Парк имени Революции 1905 года приглашает ивановцев на весенние субботники
8 работ из Ивановской области стали победителями II межрегионального конкурса
Соревнования являются одними из крупнейших в России
Открыта запись подростков в профильный лагерь 
Четвертая волна обновления оборудания в школьных столовых
20 теннисных столов передадут в детские дошкольные учреждения областного центра
Анатолий Соловьёв создал частный музей швейных машинок, в его коллекции их больше сотни самых разных моделей и марок

Их узнаешь в лицо

«Ой, у нас дома стояла эта машинка! Бабушка шила на точно такой же – один в один. Я хоть сейчас смогу заправить ее! А эту вообще было не достать, а так хотелось» – подобные восклицания от посетителей Анатолий слышит почти каждый день. 

Свою уникальную коллекцию он собирал около девяти лет. Будучи мастером швейных машин, он всегда был к ним неравнодушен. Особенный интерес вызывали старинные и редкие. Их Анатолий приобретал при любой возможности. Бывало, приходил по вызову что-то починить, а хозяева предлагают: заберите у нас эту рухлядь. «Старушки» при внимательном рассмотрении оказывались еще ого-го и после починки занимали свое место в музее. Какие-то экземпляры дарили, что-то покупал. Со временем места дома стало не хватать, спасибо магазин швейного оборудования выделил под коллекцию площадь. Там мастер и разместил экспозицию. И все-таки зачем всё это? Ведь шить на них никто не собирается, тем более некоторые машины вообще из позапрошлого века.

«Они очень красивые, посмотрите. Это старина, это история. Фирмы-производители, страны – все разные. Когда я их ремонтирую, всегда интересно сравнить: как делались машинки в Европе, Китае, Америке и у нас. Так же кто-то сравнивает и автомобили».

Казалось бы, разве швейные машины устроены не по одному и тому же принципу? Анатолий с воодушевлением восклицает: «Что вы! Только одних челночных устройств мы насчитали около десяти видов, здесь можно пронаблюдать, как с годами совершенствовались способы захвата нитки. Это сейчас они доведены до идеала, а сначала погрешностей было много. У меня в коллекции есть очень древние машины: шведская «Хукскварна», британская «Фэмели» – им более ста лет. Самая старая 1885 года выпуска – «зингеровская». 

«Зингеры» не «Чайки»

Наверняка многие помнят такую швейную машинку в доме своего детства. Откуда они вообще появлялись в Иванове? Анатолий только качает головой: «Трудно сказать, возможно, они трофейные, возможно, их завозили еще в начале прошлого века. Они и сейчас вызывают и уважение, и улыбку: необычный дизайн с утонченной рамой, волнистый корпус, диковинная намотка шпульки. Обязательно черного цвета, с фирменным знаком в вензелях. При этом, даже спустя век – всё в рабочем состоянии. Мало кто знает, что «Зингер» – это американская, а не немецкая фирма. Просто основатель эмигрировал в Америку из Германии. И сначала все машинки выпускались там. Позже производства стали открываться по всему миру, в том числе и в России. У нас Зингер построил завод в Подольске, который позже национализировали и переименовали. В советское время подольские машинки стали совсем другого качества. Например, ушли длинные челноки и шпульки, наши технологи вообще много что улучшили. Была простая машинка прямострочка – они добавили зигзаг или еще какие-то дополнительные операции. Но японского или немецкого совершенства не достигли. Наверное, в то время были такие запросы».

Разницу в технологиях Анатолий демонстрирует наглядно: «Вот японская «Дженомэ» 1964 года, попала в СССР спустя 20 лет с распродажи. В ней уже предусмотрена возможность самой разнообразной вышивальной строчки в виде кошечек и тюльпанов. А еще автоматические петли, трикотажные строчки, с горизонтальными челноками, причем все на кнопках. В то время как наша подольская «Чайка» с одним зигзагом считалась верхом развития швейного оборудования, эта машина была уже микропроцессорной. И сейчас, через полвека, даже будучи музейным экспонатом, она в абсолютно рабочем состоянии – садись и шей. Немцы, конечно, преуспели, и машинки у них хорошие, но японцы – лидеры были».

Машинки вместо снарядов

Мастер гордится редкими экземплярами коллекции, например швейная машина финской фирмы «Тикка». Интересна она тем, что выпускалась на оружейном заводе, как и польская «Лучник». У нас так же было с машинами «Тула», «Ржев». В послевоенное время оружие делать перестали, вот производства и перепрофилировали. Очень редкие машины «Харьков». Их выпускали недолго, и заполучить такую в коллекцию – удача. Хотя тульские и харьковские машины практически идентичны. Даже красились одной и той же краской. Есть редкая венгерская 1964 года с ножным приводом и деревянным корпусом.

Многие швейные машины делались по одним стандартам: вынуть немецкую из коробки и поставить вместо нее финскую – крепления подойдут полностью. Видимо, всё это согласовывалось.

Есть в музее и ручные вязальные машины, белорусская «Чернивчанка» или совсем маленькая «Дончанка» – предмет мечтаний многих ивановских женщин в девяностые годы. 

Интересно, что все машины сохранены с оригинальными чехлами, у многих они деревянные. Анатолий гарантирует, что экспонаты из его коллекции рабочие, все их проверил лично и почти все пришлось починить. Откуда же мастер брал для них запчасти, например к вековым раритетам?

«У меня тут целый склад: есть машинки-доноры, из которых пришлось вынуть нужные детали. Коллекция и правда очень богатая, профессионалы оценят, уверяю. Много раз меня пытались переманить, в том числе и в музеи при действующих текстильных производствах, которые посещают туристы. Но я пока отказываюсь. Просто все мои машинки – бесценны, и перемещать коллекцию проблематично. Пусть лучше все желающие приходят сюда».

Швейная ностальгия

Посмотреть коллекцию можно бесплатно, народ тянется активно, спрашивая при этом кассу. Если кому захочется поддержать музей в его развитии, на выходе стоит копилка для пожертвований – тоже, кстати, старинная швейная машинка. А посещают частный музей довольно часто: то коллеги коллекционеры интересуются раритетом, то школьники целыми классами, то студенты текстильных и швейных специальностей. Желающие могут попробовать заправить причудливую старинную машинку и пошить с ножной педалью. Много пенсионеров, которые с радостной ностальгией узнают знакомые марки: вот здесь кармашек для мелочей, а здесь вот так нужно было регулировать натяжение нити, а вот так менять шпульку – хоть сейчас с закрытыми глазами заправлю, так бы села и пошила, как в молодости. А я с трепетом узнала игрушечную швейную машинку своего детства – бесчелночную, черную с красно-желтой картинкой на раме, такую маленькую, пластмассовую – ну, помните? Она была почти у всех девочек в 60–70-е годы, так вот она там есть!

Отдельный стенд в музее предназначен для старинных запчастей швейного оборудования, подаренных посетителями. Многие охотно пополняют коллекцию: кто-то принес причудливые старые ножницы, кто-то утюжок. А один мужчина, вдохновленный увиденным, подарил музею настоящий швейный манекен начала прошлого века. Он был сделан специально под фигуру его прабабушки для пошива свадебного платья – очень трогательный подарок.

Флешмоб в блиндаже

Ко Дню Победы по всей стране проходит флешмоб среди малых музеев – народный фотоконкурс «Вспомним»: реконструкция старых военных снимков. Жители Ивановской области активно участвуют. В музее «Кинешемская старина» копируют фотографию мальчика в ушанке с автоматом – юного разведчика Великой Отечественной Толи Гороховского. Желающих сняться полно. В Кохомском музее самовара пересняли фотографию солдат, пьющих чай у самовара, видимо в короткую передышку между боями. Музей швейных машинок тоже подключился ко всероссийской акции. Есть снимок солдата, который подшивает шинель (в прифронтовой зоне швейные машины точно всегда имелись). Анатолий Соловьёв сконструировал в своем музее подобие блиндажа, поставил швейную машинку военной поры, нашел форму – приходите, поддержите хорошую идею, снимки получатся отличные.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Апрель – месяц саженцевый

Что огородники не посадили осенью, посадят весной. Как выбрать саженцы, чтоб они прижились

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам