторсырья. Другая важная тенденция, которую я наблюдаю, – это мода на локальность. Сейчас всем интересны предприятия с уникальной историей и уникальными технологиями производства. У нас, например, это «Шуйские ситцы».

– С предприятием как раз работает политех…

– Да, у «Шуйских ситцев» – своя базовая кафедра и фирменная аудитория. Например, полгода назад в рамках фестиваля «Мода 4.0» студентам дали возможность выбрать любую ткань предприятия для своей коллекции. Я тогда специально выбрала ситец с классическим рисунком. И в итоге коллекция получила большой отклик, о ней написал журнал BeInOpen и недавно, 4 июня, я представила этот проект на их форуме… Как раз получилась история про локальность – сейчас это просто на пике трендов.

Коллаборация крупных производств с молодыми дизайнерами сейчас нужна и востребована. И университет дает такую возможность, являясь посредником между нами.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Генеральные предложения

Завершились общественные обсуждения изменений в генеральный план города и правила землепользования и застройки

Золотой "квадрат"

Квартиры в Иванове подорожали на 25-30%

Священная – противовирусная

Ивановский музыкальный театр представил премьеру хореографического спектакля «Весна священная» на музыку одноименного балета Игоря Стравинского

Бронза, камень-бумага и синий лен

В музейно-выставочном центре на Советской, 29 открылась небольшая, но насыщенная выставка (арт-проект) девяти московских художников «Лен»