Очень горькое, буквально оглушающее известие...
В областном центре продолжается обустройство ледовых площадок
В Иванове пройдет XXIV Всероссийский конкурс вокалистов 
Преподавателей, студентов и ветеранов вуза с профессиональным праздником поздравил глава города Иванова Александр Шаботинский
Завоевали на всероссийских соревнования по каратэ ивановские спортсмены
Любимые сказочные герои проедут по центральным улицам города Иванова.
Тысяча икон авангардиста Бахарева

До конца июля в художественном музее продолжается выставка «Бахарев. Неизвестное». Наша газета уже рассказывала о ней. Сегодня речь пойдет только об одном зале этой экспозиции – том, где представлена неожиданная и необычная серия авторских икон. 

Обет художника

Валерий Бахарев говорит, что его целью была ретроспекция иконописи за полторы тысячи лет. Он берет образец, относящейся к конкретной эпохе, и делает свой вариант. Казалось бы, живописец попадает при этом в двойную зависимость: и от художественного первоисточника, и от библейского сюжета. Но Бахарев и здесь как всегда свободен. В серии, которая получила условное название «Тысяча икон», он стремится к наивности, детской непосредственности, к отказу от культурной насмотренности – чтобы ничего не отвлекало от чистой живописи.  

«Художник полностью отдается во власть своей художественной интуиции, позволяет себя «вести», с любопытством наблюдая за процессом в предвкушении результата. Помогает присущая мастеру раскованность, ничем не регламентированная свобода движений. Бахарев как будто заново открывает для себя и описывает для нас событийность Старого и Нового Завета, фиксируя в первую очередь поразившие его лично эпизоды библейской истории», – пишет искусствовед Светлана Воловенская. 

Интересно, что знатоки не могут сойтись во мнении, как классифицировать новые бахаревские работы. Что это: икона, иллюстрация к Библии, лубок, парафраз, копия? Каждый из этих вариантов возможен, но ни один в полной мере не описывает то, что представил сейчас художник. Я бы предложил еще одно определение – «вотивный дар». Так в религии называют вещи, приносимые божеству по обету ради исцеления или исполнения какого-либо желания. Далее привожу прямую речь живописца – почти без изменений…

История врезалась в память

«Мне было лет 8–10, и я прочитал в «Пионерской правде» про девочку из Хиросимы. Она болела от радиоизлучения после того, как американы сбросили на Японию атомную бомбу. Один буддист сказал: если ты сделаешь 10 тысяч голубков оригами, ты вылечишься. 

Я сразу побежал в библиотеку, нашел старую книгу «Что можно изготовить из бумаги» и понял, что из простого прямого листа можно всё сделать: портрет, слона, птичку, собаку, кошку, змею. Я написал в Хиросиму, вложил своего сделанного оригами-голубка, очень тщательно разгладил, чтоб конверт был тоненький и не застрял в ротационной машине. И отослал письмо, полный спокойствия, что я помог, и девочка, наверное, выживет. Она действительно выздоровела. И эта история мне врезалась в голову. 

…Когда Люда заболела (а это был 2000 год) я подумал: а что, если я сделаю десять тысяч икон, картин-икон. Я никогда этим прежде не занимался, хотя нас этому учили в Строгановке: мы на первых курсах делали обмеры собора Василия Блаженного на Красной площади, рисовали гуашью копии фресок. 

Десять тысяч икон, конечно, многовато я загнул. «Люда, – говорю, – я тысячу сделаю, и ты выздоровеешь. И мы с тобой поедем в Иерусалим, ты повезешь записочку Господу Богу, где попросишь, чтобы он обратил на тебя внимание и помог вылечиться.

Мы добыли путевку. Для фундаментальной важности взяли с собой друга-монаха, и вот мы втроем отправились в Иерусалим выспрашивать у Господа Бога здоровья. И я тогда болел (ну, не буду про себя ничего). 

«Надо было что-то предпринимать»

Вот это вид на озеро Геннисаретское [Валерий Бахарев показывает пейзажи, написанные в Израиле. Некоторые экспонируются сейчас на выставке в музее. – Прим. Н.Г.]. Здесь купался монах, с которым мы ездили. А потом мы вышли, здесь хороший храм [водит пальцем по картине], а дальше кибуцы. И там мы заказали черную рыбу. Прямо черную-черную, есть даже не хотелось. Но Христос ел, и нам тоже пришлось.

Вот Гефсиманский сад [показывает другую работу]. Это меня так потрясло, я полблокнота заполнил. Правда, рисовать там нечего: все деревья старые, корявые, рухлядь. Но какая-то небывалая атмосфера там. Я зацепился за изгородь железную и чуть не повис на ней – всё хотел глубже проникнуть и посмотреть, что в дупле. 

…Болезнь Люды шла постепенно: сначала была первая очередь, вторая, и вот уже дошло до третьей дело. Надо было что-то предпринимать. И я стал клепать эти работы, маленькие картиночки. Я их называл лубок. Я решил, что надо сделать такую ретроспекцию: как икона развивалась от Фаюмского портрета до ХХ века. Беру настоящую икону, делаю с нее как бы свободную копию. Исполняю так, как я это чувствую, как это мне ложится на душу и как, по моему представлению, это понравится Господу Богу. 

Потом я разочаровался в этой глобальной идее, потому что это грандиозный проект – неподъемный. А спустя время я нащупал нечто такое, что меня очень увлекло. Я нащупал за религиозным содержанием этого лубка (или парафраза) исключительно важное живописное качество – то, где можно проявить себя художнику. Люде это понравилось: и идея, и работы. Но я всё это втайне делал, не афишировал. И у меня целая коробка набралась. 

Я то делал эти лубки, то не делал. Через год мы снова взяли путевки в Израиль. Но Люде стало плохо, и 8 июля 2013 года она скончалась. После ее смерти что-то всколыхнулось во мне: думаю, дай-ка… Я осознал масштаб этого проекта: сделать за полторы тысячи парафраз – как икона развивалась. То есть откуда пошла азбука наша – мы в принципе воспитаны на этой христианской почве так или иначе. И вот я очень увлекся этим…»

Проект «Тысяча икон» стал составной частью выставочного проекта «Бахарев. Неизвестное» в Ивановском художественном музее (пр. Ленина, 33). Экспозиция проработает до конца июля. Выходной день – вторник.   

 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Освящение

С храма на Вокзальной площади сняли леса

«Вдыхая жизнь»

Так называется выставка скульптора по металлу Владимира Волкова, известного не только в нашем городе, но и за его пределами.

Когда Новый год летом!

О национальных традициях, культуре, блюдах и обычаях там, где никогда не бывает снежной и привычной для нас зимы.

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам