Парк имени Революции 1905 года приглашает ивановцев на весенние субботники
8 работ из Ивановской области стали победителями II межрегионального конкурса
Соревнования являются одними из крупнейших в России
Открыта запись подростков в профильный лагерь 
Четвертая волна обновления оборудания в школьных столовых
20 теннисных столов передадут в детские дошкольные учреждения областного центра
Ивановскому музыканту, композитору и аранжировщику Сергею Охомушу в январе исполнился бы 91 год

Вдова музыканта Татьяна Владимировна Охомуш, бессменный музыкальный руководитель детского эстрадного ансамбля «А+Б» вздыхает: «А юбилея в прошлом году из-за коронавирусных ограничений как будто и не было, а ведь лучшая память о композиторе – концерт его музыки. Я уверена, что, если бы не пандемия, откликнулись десятки его соратников, музыкальных единомышленников, учеников и поклонников. Собрались бы в большом зале, попели бы его песни – людям сейчас этого очень не хватает». 

Песня восстановила семью

Сергей Охомуш, бесспорно, внес вклад в развитие культуры нашей области, и своим творчеством сумел доказать, что в искусстве нет разделения на столицу и провинцию. Он не был коренным ивановцем, но все его песни о нашем крае пронизаны любовью и нежностью. Одна из наиболее известных – «Я люблю бродить по улицам Иванова». С этой песней связана интересная история, которая переплелась с судьбой самого автора.

Сергей Ильич родился в Ленинграде в семье обрусевших греков. Его отца репрессировали еще до войны, и мальчик попал в детский дом. Несколько раз он пытался бежать, чтобы найти родных, потерявшихся в блокаду, но безуспешно. Из детдома в числе особо одаренных детей Сергея перевели в военно-музыкальное училище, где он учился по классу трубы. К тому времени его мама с сестрой были высланы далеко от Северной столицы на Алтай. Воссоединиться с родными удалось только спустя десятилетия, причем именно благодаря песне про Иваново.

В Город невест юный музыкант приехал по объявлению: прочитал в газете, что Ивановское музыкальное училище набирает студентов и дает общежитие. Окончив его с отличием, Сергей был принят в театр музкомедии дирижером-хормейстером. 

Однажды песню «Я люблю бродить по улицам Иванова», которую Охомуш написал, будучи студентом музучилища, передали по всесоюзному радио. Ее услышала мама Сергея, которая много лет разыскивала сына. Можно только представить, какое это было счастье. Конечно, она сразу написала в Иваново, и спустя 20 лет, благодаря песне, они встретились.

В шестидесятые годы параллельно работе в театре, на базе клуба ивановской фабрики имени Варенцовой Сергей Охомуш создал свой джазовый оркестр "Эстрадная мозаика", а позже ансамбль «Алые паруса».

Татьяна Охомуш вспоминает: «В то время возможностей создать музыкальный коллектив, мне кажется, был гораздо больше – было бы желание, но удавалось немногим, а только самым ярким и талантливым. Кстати, Сергей Ильич вел еще на страницах «Рабочего края» музыкальную рубрику, в которой давал ноты и слова известных и любимых в народе песен. Достать их было тогда не так-то просто. Сам он, кстати, мог мгновенно на слух записать любую мелодию».

Старшая дочь Сергея Охомуша, Наталья Морозова, известная ивановская тележурналистка рассказывает: «В детстве помню, как каждое воскресенье папа слушал на всесоюзном радио программу «С добрым утром!», в конце которой обязательно звучала новая песня. Так вот он записывал ее на магнитофон, потом раскладывал на музыкальные партии, обрабатывал, и вместе с музыкантами в ансамбле исполняли ничуть не хуже оригинала: «Синий лен», «Город детства», «Огромное небо», «Гренада моя» и многие другие».

Провинциальный – не значит непрофессиональный

«В «Алых парусах» были клавишник, саксофон, тромбон, труба, скрипка, бас-гитара и гитара, ударник – всего восемь человек, и вокальная группа, – вспоминает Татьяна Владимировна. – Интересно, что инструментальная часть коллектива была в штате, то есть получала зарплату от клуба фабрики БИМ (тогда ее директором был И.А. Романов), а вокальная – на добровольных началах. Сколько существовал ансамбль, пели мы бесплатно, не получая ни копейки, но совершенно не расстраивались и были счастливы. Где мы только с ним не побывали. Гастроли и перелеты по всей стране: Таджикистан, Грузия, Армения, Азербайджан. Бывало, прилетаем в город, вечером концерт – на следующий день садимся в самолет и летим в другую республику, и так несколько дней подряд. Инструментальную часть детского ансамбля «А+ Б», который возник после «Алых парусов», Охомуш поднял до такого уровня, что оценили даже профессиональные музыканты страны. Однажды (это было уже после смерти Сергея Ильича) на одном из всесоюзных конкурсов ко мне подошел руководитель государственного оркестра Армении Орбелян – он был в восторге: как дети могут исполнять такую сложную композицию всего лишь вшестером, кто сделал такую потрясающую аранжировку? А это всё Сергей Охомуш».

Стеснительный талант 

Наталья Морозова уверена, что ее отец обладал многими талантами: «Он был прекрасным художником-самоучкой. Его натюрморты в стиле ренессанса моги бы украсить музей любого уровня. У меня, к сожалению, сохранилась только одна такая картина. А еще он потрясающе, как никто, рассказывала анекдоты, в основном, конечно, политические. Друзья просто умирали от смеха, хотя всем было страшновато. Они говорили ему: ты доиграешься. Это было небезосновательно, ведь такая яркая личность наверняка была под пристальным вниманием, тем более что он все-таки был сыном репрессированного. Еще папа мог в любой момент сесть за рояль и выдать великолепный джазовый экспромт, а если кто-то запевал даже незнакомую песню, мог сразу саккомпанировать. При этом удивительно, что при таких талантах и артистических способностях отец ужасно стеснялся выходить на сцену. Даже на поклон к зрителям, для награждения или получения премии. А во время выступления старался спрятаться за рояль, чтобы поменьше привлекать к себе внимания – такой парадокс». 

В те времена достать что-либо можно было с трудом, и если инструменты еще были, то ненеобходимые запчасти для звукоусилителей, синтезаторов, микрофонов, провода и штекеры – в огромном дефиците. Так вот великий музыкант и тогда уже знаменитый композитор Сергей Охомуш сам паял и собирал надежную и прекрасно звучащую аппаратуру. 

Высокая планка

Вообще Сергей Охомуш поставил ивановским музыкантам очень высокую планку, в том числе и своему коллективу – детскому эстрадному ансамблю «А+Б». Можно сказать, определил критерий качества работы. У него было необыкновенное чутье на талантливых людей, он видел, кто на что способен и, конечно, требовал от всех максимума усилий. «Да, порой Сергей Ильич был жестким, импульсивным и даже несносным, – вспоминает Татьяна Охомуш. – Мог накричать, отругать: что ты халтуришь, я же знаю, как ты можешь! Не хочешь работать – вот дверь, никто не держит. Он терпеть не мог фальши ни в музыке, ни в отношениях с людьми. Отстаивал, порой боролся с руководством за свои творческие идеи. И, наверное, не зря, в своем творческом видении он оказывался прав – многие ивановцы до сих пор помнят потрясающие, проникновенные музыкально-поэтические спектакли, посвященные Великой Победе, трудовому подвигов ивановцев и многие другие, которые он делал во Дворце текстильщиков. Вы понимаете, почему теперь мне обидно, что такая личность, как Сергей Охомуш, забывается. И это в Иванове, городе, который он воспевал, которому отдал столько сил, любви и таланта». 

Наверное, вдова великого музыканта Сергея Охомуша права: он достоин большей памяти, например, чтобы появилась хотя бы мемориальная доска с его именем или музыкальный альбом его песен. Возможно, всё это еще осуществится. Младшая дочь Татьяна пошла по стопам отца: окончила Гнесинку (РАМ имени Гнесиных), где училась там по классу композиции у Юрия Саульского. Теперь сочиняет прекрасную музыку для нынешних воспитанников ансамбля «А+Б». 

А старшая дочь Наталья рассказала мне: «Буквально на днях внучка пришла из музыкальной школы и спрашивает: а наш дедушка правда был композитором и зовут его Сергей Охомуш? Говорю, да. А она: так это его пьеса для фортепьяно «Весенний вальс»! Вот здорово, завтра расскажу учительнице, кого она мне задала учить. Представляете, вот оно наследие великого музыканта – прикладное, живое и народное. Лучшая память о нем». 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Апрель – месяц саженцевый

Что огородники не посадили осенью, посадят весной. Как выбрать саженцы, чтоб они прижились

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам