Монохромное разнообразие

Наверняка вы видели десятки пейзажей с изображением Плёса. Конечно, у всех художников он получается свой. И два этюда, написанные с одной и той же точки, могут разительно отличаться. Но всё же пейзажисты, работая в Плёсе, обычно стараются подчеркнуть цветом его ландшафтную многоуровневость, дать панораму, чтобы показать сочетание земли и суши. А Плёс на картинах Антона Братыкина другой – плоскостной, не пряничный, подмерзший.
Этот ярославский художник вообще мало похож на кого-то. Он осознанно, но без нарочитости, ищет индивидуальности. Сейчас выставка Антона Братыкина открылась в Ивановском доме художника. Не знаю, видел ли прежде этот колонный зал такую живопись.
Судя по «Инстаграму», художник работает в разных техниках. Но для ивановской экспозиции отобрана в основном тональная живопись, где виртуозно перемешиваются оттенки какого-то одного цвета: серого, белого, сиреневого. Краски, которые художник замешивает по собственной рецептуре, звучат приглушенно. И это тоже отличает живописца, говорит о его профессиональной культуре. Ведь картина, написанная на контрастах, сочно и ярко, обязательно привлечет к себе внимание массового зрителя. Но Антон Братыкин работает на другую публику, если вообще думает о стороннем зрителе. В одном из интервью художник признался: «Я решил, что не буду зарабатывать на искусстве, то есть не стану эксплуатировать полученные знания и навыки. Да, мне пришлось искать работу, не связанную напрямую с моей профессией (жить-то как-то надо), зато я был абсолютно свободен в творческом поиске».
Художник часто работает сериями. Например, на выставке представлено несколько натюрмортов с книгами. Изображена то разномастная стопка на столе, то открытый фолиант. Заглавий и букв не видно. Здесь важно другое – передать ощущение шелеста страниц, размякшей обложки зачитанной книги. Есть серия с хлебной буханкой, со стволами берез. Да, для художника важны формальные живописные решения, но сквозь них пробиваются и чувства автора, его нутро, ощущение тотального одиночества.
Обычно путешествия меняют палитру художника. Так, на этой выставке представлена серия пейзажей из Венеции. Но Братыкин верен себе. И туристический город получается у него безлюдным, молчаливым. Небо над ним такое же серое, как в предзимнем Плёсе или Ярославле. А венецианские гондолы, плавающие по каналам, похожи на лодки Харона. Показательно, что на борту нет гребцов. Нет посетителей и в уличной кафешке, которая изображена на другом европейском пейзаже. Вместо людей – стулья, обернутые белыми чехлами. Живопись выходит на уровень образов.
Произведения художника реалистичны. Но есть в них что-то от сюра (часто возникает мотив лабиринта), от поисков супрематистов (многие пейзажи геометричны и оттого выразительны). На основании интеллектуальной наполненности, особой приглушенной палитре и проявляется собственный художественный язык.
Антону Братыкину 40 лет, он окончил Ярославское художественное училище, живет в Ярославле, член Союза художников. В Иванове работы живописца прежде не экспонировались.
Персональная выставка А. Братыкина продлится в Доме художника до 20 декабря. Стоимость полного билета – 150 рублей.



Самые читаемые статьи

Школа для девочек
От 55 до 90 и старше

А за окном весна…
Выставка на газетной полосе

«Я б в спасатели пошел, пусть меня научат»
Возможна ли профориентация у детсадовцев?

Распределение возвращается?
Новые правила для выпускников медицинского университета