Сотрудники мэрии решили своими силами почистить центральные улицы города
Первые результаты показали, что часть сетей не относится к аварийно-опасным
Это было первое лечебное здание, возведенное в областном центре в советский период
Это позволяет избежать образования пылевого облака
В марте оранжево-черные проведут шесть поединков во Дворце игровых видов спорта
Юные ивановцы смогут показать свои таланты на творческом конкурсе
В Иванове прошли двухдневные гастроли одного из самых популярных театров столицы – «Школы драматического искусства»

Коллектив, созданный в 1987 году режиссером Анатолием Васильевым, исповедует творческий поиск, эксперименты. Два увиденных спектакля оставили у меня разное впечатление.

Свет над вымышленным городом

«Рулетенбург» поставлен по роману Достоевского «Игрок». Фёдор Михайлович знал, что такое непреодолимый азарт. Проигрывал все деньги, и не только свои, но и Полины Сусловой, с которой жил в Баден-Бадене. Чтобы заработать, заключил с издательством контракт на быстрое написание романа. После «Преступления и наказания» писателю платили за строку немалые деньги.

Спектакль «Рулетенбург» (так назвал Достоевский вымышленный город, где происходит действие романа «Игрок») поставила режиссер Евгения Тодорова. На фестивале «Достоевский. Омск» спектакль получила четыре награды, в том числе почетную для любого коллектива – «Приз зрительских симпатий».

На пресс-конференции перед гастролями Е. Тодорова сказала: «Для нас главное – любовь к автору. Спектакль – не наши мысли по поводу Достоевского. Всё в спектакле – из Достоевского». Но переносить текст такого автора на сцену чрезвычайно трудно (прекрасный спектакль ивановского театра драмы «Мальчики» хоть и имеет первоосновой «Братьев Карамазовых», но поставлен по пьесе В. Розова). Найти адекватное сценическое воплощение сложной фабулы романа – вот что не совсем удалось авторам «Рулетенбурга». Потому первые два акта многим зрителям, как говорят сейчас, «не зашли». Это мнение тех моих знакомых, с кем говорил после спектакля. Не прибавили действию динамики и глубины реалии современности, например, когда герои перемещаются по сцене на… гироскутере.

А вот когда в третьем акте звучит почти не сокращенный текст Достоевского, а действия почти нет, – это оказывается более сценичным. Тут театр, что называется, «взял» зал. Черта времени: во время третьего действия никто из зрителей не смотрел в свой телефон. Возник тот счастливый в театре момент, когда исчезает четвертая стена. Зал будто жил одной жизнью с героями. Внешнего действия почти нет, зато мы видим, чувствуем движение души и мысли тех, кто на сцене. Момент прекрасного соединения театра и зрителей. Потому понятны награды, полученные спектаклем на международном фестивале в Омске – «За смелое решение роли» (в главной роли, Алексея Ивановича, – Анзори Шагидзе) и «Молодая режиссура».

Четвертая награда спектакля – «Лучшая работа художника по свету». Не исключаю, что организаторы фестиваля ввели эту номинацию после просмотра «Рулетенбурга». Световое решение спектакля новаторское. Это будто еще одно действующее лицо, и очень важное. Тут работал именно художник по свету – Тарас Михалевский. Причем его задача в Иванове была, наверно, самой трудной. В театре на Сретенке зритель располагается вокруг сцены, световое решение построено для того помещения. Перенести световую палитру в условия, когда действие происходит на возвышающейся сцене, а зритель – только по фронту, – дело почти неосуществимое. Но коллектив справился и с этой задачей. Во всяком случае на меня световое решение произвело незабываемое впечатление. Причем художник по свету работал именно на режиссерское решение Е. Тодоровой. В данном случае в полной мере подтвердились задекларированные театром принципы – поиск, эксперимент.

С песнями в аду

Второй спектакль гости показали в день 35-летия коллектива – 24 февраля. Сложную пьесу американского драматурга Теннеси Уильямса «Орфей спускается в ад» поставил художественный руководитель творческой лаборатории театра, заслуженный артист России Игорь Яцко.

Действие происходит не в Древней Греции, где появился миф об Орфее, а в захолустном американском городке. Герой (его играет тот же Анзори Шагидзе) ходит по стране, радует окружающих песнями. Этим и живет. Но вокруг – ад. Жители городка, видя человека, живущего не так, как они, настроены к Орфею агрессивно: «Я не люблю насилия. Но если хочешь жить, то утренние лучи солнца не должны застать тебя в нашем городке». Спектакль о том, что можно остаться с чистой душой и выйти из этого ада к свету.

Вот что сказала мне человек, которого часто можно увидеть в зале драматического театра, Светлана Ш.: «Очень рада, что вновь встретилась с этой труппой. Они же приезжали к нам уже. Я ждала этой встречи, и ожидания полностью оправдались. Пьеса сложная, это не комедия положений, на которой делают деньги. Реакции зрителя говорит о том, что всё было великолепно. Режиссер, актеры смогли донести до зрителя насыщенный, сочный текст с глубоким смыслом. Об этом говорят долгие аплодисменты по окончании спектакля. А еще – напряденное внимание зрителя, которое сохранялось в зале весь спектакль. Хочу поблагодарить театр, потому что это была встреча с действительно высоким искусством, и я была рада встрече с ним».

Да, театр «Школа драматического театра» уже приезжал в Иваново. В 2019-м в рамках фестиваля «Первая фабрика авангарда» он показал спектакль «Ганди молчал по субботам».

Любопытная деталь: у двух гостей первые в актерской судьбе гастроли прошли в именно Иванове – у И. Яцко (в уже далеком 1985-м) и актрисы Регины Хакимовой (9 лет назад).

Директор Ивановского театра драмы Елена Иконникова в разговоре со мной сказала: «Наши коллективы нашли много точек соприкосновения. Это отношение к профессии, к традициям, приемственности. Мы тоже находимся в постоянном творческом поиске. И я уверена, что ивановский зритель еще увидит спектакли театра «Школа драматического искусства» на нашей сцене».

 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Распределение возвращается?

Новые правила для выпускников медицинского университета

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам