Персональная выставка Евгения Шишкина
Удаление снежных и ледяных наростов на кровлях должно проводиться незамедлительно по мере возникновения угрозы пешеходам
Почти 3 млн рублей будет направлено на приобретение музыкальных инструментов и специализированной литературы
Открыта регистрация на III Ивановский полумарафон
Число заболеваний растет
Городская физкультурная акция в Иванове состоится 12 февраля
Крещение Господне ассоциируется у многих с купанием в проруби, и только. Да и само таинство крещения тоже зачастую происходит автоматически, без глубокого понимания его значения

Многие помнят, что крещение в храмах раньше проходило просто, как бы по заявке желающего: хочешь, приходи – покрестим. Но теперь перед этим таинством необходимо пройти «собеседование».

«Когда я спрашиваю людей, почему вы хотите крестить своего ребенка, часто в ответ слышу: чтобы был здоровенький, рос счастливым, был ближе к Богу. А это как? – спрашивает настоятель Воскресенского храма (г. Вичуга) игумен Филарет (Соловьёв). – В Священном Писании сказано: Бог одинаково и над грешными, и над праведными проливает дождь и повелевает солнцу светить. А крещение – это таинство, в котором творение Бога, то есть человек, сам себя осознанно ему посвящает. Слава Богу, в последнее десятилетие была введена древняя практика катехизации, то есть огласительных бесед. Патриарх Кирилл обратил внимание духовенства на то, как это важно. Если у человека появилось желание вступить в лоно церкви, ему сначала нужно дать определенные знания о Боге – без этого нельзя. Христианин, как говорил апостол Павел, должен облечься Христом, так соединиться с ним, как тело с одеждой – теснейшим образом. А у нас, к сожалению, бывает так: приходят люди в храм: батюшка, покреститься бы. А что это значит и даже кто такой Христос, они не знают. Перед таинством крещения человеку нужно увидеться со священником, познакомиться. Наверняка у каждого есть какие-то вопросы, связанные с темой бытия, – не нудные лекции, а такие творческие беседы».

Крестные – поручители

Предвижу вопрос скептиков: а как же дети? Им не дают выбора, крестя в младенчестве. Что они понимают? Не лучше ли предоставить им возможность потом решать самим, в кого и как верить? Отец Филарет на этот счет имеет свое мнение: «Может, я вас удивлю, но я тоже так считаю. Если семья абсолютно нехристианская, если ни родители, ни бабушки, ни дедушки не веруют – лучше не крестить ребенка. Дайте время, и дайте Богу самому действовать с этим человеком. Далеко не всё зависит от наших человеческих потуг. Какими путями Господь приведет человека к себе, нам неизвестно. Но если кто-то из близких ребенка христианин, конечно, его нужно крестить. При условии, что человек поручится за него – в этом смысл быть крестным. Раньше такие поручители были не только у детей, но и у взрослых. И они дальше по жизни своим милосердием и любовью должны были раскрывать им образ Бога. Если такие люди есть, при желании семьи крестить ребенка нужно. Но я уверен: нельзя бороться за массовость, за увеличение количества крещеных людей. А то ведь, к сожалению, получается, как говорил великий писатель Лесков: «Россия крещена, но не просвещена».

Можно и без бриллиантов

Согласитесь, мы воспринимаем крещение детей как праздник, готовимся к нему: красивые атрибуты, особенные наряды, потом разгульное застолье. «Да, в наших традициях отмечать праздники пышно, доставать всё самое лучшее. И вхождение человека в христианский мир – это, конечно, радостное событие. Но за торжеством богослужений люди порой теряют связь с внутренним содержанием. Иногда внешняя сторона сбивает человека с толку. Задача священников – объяснить значение символов, вещей, икон. Христианский праздник – это не тогда, когда столы ломятся от угощений. Это, скорее, достижение того состояния, которое в духовной литературе принято называть «радостопечалие». Крещение же имеет образ со-умирания и соединения со Христом. Конечно, умилительно смотреть на малышей в ангельских образах, на кружева на крестильных сорочках и платьях и прочее. Но все-таки главное, чтобы родители и крестные понимали смыслы события. Разобраться в них и помогут священники в ходе огласительных бесед».

Условия самого процесса крещения обговариваются заранее: когда, где, что принести, как одеться родителям. Как правило, мамы учитывают время кормления младенцев, берут с собой всё для купания, потому что в процессе малыша будут погружать в купель с теплой водой. Священники говорят, можно купить готовые крестильные наборы или обойтись чистой белой футболкой или рубашкой – какого-то канона пошива одежды для крещения нет. Игумен Филарет добавляет: «Не надо покупать никаких дорогих крестиков, тем более из драгоценных металлов и с бриллиантами – ребенку это не нужно. Само таинство крещения говорит о смирении, о простоте и кротости Христа, и мы должны уподобляться ему».

Однозначно бесплатно!

Деликатный момент: с точки зрения бытового действия, а не таинства крещение представляется обывателю услугой, и за нее принято платить. В некоторых храмах в лавках до недавнего времени так и было написано «цены на услуги». И многим они очень не нравились.

«Я категорически против этой практики взимания платы за крещение человека, – продолжает отец Филарет. – Считаю ее порочной. Мы приводим человека ко Христу, делаем его чадом церкви, за это ни в коем случае нельзя брать деньги. Хорошо, что все эти прейскуранты в храмах теперь убрали. У великого таинства не может быть цены. Обычно вывешиваются объявления о примерном размере пожертвований, то есть кто сколько может заплатить. Но лично я противник даже таких формулировок. Крещение давно уже во многих приходах совершается бесплатно. А я, как настоятель, запретил даже намекать на всякого рода оговорки относительно платы за крещение, даже в виде опускания денег в ящик пожертвований. Главный принцип должен быть такой – всё, что касается спасения души, бесплатно. А всё, что имеет второстепенное значение, – пожалуйста, если хотите, жертвуйте. К примеру, молебен за освещение квартиры или бизнеса – это важно, но второстепенно. У нас редко, но бывали случаи, когда состоятельные люди отдавали за освящение новой машины в десятки раз больше, чем это принято. Но это было их решение. Все понимают, что на содержание церкви нужны средства: зарплата людям, отопление, свет, ремонт и прочее. Но при этом можно ли брать деньги за причастие, за исповедь? Конечно, нет. Так же и относительно таинства крещения».

Ледяной водой грехи не смоешь

Многие уверены, что верующему христианину положено купаться в святой воде, потому что, окунувшись в прорубь, смоешь грехи. А еще что это наша традиция. Отец Филарет на это улыбается: «Любые традиции не стоят на месте, причудливо перетекая из одной формы в другую. Увлечение моржеванием пересеклось с практикой освящения ледяных купелей. Священники поначалу не были против того, что люди стремились окунуться в эту воду. Но, когда празднование Богоявления сводится только к этому, это не может не огорчать. Были, конечно, такие ревнители, которые погружались в освященную иордань и раньше. Но это было индивидуальное желание отдельных людей – ни в коем случае не массовое и необязательное к исполнению. Нельзя его никому навязывать. Кстати, и в дореволюционной церкви такая практика осуждалась как опасная для здоровья. Да, ледяные купели освящались, после службы крестным ходом люди шли на источники или реки, но не столько для того, чтобы туда погружаться, а чтобы набрать святой воды домой. И главное, чтобы выразить идею освящения материи водного естества, что и является одной из идей праздника Крещения».

 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Женская онкология: остановить в наших силах?

К сожалению, в Ивановской области очевидна тенденция к росту онкологических заболеваний

Право на ошибку для старшеклассников

С сентября универсальных классов в школах не будет

После святок

В Ивановском художественном музее открылась выставка Константина Васильева «Толкования»