Неизвестное от известного
Вероятно, другой художник приберег бы персональную выставку к собственному юбилею – Валерию Бахареву в январе исполнится 80. Однако мэтр не нуждается в календарных «костылях»: он по-прежнему плодотворно и интересно работает, ему есть что показать публике. Тем не менее музейные кураторы устроили ретроспекцию начиная с 1960-х.
Удивительно, но дыхание минувших «эпох» не чувствуется на нынешней выставке. Бахарев оказался более цельным, чем время. Да, в его творчестве менялись сюжеты, цветовая гамма, размер и материал картин – но при внешних различиях всегда проступает личность автора, ощущается ее масштаб.
Разносторонность Бахарева подчеркивается самой экспозицией. Так, напротив иерусалимских пейзажей, написанных в последние годы, вывешены русские: березки, деревянные домики. Напротив Китая 2000-х – «Норвегия» и «Италия» 1990-х. Так же на выставке сопоставляются портреты и религиозная живопись, выполненные в разные десятилетия. Художественный метод отличается иногда кардинально, однако сомнений в авторстве при этом не возникает.
Продуманная наивность
Выставка называется «Бахарев. Неизвестное». Демонстрируются работы, которые прежде были неведомы широкой публике. Сенсацией можно считать серию «Тысяча икон», над которой художник работает, не афишируя, в последние годы. Небольшие листы привлекают лубочной яркостью, декоративностью. Профессионал стремится здесь то ли к детскому рисунку, то ли к наивному искусству – к избавлению от культурной насмотренности-зашоренности.
Несмотря на сознательное упрощение, поражает изобретательность автора, палитра применяемых им приемов. Например, в экспозиции соседствуют три «иконы» со сценой распятия – и на каждой Христос изображен по-новому. При однотипной композиции образы получаются различными.
Валерий Бахарев задумал своевольную и своеобразную ретроспекцию иконописи за полтора тысячелетия. Художник начинает копировать древний образец, но постепенно трансформирует: что-то убирает, что-то усиливает, что-то меняет композиционно. На первый план выходит не религиозный контекст, а сама живопись.
Бахарев вообще убежден, что живописец стоит по правую руку от Бога. Примечательно, что фигурка художника появляется на некоторых выставленных «лубках». Например, запечатлен диалог перед мольбертом Христа и первого иконописца – апостола Луки (грааль на столе изображен рядом с чашей для кистей).
У Бахарева нет ни богохульства, ни строгого канона. Художник не впадает в духовную прелесть. Священное Писание для него – просто тема. Однако трактовки порой получаются неожиданными. Например, в композицию «Поцелуй Иуды» вводится фигурка белого козлика – жертвенного для евреев животного.
Полка художника
Элемент экспозиционной сценографии – «полка художника». Инсталляция объединяет артефакты, которые должны раскрыть биографию живописца, показать его жизнетворчество. Выставлены фотографии близких людей, сгоревшей мастерской. Интересно рассмотреть шарж, сделанный благодарным учеником по художественному училищу – Бахарев приехал в Иваново преподавать в 1973 году после окончания московского вуза (бывшего Строгановского училища). Среди личных вещей – иностранные журналы по дизайну и виниловые пластинки. Здесь же стопка книг, написанных самим Валерием Михайловичем (иногда в литературе он использует псевдоним Валерий Цна).
Художник – автор десятков романов. Конечно, такая литературная плодотворность может вызвать понятные сомнения. Но все-таки стоит воспринимать эти издания как сверхтекст, рассматривать в контексте биографии и творчества мастера.
Постоянные герои бахарианы – муромские живописцы, которые обсуждают историю, политику, живопись, Казимира Малевича и Владимира Ленина. Сюжет у каждого романа свой, но автору в первую очередь важно проговорить сущностные для него идеи. Художник – не просто профессия, а миссия.
Читаешь – и думаешь о биографии самого Бахарева. Как, видимо, сложно было ему жить в провинциальном Иванове, где и побеседовать об искусстве толком не с кем. Однако счастье настоящего художника в том, что он легко может создать собственный мир: выдумать персонажей для неторопливых дискуссий и создать на холстах преображенную – красивую – реальность. Этим Валерий Бахарев и занимается.
Выставка «Бахарев. Неизвестное» в художественном музее (пр. Ленина, 33) продлится до конца июля. Режим работы: с 11 до 18 часов, выходной день – вторник.
В одном из ближайших номеров «Рабочий край» планирует отдельно рассказать про иконографическую серию Валерия Бахарева.