Начался капитальный ремонт железнодорожного участка Фурманов – Волгореченск
Прошло заседание оргкомитета по подготовке к Первомаю
23 апреля состоится гала-концерт фестиваля
Он объединит жителей четырех улиц
В Иванове пройдут игры  женского чемпионата ЦФО по баскетболу
Жители могут контролировать ход работ
Один день из жизни машиниста пригородного поезда

С собой – дорожный маршрут, служебный формуляр, кассета регистрации, инструктаж. Перед рейсом – медицинской осмотр: давление, пульс и прочие показатели здоровья. Всё в норме? На маршрут!

Как проходит обычный день машиниста? Об этом мы узнали в преддверии профессионального праздника – Дня железнодорожника, который ежегодно отмечается в России в первое воскресенье августа. В 2022 году эта дата приходится на 7 августа.

Максим Байрыев – машинист рельсового автобуса третьей серии, получившего в 2020 году наименование «Орлан». Это новый сверхсовременный рельсовый транспорт – выпускается на заводе АО «Метровагонмаш» с января 2019 года. На такой технике работают только лучшие сотрудники, чья квалификация и опыт позволяют обеспечить безопасность и комфорт каждого пассажира.

Итак, как начинается рабочий день? По словам Максима, одна из особенностей профессии машиниста – не только регулярное прохождение медкомиссии, но и обязательные предрейсовые медосмотры. Машинист должен обладать исключительным здоровьем, мгновенной реакцией и быть грамотным специалистом в технической отрасли. 

«После медосмотра перед рейсом – обязательная проверка приборов безопасности, работы тормозов, рабочих систем поезда. Обязательно проверяем температурный режим. Если до нас были какие-то замечания, которые фиксируются в бортовом журнале, они должны быть устранены», – рассказывает специалист.

Всё исправно? Тогда – под посадку. За 20 минут до отправления «Орлан» встречает пассажиров. Дежурный по станции дает разрешение на отправление, и, убедившись, что всё в порядке, бригада, в составе которой машинист и помощник, отправляется в путь.

Всё под контролем!

Обязательное условие: машинист должен быть в хорошей физической форме и отдохнувшим. 

– Междусменный отдых – не менее 12 часов, – рассказывает Максим. – К примеру, если взять за расчет рейс Иваново – Кинешма, машинист сможет совершить не более трех рейсов. После этого – обязательно отдых и сон. 

Даже если, к примеру, крайняя точка – в другом городе областного центра, машинисты останавливаются в доме отдыха и возвращаются только с утренним поездом.

Еще один атрибут, гарантирующий безопасность пассажиров, – наручные гаджеты, выполненные в виде часов. Это телемеханическая система контроля бодрствования машиниста (ТСКБМ). Браслеты крепятся на запястье, считывают электрическое сопротивление кожи и передают информацию по беспроводной связи процессору, встроенному в панель управления. Браслеты измеряют степень усталости человека. Если у машиниста снижена концентрация внимания, начинает снижаться сердечная активность, показатели кожи меняются. Машинист должен на нее отреагировать, встать и нажать специальную кнопку бдительности. В противном случае система безопасности автоматически остановит поезд.

Как стать машинистом? 

Ну кто из мальчишек не хочет стать машинистом? Это мечта, осуществить которую, впрочем, вполне реально. Соответствующие знания можно получить в Ивановском железнодорожном колледже № 1, окончив которое молодой человек получает диплом помощника машиниста.

«Это очень важная должность. По сути это глаза машиниста. Задача машиниста ехать, задача помощника машиниста – следить за ним и контролировать», – говорит Максим. 

Он, к слову, тоже окончил наш ивановский лицей № 1. Год отработал помощником машиниста грузового поезда. Через два года прошел дополнительное обучение в Ярославле, затем в Иванове – стажировку и только тогда, после успешной сдачи всех экзаменов, стал машинистом. 

«Раньше пригородные перевозки точно так же обслуживались тепловозами. Но два года назад создали участок эксплуатации Иваново. Закупили рельсовые автобусы. В несколько этапов набирали локомотивные бригады. Я тогда работал на Дальнем Востоке. Но, узнав об этом, позвонил в дирекцию и сказал: хочу работать. И меня взяли! Работать на такой технике – мечта. И я не раздумывая вернулся в Иваново», – говорит он.

И действительно, «Орлан» совершенен. Максим говорит, что ни разу не пожалел о принятом решении. Помимо современной системы управления, каждый вагон оборудован климатической установкой с системой очистки и обеззараживания воздуха. В салоне установлены мягкие сиденья, широкие багажные полки, светодиодное освещение, информационные табло и санитарные модули. Для удобства посадки и высадки маломобильных пассажиров предусмотрены подъемники для кресел-колясок, специализированные места для их крепления и специальное оборудование в санитарном узле. 

Люди на путях

Машинисты говорят: люди на путях – основная причина так называемых нестандартных ситуаций. Железная дорога – зона повышенной опасности, многие граждане порой могут отдыхать на рельсах, а кто-то даже заснуть. 

«Ситуации, когда приходилось экстренно тормозить, были в практике любого машиниста. У меня, к счастью, всё обходилось благополучно. За более 11 лет работы летальных исходов не было. Но всегда надо быть в состоянии готовности. Тормозной путь у «Орлана» может достигать 500 метров», – говорит специалист. Всё зависит от скорости и профиля пути. 

Но бывают и другие истории. В практике Максима – помощь потерявшемуся в лесу мужчине.

– В 2021 году мы поехали на Александров. Оттуда – под посадку на Иваново. Ждем отправления. Подходит женщина и говорит, что муж потерялся в лесу. На тот момент мужчину уже искали и сотрудники МЧС, и поисковые отряды. Действовать надо быстро. Муж пока на связи, но батарейка на телефоне практически разряжена. Мы созвонились с ним – по всем приметам мужчина должен был находиться минутах в 30 от станции отправления. И как только выехали на тот участок, где он пропал, кнопку сигнала не отпускали. Гудок длился минут семь, а то и восемь. И в один момент он нас услышал, пошел к этому сигналу и вышел на железнодорожные пути», – этот случай Максим вспоминает с радостью.

Помощь ближнему – огромная отдача и, пожалуй, главный смысл нашей жизни. 

– Железная дорога – это не всегда занятость с 9:00 до 18:00 с понедельника по пятницу. Здесь свой график, свои условия и требования, но и получаешь огромную отдачу. Это и работа на самой современной технике, и романтика дороги, и постоянный рост над собой, повышение квалификации. Поздравляю всех железнодорожников с праздником! И отдельное большое спасибо всей Северной дирекции моторвагонного подвижного состава за то, что создали условия и дали возможность по-новому полюбить свою работу, – говорит машинист. 

Ну а мы присоединяемся к поздравлению. В добрый путь!

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

За недопуск – штраф

Вступили в силу поправки в административный кодекс об ответственности за нарушение правил обслуживания и ремонта газового оборудования

Апрель – месяц саженцевый

Что огородники не посадили осенью, посадят весной. Как выбрать саженцы, чтоб они прижились

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам