II полуфинал конкурса 
На проведение мероприятий по обращению с животными без владельцев выделено 7,93 миллиона рублей
Акция «ЕГЭ для родителей»
Юбилей отмечает почетный гражданин города Иванова, у которого в трудовой книжке всего одна запись о приеме на работу
Определены абсолютные победители - обладатели кубка "Юный лыжник"
Это связано с разрушением деревянного защитного ограждения вдоль одного из зданий
Учитель, которому доверяют

В номинации «Педагог общего образования» конкурса «Учитель года» победила Ирина Захарченко, преподающая в школе № 64, где учатся мои дети. Я поинтересовалась, что они могут про нее сказать. И услышала в ответ: «Она такая крутая!»

Подобную характеристику для учителя из уст подростков 14–16 лет услышишь нечасто. Как нечасто услышишь фразы типа «жаль, что в этом году она у нас ничего не ведет» или «А вот Ирина Сергеевна в этом случае сделала бы по-другому».

Работа учителя сегодня – давайте будем честными – не является ни престижной, ни высокооплачиваемой. Это тяжелый, выматывающий труд с ненормированным рабочим днем – после того как уходишь домой, переписка в чатах с детьми и родителями не прекращается. Плюс бесконечные отчеты, плюс постоянно меняющиеся требования разных инстанций, плюс… Тем не менее в наших школах немало учителей, для которых краеугольным камнем профессии остаются дети. Одна из них – Ирина Сергеевна Захарченко. 

Она пришла работать в школу чуть больше 10 лет назад, можно сказать, случайно. Сама она рассказывает об этом так: «Я училась на гуманитарном факультете химико-технологического университета, и когда я была на втором курсе, директор школы, которую я оканчивала, попросила вести музыку – у меня было музыкальное образование. Я согласилась. И задержалась в школьном образовании надолго, хотя изначально у меня не было мечты стать учителем».

Благодаря учебе в нескольких вузах спектр предметов, которые преподает Ирина Сергеевна, довольно широк – от изобразительного искусства и музыки до ОБЖ и проектной деятельности. Кроме того, она защитила магистерскую диссертацию на психолого-педагогическом факультете ИвГУ и сейчас является школьным психологом. Но при этом она не делит предметы на важные и неважные: главное – как донести информацию до детей. 

Что важнее?

«С самого начала моей работы в школе мне понравилось получать отклик от детей, и я решила, что самое главное – развивать творческое начало в каждом ученике, вести уроки нестандартно, чтобы пробудить интерес, показать, что учеба – это нескучно, – говорит Ирина Сергеевна. – И когда ты видишь отдачу, огонек интереса, азарт, с которым дети включаются в работу, когда ты позволяешь им высказать свое мнение, помогаешь его сформулировать – это очень цепляет. На твоих глазах дети учатся рассуждать, анализировать не только конкретный предмет, а жизнь, которая их окружает. Ради этого, наверное, я и работаю в школе, это держит здесь».

На уроках Ирины Захарченко можно услышать, как подростки переходят от творчества Баха к обсуждению теорий появления человечества. «Я думаю, что это правильно – ребята должны научиться думать, рассуждать, формулировать, – говорит педагог. – Многие темы можно изучить, просто прочитав параграф. Но если я могу заинтересовать их обсуждением какой-то информации, которой нет в учебнике, и после урока они сами будут искать дополнительные сведения, а потом расскажут – это ведь замечательно! И мы всем классом обсудим, попробуем покритиковать, найти другие версии. Сегодня ведь важны именно навыки поиска информации, ее анализа, критического осмысления и грамотного изложения – так что я стараюсь научить детей смотреть вокруг себя и думать. А справочную информацию они найдут в учебниках и в интернете».

Нестандартные подходы Ирина Сергеевна использует и в других направлениях работы. На вопрос, как ей удается давать детям столько дополнительного материала в жестких условиях, в которых сегодня работают учителя, вынужденные писать тонны отчетов для проверяющих органов и отвечать на звонки и сообщения родителей, она отвечает: «Знаете, если мы будем уделять всё свое время выполнению многочисленных требований со всех сторон, то что останется детям? Да, сейчас много нюансов, и каждый педагог должен уметь нормировать свое время. Уметь понять, что важно – для руководства, для родителей, а что не очень. И выбирать для себя то, что действительно важно».

Похоже, для Ирины Захарченко важны именно дети. Из рассказов дочерей знаю, что к ней многие бегают на переменах посоветоваться – вроде как к психологу, но, думаю, на самом деле просто как к взрослому, которому доверяют. Мне как человеку, окончившему школу еще в Советском Союзе, это удивительно: учителя обычно кажутся представителями сурового мира, где тебя постоянно оценивают. Но вот, бывает и по-другому.

Зачем нужны гуманитарные предметы

«Для меня очень ценно, когда ребенок идет к педагогу, который ему ничем не обязан, – говорит Ирина Захарченко. – И ребенок может рассказать что-то свое, зная, что это никуда не уйдет дальше и что он получит, может быть, совет, а может быть, позитивный настрой на день. И для меня это более ценно, чем победа детей на конкурсах и олимпиадах, потому что это, наверное, и есть такая любовь и отдача». 

Ирина Сергеевна рассказывает недавний случай: «Ко мне подошел мальчик и спрашивает: у меня следующим уроком будет контрольная по геометрии. Посоветуйте, что мне делать: уйти с урока, потому что я получу два, а это будет уже третья двойка, или остаться и получить два. Я говорю: давай рассматривать с позитивной точки зрения: если ты получишь два, что будет? Он: учитель мне объяснит заново. Я: так, значит, ты поймешь тему, которую не понимал. Это же хорошо? – Хорошо. Ну ладно, попробую написать, а вдруг три получу».

Это маленькая победа и маленькая радость, а сколько таких радостей складываются в конце концов в позитивное отношение ребенка, подростка к школе? Наверное, именно в этом и заключается искусство педагога. А еще в том, чтобы самому понимать важность своего предмета и показывать это ученикам. «Иногда можно услышать, что гуманитарные предметы не очень важны, гораздо нужнее в жизни математика, физика или информатика, – рассуждает Ирина Сергеевна. – Но мне кажется, что такие предметы, как изобразительное искусство, музыка, история, литература, учат человека думать, и подходить к решению вопросов нестандартно. Кем бы ни стал ученик – юристом, инженером, программистом, – эти навыки ему будут необходимы. И еще эти предметы помогают по-новому смотреть вокруг, видеть красоту мира даже в самый серый день. Я часто слышу от детей: нет настроения, всё надоело. И когда получается вместе с ним это настроение создать, показать, что жизнь если не прекрасна, то удивительна, понимаю, что моя работа действительно нужна».

 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

«Пухляш» и «Безразмерный» – вне закона 

Осторожно: появились непроверенные семена

Где жить будем?

«Семейную ипотеку» планируют продлить до 2030 года

Право на права

С 1 апреля в России изменятся правила получения водительских прав

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам