Так называется выставка деревянных работ молодого ивановского мастера Николая Постевого в Доме-музее семьи Цветаевых

Николаю 22 года. Он – недавний выпускник факультета музеологии Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств. Хотя с детства ему нравилось прикладное творчество, все-таки ни скульптурой, ни столяркой никогда не занимался. И вот три года назад вдруг потянуло к дереву. Видимо, пришло время – захотелось чувствовать объемы и формы этого природного материала. 

Николай признается, что и сам не понял, как согласился на уговоры друзей и родных выставить свои работы. Смущаясь, Николай рассказывает, что деревом занимается всего три года, но дело это так захватило, что хочется погружаться в него глубже и глубже. Конечно, изучая и применяя современные технологии, но основываясь всё же на природе самого материала.

Из дерева Николай делает посуду, блюда, подносы, сервировочные доски, подсвечники и светильники, выдолбленные из цельного куска, полена или бревна, с проявленной текстурой и трещинами, которые можно использовать в повседневной жизни. Такой предмет точно станет выразительным акцентом в любом интерьере. 

Внешне работы мастера довольно простые и, на первый взгляд, даже грубоватые, но так тщательно, я бы сказала, с нежностью обработанные, что их не хочется выпускать из рук. Обычно на выставках экспонаты трогать запрещено, а работы Николая Постевого – рекомендуется. Ощущение действительно усиливается, если, к примеру, большое деревянное блюдо пощупать, погладить. А если потрогать, поприжимать, прислушаться и найти в себе отклик, можно почувствовать, какое дерево вам ближе. Почувствовать его энергию.

«Я использую наши отечественные породы, у каждой свои характеристики, и обработке все поддаются по-разному, – рассказывает мастер. – Но чем сложнее, тем интереснее работать. Процесс многоэтапный. Сначала раскрой, создание заготовки, сушка. Дерево само подсказывает, что именно надо оставить, а что срезать, какую его линию подчеркнуть, где углубиться, где ничего не трогать. Я не пользуюсь разметочными и измерительными инструментами, работы не привязаны ни к каким стандартам, они не ограничены какими-то размерами и формами. Порой я не знаю, что получится в конечном итоге».

Современные средства обработки могут обеспечить долговечность такой посуды. Хотя известно, что любую деревянную тарелку или доску не рекомендуют мыть в посудомоечной машине или скрести железными щетками. Казалось бы, на такое большое блюдо можно класть только сухие продукты – сыр, орехи, фрукты, но не мясной гуляш или сочную пасту. И тем не менее многие именно так и делают, не удержавшись от соблазна продемонстрировать гостям роскошь деревянной утвари от Николая Постевого. Среди таковых, кстати, есть и знаменитости: киноактриса Юлия Ауг, писательница Татьяна Толстая. Николай рассказал, что она-то как раз совершенно не беспокоилась, что поверхность блюда от мяса как-то пострадает – натура к натуре. «При надлежащем уходе такая посуда практически вечная, как и само дерево при определенной правильной обработке».

Разные породы удивляют своими неповторимыми качествами: дуб, ясень, бук. А еще Николай использует материалы, на которые обращает внимание не каждый мастер: черёмуха Маака, рябина, различные породы клена, ольха. 

Ни одно дерево для своей работы Николай не загубил. Материал берет в разных местах: где-то после обрезки деревьев городскими службами, где-то попадутся старые дубовые балки, много ценного для себя находит на развалах старых домов в заброшенных деревнях. Можно сказать, что мастер дает старым деревяшкам вторую жизнь. Всё в рамках концепции апсайклинга – вторичного использования материалов. 

В эпоху пластика и бетона хочется иметь что-то настоящее, когда фактура теплая, уникальная и каждый раз неповторимая. 

Выставка будет работать в Доме-музее семьи Цветаевых до 9 октября

 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Генеральные предложения

Завершились общественные обсуждения изменений в генеральный план города и правила землепользования и застройки

Золотой "квадрат"

Квартиры в Иванове подорожали на 25-30%

Священная – противовирусная

Ивановский музыкальный театр представил премьеру хореографического спектакля «Весна священная» на музыку одноименного балета Игоря Стравинского

Бронза, камень-бумага и синий лен

В музейно-выставочном центре на Советской, 29 открылась небольшая, но насыщенная выставка (арт-проект) девяти московских художников «Лен»