Запасаться попкорном не будем, или Иваново – родина фастфуда
Просто захотелось вспомнить наши вкусы на излете прошлого века.
Вопросы общепита всегда волновали российский народ. В «Покровских воротах» куплетист Велюров упомянул Ромео и Джульетту, погибших после поедания котлет, купленных, правда, в магазине. Котлеты эти (полуфабрикаты) раскупались в СССР массово – в магазинах, заводских столовых. Народ шутил, что найти в них мясо среди муки и сухарей было так же сложно, как среди теста и риса в пирожках «с мясом и рисом», продававшихся на каждом углу по 13 копеек (тогда как жирный беляш с очевидным мясом неочевидного животного стоил 23).
А вот дед из куплетов Рудакова и Нечаева в фильме «Москва слезам не верит» скушал комплексный обед в ресторане. Практически с тем же результатом, что у Ромео и Джульетты, но не так трагично (не платить за свет и газ оскорбленный качеством обеда дедушка мог, и чудом оставшись в живых).
Предпосылки
Город Иваново, кстати, можно считать родиной советского фастфуда. 29 марта 1925 года товариществом «Народное питание» здесь была открыта первая в РСФСР фабрика-кухня! Ткачам и ткачихам первых пятилеток некогда было отрываться от станков и готовить себе еду. Процесс потребления продуктов был обобществлен, для чего на улице Крутицкой была построена фастфуд-фабрика. Обедами обеспечивались до 600 человек! Оборудование, правда, закупили в Германии, благодаря чему стали развозить обеды и на текстильные фабрики, а вот продукты были местные. Ивановской инициативе в сфере быстрого питания советские руководители уделяли не меньшее внимание, чем Ленин – победам пролетариата. В 1930 году была заложена и вторая фабрика-кухня – на пл. Ленина. Тогда как по стране в целом народный фастфуд не сильно продвигался. Проработала фабрика-кухня на Крутицкой 20 лет. Интересно, что кроме кухни (подвал) и столовой (первый этаж) в здании на втором этаже работали предприятия пищи духовной – игровая комната и библиотека. Поэтому впоследствии там размещалась библиотека им. Горького, а затем детско-юношеская библиотека.
Ивановский экспорт
В 1980-х годах я учился в интернате. На выходные и каникулы мы отправлялись по домам. Но в последние дни каникул очень любили приезжать в родную школу. Причиной этому были школьники, которые гостили в нашем общежитии, по программам молодежного туристического бюро «Спутник». Было очень интересно пообщаться со сверстниками из других краев и областей, обменяться адресами, обсудить, как живется в нашей огромной стране. Время уже было дефицитное, и в магазинах далеко не все продукты присутствовали. Мы, ивановцы, считали, что нам хронически не хватает колбасы и сосисок (притом что Ивановский мясокомбинат их производил тонны, но отправлял в города большей категории обеспеченности), и вынуждены были за ними ездить в Москву, что отражено даже в стихотворении Евтушенко.
Но в то же время нас брала непонятная гордость за скромный магазин «Продукты» около школы, в котором мы покупали разве что мороженое и ирис «Кис-кис». Наши гости из уральских и сибирских регионов выходили из того же магазина, едва унося во всех руках кукурузные палочки по 33 копейки пачка (вкуснейший советский продукт в сахарной пудре, не сравнимый с пластмассовым попкорном), соломку и ивановский лимонад. Лимонад мы тоже любили, поэтому на сданные после гостей бутылки (пустая тара стоила 20 копеек, а вместе с лимонадом – 30) праздновали их отъезд.
Гости из ближних областей в Иванове обязательно закупали пельмени (почему-то у них они не продавались), кур и уток. В Ивановской области уже тогда работали несколько птицефабрик и свинокомплексов.
Гриль с черешней
Став постарше, мы с друзьями облюбовали ивановские кафе. (Про кафе-мороженое я тут уже писал, про рестораны тоже, но речь сейчас про другое.) И некоторые из них даже носили названия, напрямую связанные с фастфудом. На общем фоне «Блинных», «Пельменных», «Чебуречных» и «Пироговых», которые были в каждом советском городе, я выделял в Иванове несколько заведений.
Одно из них носило название «Экспресс-кафе» и располагалось на проспекте Ф. Энгельса (ныне – Шереметевском). По сравнению с обычными столовками и пунктами по продаже пирожков, которые в СССР были при каждом предприятии и учреждении, это кафе предлагало не только блины и пельмени, но и вкуснейшие пироги с бульоном. Советская пропаганда здорового питания, не ведавшая о бургерах и коле, предупреждала о вреде питания всухомятку. А бульон, сваренный из того же мяса, что и фарш, ставший начинкой для пирогов, в совокупности с пирогом служил одновременно и первым, и вторым блюдом.
Моя супруга, артистка театра, уверяет, что самые вкусные пироги с бульоном, за поглощением которым и разговорами об искусстве можно было провести целый час, подавали в похожей кафешке напротив Главпочтамта. Где будущие народные артисты готовили свои желудки к будущей скромной жизни в лихие 90-е.
Я же, на излете 80-х, был поражен в самое сердце (к которому, как известно, путь лежит через желудок), впервые попав в самое долгоиграющее в Иванове кафе «Гриль» (ул. Громобоя). Мои более взрослые товарищи тогда стремились в бар «Витязь» (первый пивной ресторан в Иванове напротив Красной церкви, с ныне не существующими барельефами богатырей). А в «Гриле», к моему огромному удивлению, подавали вкуснейших жареных куриц и компот из черешни, тогда как в магазинах стояли одни консервы из морской капусты! Цена, правда, зашкаливала (порядка 3 рублей), поэтому надо было эту сумму накопить. «Гриль» этот работает и по сей день, хотя с тех пор в Иванове открылась масса самых разных кафе, ресторанов, в том числе быстрого питания
В честь губернатора
Почему в России предприятия быстрого питания западных брендов, которые во всём мире считаются забегаловками, были названы ресторанами? Ведь булки и котлеты, равно как и сосиски в тесте, умеют делать во всех странах. Выскажу свое мнение. Дело было в сервисе.
Когда я в 1990-м, отстояв очередь, зашел в первый в Москве «Макдоналдс», я не запомнил ни вкус «БигМака», ни вкус «Фанты». Мне запомнилось только, что у двери стояла симпатичная девушка, которая со мной поздоровалась и улыбнулась. В советских кафе и ресторанах дождаться от тети в белом колпаке и халате подобия дружелюбной улыбки было невозможно.
При этом с тех пор я предприятия быстрого питания практически не посещал. Потому что улыбаться и качественно обслуживать клиентов быстро научились официанты ресторанов не только быстрого, но и качественного питания.
Напоследок, байка, известная многим в Иванове, но актуальная и сейчас. Когда губернатор Михаил Мень приехал из Москвы в Иваново, его потрясло отсутствие в нашем довольно крупном областном центре «Макдоналдсов». Мень искренне считал наличие бургерных-сосисочных показателем цивилизованности. Он быстро договорился с руководством компании об открытии первого ресторана и даже земельные участки предложил на выбор. Характерно, что один памятник капитализму возник на месте памятника социализму – стелы Леонида Брежнева у Станционной. Другой, как раз между «Грилем» и бывшим «Витязем» у Красной церкви. Но в честь самого Михаила Меня тогда же переименовали другой общепит! Пельменная у Центрального рынка обновила вывеску и стала гордо именоваться «ПельМенЬная».
Приятного аппетита!