370 новых диагнозов
В Иванове будет создан первый в регионе ресурсный класс для детей с расстройством аутистического спектра
369 новых диагнозов
Афиша досуговых мероприятий
366 новых диагнозов, один летальный исход
Так или примерно так говорят с нами мошенники по телефону

Их схемы могут быть самыми разными, а цель одна – выудить у нас персональные данные и информацию о наших банковских картах.

28 января в России отмечается День защиты персональных данных.

На днях мне в очередной раз позвонили мошенники, якобы из Сбербанка. Как это часто бывает у журналиста, под рукой у меня оказался диктофон, и я быстро включила запись. Подумала, потом пригодится – разберу, на чем нас ловят, какие аргументы приводят, на что давят, как убеждают и запутывают. Предлагаю читателям расшифровку этого разговора, в котором я играла роль денежного, но бестолкового и доверчивого клиента. Обратите внимание, что «мой» мошенник знал мои имя, номер телефона, адрес. А перед глазами имел электронную карту расположения отделений Сбербанка и банкоматов города Иваново, то есть был весьма подготовлен к нашему разговору.

– Ольга Павловна?

– Да, это я.

– Добрый день. Вас беспокоит служба безопасности Сбербанка. У вас есть наше приложение на телефоне? И пользуетесь ли вы им самостоятельно? Логин и пароль никому не предоставляли: родственникам, коллегам, знакомым, друзьям?

– Нет, не пользуюсь. Никому ничего не предоставляла. А что случилось?

– Наш банк расценивает в отношении вас и ваших счетов мошенническую активность, поэтому информирую, что мы временно приостанавливаем ваш «личный кабинет» до выяснения обстоятельств на срок до суток. Это нужно для заполнения заявки о компрометации персональных данных и передачи ее в правоохранительные органы.

– Как так? Не понимаю. 

– Скажите, карта нашего банка, паспорт гражданина Российской Федерации не утеряны, находятся при вас? Никто не мог воспользоваться ими?

– Конечно, всё при мне. Почему вы спрашиваете?

– Дело в том, что одна из операций, которая была проведена по вашим счетам, это оформление онлайн-заявки на получение потребительского кредита. Вы лично за последние 48 часов заполняли подобную заявку? За последний час на ваше мобильное устройство приходило какое-либо SMS-уведомление от нашего банка?

– Ничего такого не заполняла, и мне ничего не приходило.

– Ну, в таком случае (очень горько вздыхает) мы можем быть уверены, что была выполнена переадресация вашего основного финансового номера через оператора вашей сотовой связи. Но я должен быть уверен, что сейчас веду диалог именно с клиентом нашего банка, а не со злоумышленником, который получил доступ к мобильному устройству. Сколько вам полных лет?

– 55 лет, а зачем вам это?

– Ольга Павловна, вы вообще понимаете, что сейчас происходит? Кто-то получил доступ к вашим персональным данным в «личном кабинете» и прямо сейчас от вашего имени выполняет финансовые операции: одна – оформление потребительского кредита, другая – изменение финансового номера. У меня отображается информация, что был выполнен перевод ваших денежных средств на карту **0804 Альфабанка на имя В. С. Макаренко. Вы вообще этого человека знаете, деньги ему переводили? Сейчас я вижу: остаток на вашем балансе составляет 742,10 рубля, вы с этим согласны?

– Нет, конечно! 

– А сколько у вас было денег на счету?

– Точно не помню… что-то около 350 000 рублей (выдуманная сумма).

– В таком случае обязан вам сообщить, что денег этих у вас теперь нет, но вы вправе подать заявку на опротестование. 

– Как нет? Так вы вернете мои деньги? 

– Конечно, вернем. Но сначала я обязан проинформировать другие финансовые учреждения на территории Российской Федерации о том, что ваши персональные данные были скомпрометированы. Для уточнения информации вам могут позвонить сейчас и из других банков, если они увидят, что там тоже от вашего имени выполняются какие-либо действия. На сегодняшний день, кроме Сбербанка, какие еще банки вы используете?

– Никаких. Что мне делать-то?

– Вы сможете сейчас проследовать в отделение Сбербанка? Если нет, то мы не сможем вам помочь, и тогда, скорее всего, вы свои деньги потеряете.

– Почему?

– Ну, вы ведь с самого начала сказали, что не можете самостоятельно пользоваться приложением Сбербанка в телефоне. Даже если мы сейчас проинформируем правоохранительные органы, всё равно вы должны срочно прийти в ближайшее отделение Сбербанка к банкомату для выполнения регламентных действий. Вы меня понимаете?

– Нет, вы меня запутали, я ничего не понимаю (почти кричу). Главное, как вы мои деньги вернете, если, их кто-то снял?

– Конечно, конечно, вам вернут деньги, но для этого вам нужно идти к банкомату, и чем быстрее, тем лучше. А пока мы выполняем заявку на опротестование противоправных действий. Вы живете в Иванове? Какой ближайший к вам банкомат?

– На улице Типографской (его там точно нет).

– Повторите, улица Петроградская?

– Типографская.

– Странно, может быть, вы путаете? По нашим сведениям, на этой улице банкомата нет. Может, на пересечении с какой-то другой улицей? Вы сможете прямо сейчас срочно туда подойти?

Разговор затянулся, и я раскрыла карты:

– Ну всё, мне уже надоело, очень долго вы меня раскручиваете. Другие «ваши коллеги» быстрее переходят к делу: просят назвать номер карты, CVV-код из трех цифр с обратной стороны. А вы что так затянули? 

– Ольга Павловна, вы, видимо, не понимаете серьезности вашего положения – вы сейчас можете потерять все деньги, срочно идите к банкомату!

– Это-то я как раз понимаю. Ребята, в какой-колонии сидим?

– Почему обязательно в колонии? (Смех.) Э-э-х, жалко время с вами потеряли. Ну, всего доброго. 

– Было забавно с вами пообщаться, ну, до свидания. 

– Нет уж, не надо свиданий.

Вот так, довольно весело мы расстались. Но мои друзья сказали, что так бывает редко: обычно при неудачном для мошенников исходе вслед они ругаются и посылают проклятья. 

Ежедневные успехи телефонных мошенников

А эту расшифровку я показала начальнику Отдела информации и общественных связей УМВД по Ивановской области, полковнику внутренней службы Владиславу Радостину:

«Совершенно необязательно, что конкретно этот мошенник сидит в колонии, возможно, он звонил из-за границы. То, что он говорил, это обычный способ обмана: они звонят и сообщают, что ваши счета находятся под угрозой хищения, или кто-то от вашего имени берет кредиты. Начинают задавать вопросы, делали вы какие-либо операции, переводы, оформляли ли кредиты, и в зависимости от ваших ответов они по-разному давят на вас и предлагают различные схемы. Например, могут предложить пойти и оформить на них кредит или перевести ваши деньги на «безопасные резервные банковские счета» – вариантов масса. Я сейчас расскажу, как они действуют, а завтра они придумают вторую, третью, четвертую схему и так до бесконечности. Главное, нужно понимать, что никогда ни банковские работники, ни служба безопасности банков никакие разговоры о ваших счетах по телефону не ведут. А еще у вас могут высветиться реальные номера телефонов конкретных должностных лиц и работников, например, ФСБ, следственного комитета, прокуратуры или полиции. Вы посмотрите в справочных службах, убедитесь, что телефоны соответствуют, и поверите мошенникам, а это они просто умело используют программы подмены номеров и вводят в вас в заблуждение. Поэтому никогда ни с кем, даже с правоохранительными органами, говорить о своих счетах по телефону не надо. Если вашему счету угрожает опасность, вам никто не позвонит, ваш счет просто блокируют, и вы обнаружите это без всякого уведомления по телефону. Поэтому, когда звонят такие люди, способ действия только один: ни в коем случае не надо ни о чем с ними разговаривать, сразу кладите трубку! Если же все-таки вас ситуация беспокоит, то можно перезвонить в банк самостоятельно по известному вам номеру или сходить в ближайший офис, поинтересоваться состоянием своего счета.

Мы регистрируем ежедневно по пять-шесть заявлений от обманутых граждан, которые сами отдали деньги. Можно изобличить мошенника и привлечь его к уголовной ответственности, но деньги вернуть крайне сложно, практически невозможно. Если только в рамках компенсации ущерба, но это тоже почти безнадежная история. Так что лучше до этого не доводить и свои кровные преступникам не отдавать".

 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Каждая картина – фрагмент воспоминаний 

Картины – впечатления, картины – эмоции, картины – настроение. То, что не всегда поймает камера фотоаппарата, передаст художник

Реконструкция Юрьевецкой дамбы завершена

Осталось провести благоустройство территории

Плата за ОДН: всё по справедливости

Соседям не придется платить за должников