Шестой раз открылся региональный музыкальный Фестиваль исполнителей на русских народных инструментах
24 новых автобусов большой вместимости ЛиАЗ поступили в регион по федеральной программе обновления подвижного состава общественного транспорта
В начале марта ивановские баскетболистки проведут важные домашние матчи
Планируется обрезать в марте
Он был образован в феврале 1999 года и спустя пару лет обосновался на базе средней школы №43 областного центра
Гаражный комплекс около микрорайона «Видный», в который входят 40 боксов, расположен по адресу ул. Павла Большевикова, д. 48А
Ивановцы стали победителями III Международных инклюзивных творческих игр

Эти очень серьезные состязания прошли недавно в Липецке. В них приняли участие более трех тысяч конкурсантов из 79 регионов России, а также представители 19 стран мира. 

Участники с ограниченными возможностями здоровья соревновались в восьми видах искусств: музыкальном, изобразительном, театральном, цирковом, аудиовизуальном, художественном слове, жестовой песне. Ивановские ребята стали лучшими в хореографии, заняв весь пьедестал, причем в номинации «Эстрадный танец» они забрали полный комплект медалей.

Поделили дорогу к счастью

Обладателем высшей награды Гран-при стал инклюзивный дуэт Павла Малькова и Александры Хнуриной из студии современной и классической хореографии «Возрождение». Он был создан в рамках проекта «Уникальные люди». Павлику 18 лет, у него синдром Дауна, но их танцевальный дуэт с Сашей, обычной симпатичной школьницей, очень гармоничен. Это отмечают все зрители: и в Иванове, и на самых различных конкурсных площадках страны. На Международных инклюзивных играх ребята представили номера «Поделили» и «Идущие к счастью» (руководитель этого проекта – Любовь Калмыкова, хореограф-постановщик Яна Торкина).

Ничего, что ваши дети занимаются с инвалидами?

Любовь Калмыкова, которая, кстати, в эти дни заступила на должность директора ЦКиО и принимала многочисленные поздравления от коллег, нашла время для разговора об инклюзиве, как инициатор этого проекта в регионе. Она призналась, что ее часто спрашивают: как реагируют родители обычных детей, когда в их группу приходят заниматься инвалиды. Оказалось, нормально – с интересом и пониманием. 

Мама Саши Хнуриной Наталья это подтвердила: «Моя дочка очень по-доброму относится и к своему партнеру Павлику, и к другим ребятам-инвалидам в группе. К сожалению, вокруг много детей, жестоких и обозленных, а эти ребята – добрейшие, контактные и талантливые. Они были для Саши каким-то открытием. Она добрая девочка, с радостью потянулась к ним. Безусловно, это общение и совместные занятия приносят радость всем». 

Мама Павлика Елена Якимычева рассказала: «Победа в подобных состязаниях – результат совместных усилий, и это очень приятно. Но мне как маме важен и сам процесс занятий. Ведь очевидно, насколько они на пользу моему ребенку, как он развивается, как становится общительнее и счастливее от этого. А еще я вижу искреннее доброе отношение к нему со стороны других детей, дружеское и доверительное – ни в коем случае не жалость. А еще наши ребята полноправные участники творческого процесса, и эмоций, идей выдают порой даже больше. Так говорят педагоги». 

Нужны особенные педагоги

Роль неравнодушных, болеющих за свое дело, грамотных специалистов-педагогов действительно большая. И их, кстати, тоже нужно подготовить и обучить – дело-то новое. 

«Поначалу у нас в Иванове их не было, приезжали москвичи, обучали разным творческим практикам, – рассказывает Любовь Калмыкова. – Мы поставили даже по итогам целый спектакль и показали зрителям. Теперь уже на его основе мы можем сами обучать педагогов, которые хотят организовать у себя инклюзивные творческие группы, а это становится очень востребованным по всей стране. Нужна наработка и объединение методических материалов в этой сфере, чтобы педагогам было на что опираться. И лучше, если в содружестве с общественными организациями. У нас уже готовятся такие молодые специалисты в сфере хореографии на базе ИвГУ. Это единственный вуз, где мы разработали авторский модуль «Инклюзивная хореография», он включен в образовательную программу студентов как обязательный. Ребята будут обучаться и пробовать себя в этом направлении, а преподавать им будут именно специалисты-практики».

С творческим подходом на сцене все нормальные

Любовь Калмыкова рассказала и о самом проекте, и о научном подходе к нему. «Региональное отделение Инклюзивной творческой лаборатории (ИТС) на территории города Иваново открылось еще два года назад. Это федеральный проект, который был инициирован Министерством культуры России и призван собирать различные практики в сфере инклюзивного творчества (то есть с участием детей с ОВЗ. – Прим. автора). 

Фестиваль «Уникальные люди» в Иванове создавался, чтобы показать всему миру, что мы хотим расти и развиваться вместе: и дети-инвалиды, и обычные, так называемые нормотипичные ребята. Как выяснилось, способствуют этому во многом сценическое пространство и творческая деятельность. И одна из задумок была создать такую инклюзивную среду, в которой всем детям будет хорошо и интересно». 

***

Ивановская область – одна изпередовых в стране по внедрению ИТС. Наверное, поэтому нашим ребятам не было равных на международных творческих играх в Липецке. В номинации «Хореография» было присуждено по одному лауреатству I, II и III степеней. И все они на счету коллективов из Ивановской области.

Лауреатства I и III степеней завоевали танцоры инклюзивной группы Dance Magic коллектива «Хобби Шанс» из г. Родники (руководитель Светлана Ставицкая). А студия инклюзивного танца «Вместе» центра «Танцы+» (руководитель – Елена Юферова) стала лауреатом II степени. В этом коллективе, кстати, вместе с ребятами танцуют родители.

Любовь к ближнему с точки зрения науки

В рамках III Инклюзивных творческих игр состоялась Международная конференция «Развитие современного инклюзивного пространства: генезис, проблемы, стратегические ориентиры и реабилитационный потенциал». Любовь Калмыкова выступила там с докладом на тему «Хореографы для инклюзивной творческой среды: от постановки проблемы до образовательной программы». Она рассказала, что инклюзивная творческая среда (ИТС) самая доступная и быстрая в процессе обучения и социализации «особенного человека», а сфера хореографического искусства – это особый комплексный вектор его развития и одна из форм реабилитации.

Нормотипичным? Еще как надо!

Возникает вопрос, кому это больше надо: детям с ОВЗ или обычным здоровым? Казалось бы, ответ очевиден: конечно, инвалидам. Это их включают в обычную среду и дают возможность адаптироваться в обществе и развиваться, а не наоборот. Но всё не так однозначно. «Да, общество не так быстро принимает и понимает ребят-инвалидов. Но творческая среда – самая продуктивная, в ней это сближение происходит быстрее, и обогащаются люди там взаимно. Задача педагога – увидеть, есть ли в коллективе инклюзив, то есть вовлеченность одного в другого.

Однажды к нам пришла одна мама и попросила хотя бы в каникулы приводить на занятия по хореографии дочку-инвалида, которая не могла даже нормально ходить. Внутри у меня всё протестовало, я представляла, сколько будет сложностей в работе для всех, но решили попробовать. Наша девушка-волонтер прониклась и сблизилась с ней. И всё придумалось: как вписать ее в рисунок нашей хореографии, что и как можно подстроить, новая пластика и логика движений. Столько проявилось творческих моментов, эмоций и новых вариантов – вместе с режиссером и хореографом нашли прекрасные творческие идеи. Спасибо все-таки самой маме, что она нам доверилась и привела дочку, и спасибо детям-волонтерам. В каникулы полтора месяца они занимались вместе, искренне неподдельно радовались и были счастливы, что сегодня они кому-то помогли и сделали что-то хорошее. Да и их родители отмечали: с детьми-инвалидами их нормальные дети становятся теплее, добрее и счастливее. Вот в этом и проявляется инклюзив, то есть взаимное проникновение. Этого мы и добиваемся». 

 

 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Дом вместо квартиры

В Ивановской области в 2023 году более 80% построенного жилья – индивидуальные дома

1 марта - День комплиментов

Часто ли мы благодарим близких и коллег за повседневные мелочи?

Книги бумажные, а обслуживание – электронное

В новом форматебиблиотека на Шубиных работает уже второй год

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам