Театр эксперимента в Иванове
Коллектив, созданный в 1987 году режиссером Анатолием Васильевым, исповедует творческий поиск, эксперименты. Два увиденных спектакля оставили у меня разное впечатление.
Свет над вымышленным городом
«Рулетенбург» поставлен по роману Достоевского «Игрок». Фёдор Михайлович знал, что такое непреодолимый азарт. Проигрывал все деньги, и не только свои, но и Полины Сусловой, с которой жил в Баден-Бадене. Чтобы заработать, заключил с издательством контракт на быстрое написание романа. После «Преступления и наказания» писателю платили за строку немалые деньги.
Спектакль «Рулетенбург» (так назвал Достоевский вымышленный город, где происходит действие романа «Игрок») поставила режиссер Евгения Тодорова. На фестивале «Достоевский. Омск» спектакль получила четыре награды, в том числе почетную для любого коллектива – «Приз зрительских симпатий».
На пресс-конференции перед гастролями Е. Тодорова сказала: «Для нас главное – любовь к автору. Спектакль – не наши мысли по поводу Достоевского. Всё в спектакле – из Достоевского». Но переносить текст такого автора на сцену чрезвычайно трудно (прекрасный спектакль ивановского театра драмы «Мальчики» хоть и имеет первоосновой «Братьев Карамазовых», но поставлен по пьесе В. Розова). Найти адекватное сценическое воплощение сложной фабулы романа – вот что не совсем удалось авторам «Рулетенбурга». Потому первые два акта многим зрителям, как говорят сейчас, «не зашли». Это мнение тех моих знакомых, с кем говорил после спектакля. Не прибавили действию динамики и глубины реалии современности, например, когда герои перемещаются по сцене на… гироскутере.
А вот когда в третьем акте звучит почти не сокращенный текст Достоевского, а действия почти нет, – это оказывается более сценичным. Тут театр, что называется, «взял» зал. Черта времени: во время третьего действия никто из зрителей не смотрел в свой телефон. Возник тот счастливый в театре момент, когда исчезает четвертая стена. Зал будто жил одной жизнью с героями. Внешнего действия почти нет, зато мы видим, чувствуем движение души и мысли тех, кто на сцене. Момент прекрасного соединения театра и зрителей. Потому понятны награды, полученные спектаклем на международном фестивале в Омске – «За смелое решение роли» (в главной роли, Алексея Ивановича, – Анзори Шагидзе) и «Молодая режиссура».
Четвертая награда спектакля – «Лучшая работа художника по свету». Не исключаю, что организаторы фестиваля ввели эту номинацию после просмотра «Рулетенбурга». Световое решение спектакля новаторское. Это будто еще одно действующее лицо, и очень важное. Тут работал именно художник по свету – Тарас Михалевский. Причем его задача в Иванове была, наверно, самой трудной. В театре на Сретенке зритель располагается вокруг сцены, световое решение построено для того помещения. Перенести световую палитру в условия, когда действие происходит на возвышающейся сцене, а зритель – только по фронту, – дело почти неосуществимое. Но коллектив справился и с этой задачей. Во всяком случае на меня световое решение произвело незабываемое впечатление. Причем художник по свету работал именно на режиссерское решение Е. Тодоровой. В данном случае в полной мере подтвердились задекларированные театром принципы – поиск, эксперимент.
С песнями в аду
Второй спектакль гости показали в день 35-летия коллектива – 24 февраля. Сложную пьесу американского драматурга Теннеси Уильямса «Орфей спускается в ад» поставил художественный руководитель творческой лаборатории театра, заслуженный артист России Игорь Яцко.
Действие происходит не в Древней Греции, где появился миф об Орфее, а в захолустном американском городке. Герой (его играет тот же Анзори Шагидзе) ходит по стране, радует окружающих песнями. Этим и живет. Но вокруг – ад. Жители городка, видя человека, живущего не так, как они, настроены к Орфею агрессивно: «Я не люблю насилия. Но если хочешь жить, то утренние лучи солнца не должны застать тебя в нашем городке». Спектакль о том, что можно остаться с чистой душой и выйти из этого ада к свету.
Вот что сказала мне человек, которого часто можно увидеть в зале драматического театра, Светлана Ш.: «Очень рада, что вновь встретилась с этой труппой. Они же приезжали к нам уже. Я ждала этой встречи, и ожидания полностью оправдались. Пьеса сложная, это не комедия положений, на которой делают деньги. Реакции зрителя говорит о том, что всё было великолепно. Режиссер, актеры смогли донести до зрителя насыщенный, сочный текст с глубоким смыслом. Об этом говорят долгие аплодисменты по окончании спектакля. А еще – напряденное внимание зрителя, которое сохранялось в зале весь спектакль. Хочу поблагодарить театр, потому что это была встреча с действительно высоким искусством, и я была рада встрече с ним».
Да, театр «Школа драматического театра» уже приезжал в Иваново. В 2019-м в рамках фестиваля «Первая фабрика авангарда» он показал спектакль «Ганди молчал по субботам».
Любопытная деталь: у двух гостей первые в актерской судьбе гастроли прошли в именно Иванове – у И. Яцко (в уже далеком 1985-м) и актрисы Регины Хакимовой (9 лет назад).
Директор Ивановского театра драмы Елена Иконникова в разговоре со мной сказала: «Наши коллективы нашли много точек соприкосновения. Это отношение к профессии, к традициям, приемственности. Мы тоже находимся в постоянном творческом поиске. И я уверена, что ивановский зритель еще увидит спектакли театра «Школа драматического искусства» на нашей сцене».