В день памяти и скорби в Иванове прошла молодежная акция
В мэрии открылась выставка живописи протоирея Петра Яковлевича Кочанова
В Центре социальных компетенций «Притяжение» прошел семейный мастер-класс 
Финалпрошел с 14 по 17 июня в Красноярске во дворце спорта имени Ивана Ярыгина
Фотографии ивановских семей разместят на городских билбордах
Сейчас на объекте проходят подготовительные работы
Ивановцы стали победителями III Международных инклюзивных творческих игр

Эти очень серьезные состязания прошли недавно в Липецке. В них приняли участие более трех тысяч конкурсантов из 79 регионов России, а также представители 19 стран мира. 

Участники с ограниченными возможностями здоровья соревновались в восьми видах искусств: музыкальном, изобразительном, театральном, цирковом, аудиовизуальном, художественном слове, жестовой песне. Ивановские ребята стали лучшими в хореографии, заняв весь пьедестал, причем в номинации «Эстрадный танец» они забрали полный комплект медалей.

Поделили дорогу к счастью

Обладателем высшей награды Гран-при стал инклюзивный дуэт Павла Малькова и Александры Хнуриной из студии современной и классической хореографии «Возрождение». Он был создан в рамках проекта «Уникальные люди». Павлику 18 лет, у него синдром Дауна, но их танцевальный дуэт с Сашей, обычной симпатичной школьницей, очень гармоничен. Это отмечают все зрители: и в Иванове, и на самых различных конкурсных площадках страны. На Международных инклюзивных играх ребята представили номера «Поделили» и «Идущие к счастью» (руководитель этого проекта – Любовь Калмыкова, хореограф-постановщик Яна Торкина).

Ничего, что ваши дети занимаются с инвалидами?

Любовь Калмыкова, которая, кстати, в эти дни заступила на должность директора ЦКиО и принимала многочисленные поздравления от коллег, нашла время для разговора об инклюзиве, как инициатор этого проекта в регионе. Она призналась, что ее часто спрашивают: как реагируют родители обычных детей, когда в их группу приходят заниматься инвалиды. Оказалось, нормально – с интересом и пониманием. 

Мама Саши Хнуриной Наталья это подтвердила: «Моя дочка очень по-доброму относится и к своему партнеру Павлику, и к другим ребятам-инвалидам в группе. К сожалению, вокруг много детей, жестоких и обозленных, а эти ребята – добрейшие, контактные и талантливые. Они были для Саши каким-то открытием. Она добрая девочка, с радостью потянулась к ним. Безусловно, это общение и совместные занятия приносят радость всем». 

Мама Павлика Елена Якимычева рассказала: «Победа в подобных состязаниях – результат совместных усилий, и это очень приятно. Но мне как маме важен и сам процесс занятий. Ведь очевидно, насколько они на пользу моему ребенку, как он развивается, как становится общительнее и счастливее от этого. А еще я вижу искреннее доброе отношение к нему со стороны других детей, дружеское и доверительное – ни в коем случае не жалость. А еще наши ребята полноправные участники творческого процесса, и эмоций, идей выдают порой даже больше. Так говорят педагоги». 

Нужны особенные педагоги

Роль неравнодушных, болеющих за свое дело, грамотных специалистов-педагогов действительно большая. И их, кстати, тоже нужно подготовить и обучить – дело-то новое. 

«Поначалу у нас в Иванове их не было, приезжали москвичи, обучали разным творческим практикам, – рассказывает Любовь Калмыкова. – Мы поставили даже по итогам целый спектакль и показали зрителям. Теперь уже на его основе мы можем сами обучать педагогов, которые хотят организовать у себя инклюзивные творческие группы, а это становится очень востребованным по всей стране. Нужна наработка и объединение методических материалов в этой сфере, чтобы педагогам было на что опираться. И лучше, если в содружестве с общественными организациями. У нас уже готовятся такие молодые специалисты в сфере хореографии на базе ИвГУ. Это единственный вуз, где мы разработали авторский модуль «Инклюзивная хореография», он включен в образовательную программу студентов как обязательный. Ребята будут обучаться и пробовать себя в этом направлении, а преподавать им будут именно специалисты-практики».

С творческим подходом на сцене все нормальные

Любовь Калмыкова рассказала и о самом проекте, и о научном подходе к нему. «Региональное отделение Инклюзивной творческой лаборатории (ИТС) на территории города Иваново открылось еще два года назад. Это федеральный проект, который был инициирован Министерством культуры России и призван собирать различные практики в сфере инклюзивного творчества (то есть с участием детей с ОВЗ. – Прим. автора). 

Фестиваль «Уникальные люди» в Иванове создавался, чтобы показать всему миру, что мы хотим расти и развиваться вместе: и дети-инвалиды, и обычные, так называемые нормотипичные ребята. Как выяснилось, способствуют этому во многом сценическое пространство и творческая деятельность. И одна из задумок была создать такую инклюзивную среду, в которой всем детям будет хорошо и интересно». 

***

Ивановская область – одна изпередовых в стране по внедрению ИТС. Наверное, поэтому нашим ребятам не было равных на международных творческих играх в Липецке. В номинации «Хореография» было присуждено по одному лауреатству I, II и III степеней. И все они на счету коллективов из Ивановской области.

Лауреатства I и III степеней завоевали танцоры инклюзивной группы Dance Magic коллектива «Хобби Шанс» из г. Родники (руководитель Светлана Ставицкая). А студия инклюзивного танца «Вместе» центра «Танцы+» (руководитель – Елена Юферова) стала лауреатом II степени. В этом коллективе, кстати, вместе с ребятами танцуют родители.

Любовь к ближнему с точки зрения науки

В рамках III Инклюзивных творческих игр состоялась Международная конференция «Развитие современного инклюзивного пространства: генезис, проблемы, стратегические ориентиры и реабилитационный потенциал». Любовь Калмыкова выступила там с докладом на тему «Хореографы для инклюзивной творческой среды: от постановки проблемы до образовательной программы». Она рассказала, что инклюзивная творческая среда (ИТС) самая доступная и быстрая в процессе обучения и социализации «особенного человека», а сфера хореографического искусства – это особый комплексный вектор его развития и одна из форм реабилитации.

Нормотипичным? Еще как надо!

Возникает вопрос, кому это больше надо: детям с ОВЗ или обычным здоровым? Казалось бы, ответ очевиден: конечно, инвалидам. Это их включают в обычную среду и дают возможность адаптироваться в обществе и развиваться, а не наоборот. Но всё не так однозначно. «Да, общество не так быстро принимает и понимает ребят-инвалидов. Но творческая среда – самая продуктивная, в ней это сближение происходит быстрее, и обогащаются люди там взаимно. Задача педагога – увидеть, есть ли в коллективе инклюзив, то есть вовлеченность одного в другого.

Однажды к нам пришла одна мама и попросила хотя бы в каникулы приводить на занятия по хореографии дочку-инвалида, которая не могла даже нормально ходить. Внутри у меня всё протестовало, я представляла, сколько будет сложностей в работе для всех, но решили попробовать. Наша девушка-волонтер прониклась и сблизилась с ней. И всё придумалось: как вписать ее в рисунок нашей хореографии, что и как можно подстроить, новая пластика и логика движений. Столько проявилось творческих моментов, эмоций и новых вариантов – вместе с режиссером и хореографом нашли прекрасные творческие идеи. Спасибо все-таки самой маме, что она нам доверилась и привела дочку, и спасибо детям-волонтерам. В каникулы полтора месяца они занимались вместе, искренне неподдельно радовались и были счастливы, что сегодня они кому-то помогли и сделали что-то хорошее. Да и их родители отмечали: с детьми-инвалидами их нормальные дети становятся теплее, добрее и счастливее. Вот в этом и проявляется инклюзив, то есть взаимное проникновение. Этого мы и добиваемся». 

 

 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Будем работать?

Президент Владимир Путин заявил, что пенсии работающим пенсионерам снова будут индексироваться государством

Ривелькухен по-ивановски

Как живут российские немцы? И почему уехавшие в Германию возвращаются?

Тихим сапом

Новый вид активного отдыха становится популярным и в Иванове

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам