Трагические сюжеты, светлые картины
На картинах батальные сцены и сюжеты разных периодов отечественной истории. Но парадокс: общее впечатление от выставки – умиротворяющее.
Работы Михаила Сергеева называют живописным учебником истории. Они охватывают события от 18 века (триптих «Ледовое побоище», «Сказание о граде Китеже») до 20-го (Гражданская война, Великая Отечественная, война в Афганистане). Далеко не все военные картины показывают собственно войну. Здесь и пейзажи (цикл, посвященный Костромскому кремлю), и купание солдат после учений, и история французского коня (цикл, посвященный войне 1812 г.).
Картина – это как ребенок
Михаил неожиданно признается, что не любит писать картины: «Вот есть у меня такой внутренний конфликт. Мне проще забивать гвозди, пилить доски. А вот писать картины… Здесь надо приложить огромное усилие. Сначала ты придумываешь ее. Она у тебя в голове, в виртуальных пространствах. Затем – в эскизах. И только потом ты решаешься и воплощаешь ее в жизнь».
Вот один из сюжетов: Сергий Радонежский молится в храме, роспись и фрески которого перерастают в мираж битвы. Благословение святого перед сражением на Куликовом поле – одном из ключевых событий русской истории. Оно вошло в учебники, монографии, в живопись и литературу. И почти всегда историю о великом походе князя Дмитрия Ивановича на Дон сопровождает рассказ про то, как московский правитель получил благословение у Сергия Радонежского.
«Изначально была небольшая картина, с помощью которой я только входил в мир живописи. Она была создана, но, скажем так? не выстрелила, хотя идея была хорошая:.. Я периодически думал, возвращался. В результате доработал», – рассказывает автор.
Еще одна работа, представленная на выставке – «Призраки Мясного бора». Картине 30 лет, она – о трагических событиях, которые произошли на родине Михаила. Мясной Бор – это деревня в Новгородской области, известная тем, что в ее окрестностях, на заболоченном труднодоступном участке, который сейчас называется Долиной Смерти, в 1941–1942 годах погибло около 300 тысяч бойцов Красной армии, вермахта и Голубой дивизии, в которой служили испанцы. Это страшное и мистическое место знакомо автору с детства. Здесь до сих пор ежегодно работают поисковики, в том числе и из нашего региона, продолжая находить останки павших воинов.
Бывает, что картина рождается очень долго – лет десять, а то и больше. Художник говорит, что у него есть заветный альбом, где он хранит эскизы, наброски, задумки. Очень интересный материал, наглядно показывающий, как автор постепенно приходит к тому, или иному решению.
Ну и, к слову, результат труда – и есть смысл созидательного процесса. «Когда у тебя получается – это что-то невероятное. Это такое счастье … Когда перед тобой рождается твой ребенок, – пытается объяснить свои чувства художник. – Когда картина уже написана – испытываешь невероятное опустошение. Вот она уже перед тобой и между вами ничего не происходит».
Все мы родом из детства
Михаил Сергеев работает над большой серией «Сказки моего детства». Художник рассказывает: «В детстве родители отвозили меня к бабушке, там я проводил длительное время. Я рос одиноким ребенком, бесконечно фантазировал и придумывал сюжеты. А уже, будучи взрослым, я вспомнил себя маленького, те свои истории, а также сказки, которые мне рассказывали мама и отец. И всё это переросло в серию работ «Сказки моего детства». Там изображен я маленьким, кот, который жил у бабушки, изображены шуршавчики, русалка, которая лежит на крыше в снегу, но с самоваром – чтоб не замерзнуть. Работа движется очень трудно, потому что все персонажи – мифические, – поделился автор. – Ведь не всегда понятно, как они должны выглядеть. Допустим, с русалкой более-менее разобрались. А как быть с шуршавчиком? Или водяным? Ведь он должен быть непохожим на всех остальных водяных, которые уже есть в живописи… Так что придумывается долго. Но это меня захватывает. В этих сказках моя мама – сказочная фея, здесь отец пишет картины».
Михаил говорит, что все сказки придумывает сам. Но литературно не записывает. Зачем? Они изображены на холсте. И все эти сказки из детства.
Две гвоздики…
Музей им. Д.Г. Бурылина не впервые проводит выставки Михаила Сергеева. В 2016 г. на фоне экспозиции прошла оживленная дискуссия по поводу реалий и соответствия изображений действительности. Знатоки из клуба исторической реконструкции накидали кучу замечаний. Михаил говорит, что очень любит такие встречи, и замечания по поводу своих работ приветствует. Художник, прежде чем начать новую работу, старается тщательно изучить материал, погрузиться в эпоху. Но он все же не является профессиональным историком или реконструктором. Для него важнее передать настроение, колорит, оживить легенду. Поэтому мелкие неточности вполне возможны.
Самое главное для автора – эмоциональная реакция людей на его произведения. Михаил рассказал, как однажды во время монтажа выставки в зале оказались несколько спецназовцев, они устанавливали рояль. Когда работа была закончена, один из них поднял голову и увидел прямо перед собой картины афганского цикла. Внезапно и громко прозвучала экспрессивная и эмоционально окрашенная нецензурная фраза. А дальше послышалось: «Да я же там был…» А перед картиной «Мясной Бор» к концу каждой выставки всегда появляются две гвоздики…
***
Михаил Сергеев родился 5 апреля 1967 г. в Новгороде, окончил Ярославское художественное училище. В 1998–2003 гг. – председатель Костромской организации Союза художников России. Участник всесоюзных, республиканских, российских, зональных, областных и др. выставок. Работы находятся в собрании Министерства культуры РФ, музеях Российской Федерации, в частных собраниях России и за рубежом.