В статусе отказано

Мастера Ивановской области очень ждали, что в регионе официально появится статус ремесленника. Мы разбирались, почему это так важно, и почему профильный департамент посчитал инициативу нецелесообразной?
Еще в прошлом году уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ивановской области Александр Шорыгин выступил с инициативой утвердить специальный статус «ремесленник». «Мы считали, это позволит предпринимателям получать ряд преференций, что могло бы стать хорошим подспорьем, поскольку поддержка лишней не бывает, – поясняет Александр Шорыгин. – И тогда идею закрепления статуса субъекта ремесленной деятельности и разработки целевых программ их поддержки в профильном департаменте одобрили. Оставалось лишь после проработки закрепить идею законодательно. Но увы, в апреле 2025 года мы получили еще один ответ: инициатива признана нецелесообразной».
Это решение расстроило не только омбудсмена, который вынужден был публично извиниться перед ивановскими мастерами, но, конечно, и их самих.
Что же давал ремесленникам этот официальный статус и почему они его так ждали?
На маркировку не напрясть
Таисия Финская занимается прядением, активно популяризирует свое ремесло и преподает его всем желающим. С помощниками делает ручную пряжу и одежду из нее.
«Для продажи любой одежды, даже такой уникальной, как наша, нужна маркировка. Оформить ее ремесленники не могут, потому что большинство из нас самозанятые. Есть вариант создавать ИП, но выработка наша очень мала – в год можно обработать не более десяти килограмм шерсти, а это примерно восемнадцать плечевых изделий. Представьте, ради такого небольшого количества нужно вести гигантский документооборот, дорогостоящее программное обеспечение, подключаться к федеральной системе – это очень трудоемко и невыгодно, многие к этому не готовы. Так вот статус ремесленника по закону освобождает от маркировки товаров. Поэтому мы бы хотели его ввести в области. Для нас это возможность легально работать и платить налоги.
Конечно, нас огорчило, что этот вопрос не рассмотрен. Пока вариантов для себя не вижу. Если в нашей области проблема не решится, наверное, вступлю в ремесленную палату Ярославля».
Красиво вязать для общего дела
Олеся Жуколина – тоже ремесленник, сейчас она занимается вязанием крючком, создавая уникальные кружевные изделия необыкновенной красоты. «Мастеров в регионе много, в перспективе хочу организовывать свое сообщество в Пестяковском районе. И статус ремесленника будет очень нужен. Как я понимаю, он дает возможность шире представлять свою продукцию, оптимизировать налогообложение и, главное, упростить или вообще упразднить маркировку товаров собственного производства.
В нашей области много талантливых людей, занимающихся любимым делом. Статус самозанятого не помогает избежать всех юридических нюансов для ремесленников, поэтому нам так нужна поддержка правительства области. Мы хотим видеть перспективы для развития этого направления. Думаю, что именно статус ремесленника придаст уверенности мастерам, поддержит веру в востребованность нашей деятельности. А еще он проявит множество скрытых талантов, и мы будем развиваться сами и способствовать развитию туризма в малых населенных пунктах региона».
Целесообразно развитию малых городов
В других регионах, например в Вологодской и Ярославской областях, статус ремесленника введен. И по закону при продаже на маркетплейсах им можно не маркировать свой товар – это федеральные меры поддержки. Но есть и местные в виде субсидий, премий и пособий – все для развития традиционных ремесел. Какое-никакое, а подспорье в развитии дела.
Почему же все-таки ивановским ремесленникам в инициативе создать свой статус было отказано? Александр Шорыгин признается, что ситуация остается для него непонятной: «Прошлой осенью в департаменте насчитали 105 активных мастеров в регионе, полагая, что введение для них специального статуса целесообразно. Этой весной в ответе на наш запрос чиновники указывают, что ремесленников 310. Но теперь почему-то этого уже недостаточно. И выделять их нецелесообразно, и меры поддержки им не нужны, и заниматься ими пока рано.
На самом деле и не рано, и помощь им нужна, и самих мастеров в регионе гораздо больше, просто не все работают официально и не все выходят из серой зоны. Тем более статус ремесленника нужен, чтобы всех вывести в правовое поле, выяснить, кто и чем занимается и чем можно им помочь.
А помощь им, безусловно, нужна, я это вижу по многочисленным обращениям. Несмотря на трудности, наши мастеровые люди растут, развиваются и объединяются в сообщества. Но раз нет статуса, нет реестра ремесленников – нет им и поддержки: ни в освобождении от маркировки, ни в чем другом.
Недавно у нас проходило совещание, где ремесленники все как один заявили: введение маркировки на нашу продукцию будет очень накладным. Тем более что она разная и часто не подходит под градацию обычных товаров.
Вообще говоря, кто такие ремесленники? Да, это предприниматели, в основном самозанятые, редко ИП. Часто они объединяются в артели или творческие сообщества. Но по сути это художники и трудяги. Больших денег они не зарабатывают, их производство не массовое, как правило, ручное, часто трудоемкое и трудозатратное. Это не просто предприниматели, которые что-то производят. Их продукция самобытная, созданная по традиционным технологиям, чаще привязанная к местности. В контексте развития малых городов это было бы очень актуально.
Сейчас мы вновь возвращаемся к этому вопросу: написали письмо в областную думу (депутаты пока ушли на каникулы, но рассмотрят нашу инициативу осенью), нас поддержало сообщество предпринимателей регионального отделения «Опора России».
Как уполномоченный по правам предпринимателей, я уверен, что таких предпринимателей обязательно нужно поддерживать. И статус ремесленника был бы первым шагом в этом направлении».
Самые читаемые статьи

Имена в граните науки
Ивановский медуниверситет увековечил имена выдающихся деятелей медицины, присвоив их структурным подразделениям

Ивановская область – акцептор
В числе 12 регионов страны

Бегом по Золотому кольцу
2000 легкоатлетов из 50 регионов России вышли на старт «Красной нити» в Иванове

Город и Волга
В экспозиции «Древний город на великой реке» представлены произведения из собраний 18 музеев