Мюзикл «Бесприданница», проставленный в музыкальном театре по пьесе А.Н. Островского, для зрителей начинается еще до входа в зал 

Поднимаясь по широкой мраморной лестнице в фойе, я услышал звуки духового оркестра. Музыканты – в богато украшенной аксельбантами парадной форме – сотрудники и воспитанники Ивановской пожарно-спасательной академии МЧС России. Оркестр появляется и на сцене во время спектакля.

Атмосфера прошлого

Среди зрителей в фойе прохаживались артисты театра в одеждах второй половины XIX века, сновали лотошники, бегали «беспризорники» – воспитанники детской театральной студии, которую ведет актер театра Сергей Сорока. Всё это – на фоне огромных баннеров с видами Волги.

Атмосферу позапрошлого века создает и выставка картин в фойе. На них – виды старых приволжских городов. Куратор проекта «Холст, масло» (ООО «Белорусский лён – Иваново») Татьяна Бердникова рассказала, что авторы картин – художники из Иванова, Кинешмы, Костромы, Плёса. Тут же, в фойе, выставка костюмов.

При жизни Островского ни одна из постановок «Бесприданницы» не оказалась удачной. И это при том, что драматург считал свое сороковое творение лучшим для сцены. Сейчас трудно поверить, что пьесу тогда считали заурядной, с банальным сюжетом.

Лишь когда роль Ларисы Огудаловой в спектакле Александринки в 1896 году исполнила великая В.Ф. Комиссаржевская, зритель «Бесприданницу» принял. После той постановки пьеса жила и на сцене, и в кино. По ее мотивам написаны опера, балет и два мюзикла. Первый из них появился в 2008 году. А в 2014-м для Магаданского театра мюзикл создал композитор Ефрем Подгайц. Этот вариант и выбрал постановщик спектакля, главный режиссер Ивановского музыкального театра Антон Лободаев.

В добротной, очень информативной программке к спектаклю Антон Владимирович пишет: «В жанре мюзикла мало произведений, где бы сошлись такие нравственные искания, как в психологической драме Островского «Бесприданница», где конфликт материального и духовного так блестяще поддерживается и доводится до апогея музыкой Ефрема Подгайца».

Третья постановка

Вот что сказал мне после премьеры композитор: «Мюзикл написан для Магаданского театра в 2014 году. В 2021-м его поставил Новосибирский театр. Так что ивановский театр – третий. Сравнивать не стану, потому что спектакли разные. Честно говоря, я поражен тем, что увидел. Во-первых, размером театра, где в зале почти 1500 мест. Во-вторых, тем, что публика заполнила зал. В-третьих, труппа. Она сильная. Много интересных голосов. Я увидел немало сильных актерских работ. Потому в целом получился настоящий мюзикл, настоящий спектакль. Причем свое отношение к тому, что происходит, выражают все – и актеры, и хор, и оркестр, и балет. Очень хорошее освещение, которое придает действу живость, яркость. Очень понравилась пара Кнуров – Вожеватов. У вас эта пара даже лучше, чем в Магадане и Новосибирске. Готовый номер для различных концертов. Образ Ларисы чисто драматически я бы решил по-другому, но Наталья Леляева пела очень хорошо. Роль ее матери исполнила народная артистка России Ирина Ситнова. Видно, что мастерство у актрисы большое. Но материал сложный, думаю, что надо еще немножко впеться, и тогда всё будет идеально.

Оркестр под управлением Дмитрия Щудрова с партитурой справился. У меня есть замечание к технической части. Разные группы инструментов звучали несбалансированно. Скрипачи, виолончелисты играют замечательно, но из-за слишком громкой подзвучки они воспринимались как электрогитары. Это не для такого солидного театра, как Ивановский музыкальный. Но в целом я доволен, что мой материал оказался в руках ивановцев. Как обычно, некоторые творческие нюансы есть… Ну что же, будем дружить, больше общаться».

Актеры и роли

Отмечу, что в ролях, отмеченных Е. Подгайцем Кнурова и Вожеватова, я видел заслуженного артиста России Владимира Кочержинского и Павла Доронина. Впрочем, люди, знающие толк в театре, говорили мне, что не менее великолепен дуэт в исполнении Максима Галенкова и Дмитрия Гудкова.

Пронизывающие весь спектакль музыкальные номера «работают» на атмосферу, на раскрытие характеров, на динамику действия. Авторы мюзикла (кроме композитора Е. Подгайца, это автор либретто, стихов ко всем вокальным и хоровым номерам Лев Яковлев) не стали кастрировать замысел Островского, не превратили драму в водевиль. В кульминации музыка трагична, а трагедия – по тысячелетней традиции театра – призвана вызывать у зрителей катарсис, очищение. Деликатно, в рамках жанра решена А. Лободаевым сцена, когда Карандышев стреляет в Ларису Огудалову.

Так сложилось на российском театре, что главный герой в «Бесприданнице» – Лариса Огудалова. Именно на ее судьбе сказывается противостояние любви, духовного начала в человеке и – материального, где нет места высоким чувствам. В спектакле музыкального театра акценты другие. Ивановская «Бесприданница» – о Карандышеве. Говоря это, ни в коей мере не хочу умалить удачную работу исполнительниц Ларисы – Наталии Леляевой и выпускницы Нижегородской консерватории, только начинающей карьеру вокалистки Оксаны Киреевой.

Я видел спектакль, в котором роль мелкого чиновника Юлия Капитоныча Карандышева играет Игорь Дёмин. Актёр опять удивил. Если в роли Остапа Бендера (спектакль «Не в стульях счастье») Дёмин абсолютно раскован, то в «Бесприданнице» он полная противоположность: двигается так, будто его руки-ноги опутаны невидимыми нитями. Его герой – бедный духовно, закомплексованный осознанием собственной ничтожности мелкий человечек. Жениться на Ларисе Огудаловой ему важно потому, что это, как ему думается, поднимет в глазах окружающих, приблизит к уровню тех, кому он завидует. Не о Ларисе и ее судьбе печется Карандышев, а только о себе. Исполнитель этой роли И. Дёмин настолько убедителен и органичен, что именно его персонаж стал главным действующим лицом спектакля.

Роль Паратова в двух премьерных показах сыграл Сергей Шимохин. Его герой – холоден и расчетлив, мало чем выделяется из своего окружения. Может быть, так и задумано постановщиком, чтобы более заметным, значимым оказался Карандышев…     

В разном свете

Оформила мюзикл заслуженный работник культуры России Валентина Новожилова. Художник разместил в центре белоколонную беседку, а вокруг – несколько парапетов, которые как бы ограничивают свободу героев. На заднике – огромный волжский простор, пространство для полета, к чему стремится Лариса Огудалова.

Герои пьесы одеты традиционно, в основном в светлое (хотя на брюках – «стрелки», которых в XIX веке не было), а часто появляющиеся на сцене цыгане (тут вспоминаешь евтушенковское: «Как компания собирается, так цыгане в нас просыпаются») – в пестром, но темном. Это подчеркивает, если так можно сказать, дивертисментность «таборных» номеров. Не знаю, как удалось сделать это художнику по свету Татьяне Ижевской, но находящиеся рядом на сцене две группы участников спектакля освещены по-разному. Как я понял, сделано это, чтобы и атмосфера была создана, и цыгане не оказались включены в отношения между героями Островского. Балетные номера – еще одна удача создателей спектакля, балетмейстера Елены Рыжовой.

Отмечу удачные, на мой взгляд, эпизодические роли, которыми порадовали зрителей заслуженный артист России Валерий Пименов (Робинзон) и Сергей Сорока, ярко сыгравший полового Ивана.

Популярность «Бесприданницы» на рубеже XX–XXI веков не случайна: мы живем в эпоху пересмотра прежних ценностей, ломки человеческих отношений, бездумного поклонения «золотому тельцу». Сколько Ларис Огудаловых, девушек красивых, умных, с хорошим образованием, стали содержанками современных Кнуровых или Вожеватовых! Кто-то, конечно, доволен такой судьбой. Осуждать их воздержимся…

***

Спектакль появился во многом благодаря финансовой поддержке Союза театральных деятелей России. В конкурсе на грант участвовало 90 театров страны. Было выбрано 19 предложений, среди них – от Ивановского музыкального театра. Постановка осуществлена к 200-летию со дня рождения А.Н. Островского.

 

Фото: Екатерина Серкова

 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Взрослые школьники: шанс наверстать упущенное

Мало кто знает, что в Иванове есть вечерняя школа

Песьяков бьет рекорды 

Вратарь провел 243-й матч в Премьер-лиге. Это рекорд среди лучших ивановских футболистов

«Вход обязательно во фраках» 

Ивановские пригласительные рубежа ХIХ–ХХ веков (продолжение)

За недопуск – штраф

Вступили в силу поправки в административный кодекс об ответственности за нарушение правил обслуживания и ремонта газового оборудования

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам