Куклячий звездный дождь
Тема минувшего фестиваля – «Звездный дождь». Состав участников оказался действительно звездным. Из 16 показанных спектаклей шесть отмечены главной театральной премии России – «Золотой маской».
В 2022 году формат фестиваля несколько изменился. Во-первых, многие спектакли показывали не один раз, как прежде, а два. Дело в том, что многие участники фестиваля стремятся отсмотреть работы коллег, из-за этого половину мест в зале оставляли гостям. Теперь число ивановцев, которые смогли увидеть спектакли, увеличилось раза в три. И еще одно новшество: в день открытия на площади перед Дворцом искусств устроили праздничное шоу: прошел концерт, дети участвовали в играх, фотографировались в нестандартной фотозоне с артистами в образах популярных героев сказок и мультфильмов. Очередь выстроилась к мастеру аквагрима Ирине Овцыной.
Гости привезли на фестиваль работы и для детей, и для взрослых. Программист Ирина Махаева, пришедшая в театр вместе с дочкой Эльвирой, рассказала: «Сегодня посмотрели спектакль пензенского театра «Ваня Датский». Мы с детьми – постоянные зрители Ивановского театра кукол. Узнали, что предстоит фестиваль, а в программе много интересного, вот и пришли. Работа пензенцев очень понравилась. А накануне я посмотрела работу Большого театра кукол из Санкт-Петербурга «Похороните меня за плинтусом». Это, наверное, лучшее, что я видела в театрах за свою жизнь».
Благодаря «Муравейнику» зрители могут узнать, какие еще бывают театры кукол. Например, из Москвы приехал детский театр теней, гродненцы привезли спектакль в эстетике «малой сцены», пермяки приехали со спектаклем, поставленным режиссером и художником из Сербии, а это иной, непривычный российскому зрителю стиль.
Кому нужен «Муравейник»?
Конечно, фестиваль проводят в первую очередь для зрителей. Я поговорил, может быть, с самой экзотичной из увиденных мной группой зрителей. Мама (потом она представилась – Марина Мариничева) одевала пятимесячную дочку, а две старшенькие резвились рядом. Я спросил, как же женщина отважились взять в театр грудничка.
«Старше любят ходить в театр, а младшую оставить не с кем. Мы «Муравейники» не пропускаем уже несколько лет, вожу дочек сюда с года-полутора. Они уже заядлые театралы. Фестиваль хорош тем, что мы видим коллективы из других городов, можем сравнить. Приезжая в другие города, мы стараемся ходить в театры кукол – в Москве, Питере, Ярославле. Ивановский театр на их фоне выглядит достойно. Нам нравятся многие его постановки. Например, дети оценили «Карлсона, который живет на крыше». Мне очень понравился спектакль «Кукла. Блокадная история». Да и детям тоже. Достойный у нас театр».
Профессиональный взгляд
Ивановский «Муравейник» очень любим в своей среде. Среди участников оказались коллективы, которые приехали к нам в пятый, седьмой, даже в девятый раз. Знакомство с работами коллег и общение служат профессиональному росту, дают пищу для творческого использования новых приемов, новых технологий. Об этом я говорил с главным художником Ивановского театра кукол Любовью Болдыревой. Перед началом одного из спектаклей я увидел, как она обсуждала с соседкой установленные на сцене декорации.
«Я считаю, что художник всегда должен учиться. Тем более сейчас, когда ускорился технический прогресс и появляется много новых материалов, технологий. На фестивалях мы пополняем багаж знаний, приобретаем новый опыт. Вот вы увидели, как мы обсуждали декорации спектакля пензенского театра. У них там столик подставной. А я сейчас готовлю декорации к новому спектаклю. У нас должен вырастать подсолнух. Тут я увидела, как их классную идею использовать в нашем спектакле. Всегда прошу у гостей разрешения зайти на сцену и посмотреть кукол, их механику, фактуру, как сделаны декорации. Если я увидела, как классно и чисто работает то или иное техническое решение, то мои эмоции будут даже выше зрительских. Например, фестивальный спектакль «Ваня Датский» сделан просто ювелирно. Я увидела огромный объем технического обеспечения, с этой точки зрения он, пожалуй, самый богатый на профессиональные находки из тех, что в афише фестиваля. Но для зрителя это незаметно, ему просто нравится. А за счет чего, ему знать не нужно».
Ольга Глазунова, возглавляющая кабинет детских театров СТД России, из 13 «Муравейников» побывала почти на всех. Она считает, что пандемия особого влияния на качество спектаклей не оказала. Многие коллективы нашли новые формы общения со зрителем, в основном онлайн. Это и игры, и экскурсии, и встречи с создателями спектаклей. Наоборот, перерыв дал некий толчок к новому творчеству: «Вижу, что сейчас стал популярным театр предмета. Мы в России благодаря Сергею Образцову привыкли, что на сцене куклы, а спектакли – для детей. Но в мире много играют для взрослых, появляются новые виды кукол, порой их заменяют предметами. Театр вообще не может жить без творческого поиска, без движения. Люди ищут, как соотносить человека и куклу».
Свое лицо фестиваля
В России проходит много фестивалей театров кукол. Все они разные. Ольга Глазунова считает, что «то тепло и гостеприимство, которыми окружают гостей ивановцы, встречается не везде. «Муравейник» для всех приехавших сюда – дом. Таким задумала фестиваль Елена Демирова, работавшая главным режиссером Ивановского театра кукол в начале 90-х. Осуществить идею не успела. Сделала это Елена Иванова. Причем не только осуществила, но и развила, внесла много своего. Конечно, это стоит огромных трудов. Но Елена Иванова сумела создать и сплотить команду, которой по плечу такое хлопотное мероприятие, как международный фестиваль. Не случайно временно отсутствующую Елену Энгельсовну часто-часто вспоминали гости фестиваля. Она редкостный по таланту режиссер и актриса. И очень светлая личность. Как ее спектакли и общее детище – добрый, радостный для зрителей и гостей фестиваль «Муравейник».
Фестиваль проходит раз в два года. Родители, бабушки и дедушки, которые хотят подарить своим чадам праздник, будут ждать «Муравейник» номер 14.
Фото vk.com/ivkukla