Императорская волокита

В Российском государственном историческом архиве хранится толстая папка, в которой собраны документы по открытию в Иваново-Вознесенске рисовальной школы. Это трехлетняя переписка между различными ведомствами – с апреля 1890 по июль 1893 года, всего около ста листов. Если вглядываться в подписи – то руку к этому делу приложили самые высокопоставленные чиновники того времени: министры финансов Вышнеградский и Витте, министр народного просвещения граф Делянов, министр императорского двора граф Воронцов-Дашков. Однако договориться между собой эти сановные мужи долгое время не могли…
Примечательно, что инициатором школы было министерство финансов – департамент торговли и мануфактур. Объяснялось это необходимостью повысить конкурентоспособность ивановских тканей на мировых рынках – особенно в Персии. «По настоящее время Иваново-Вознесенская ситценабивная промышленность несомненно страдает слабым развитием художественной самостоятельности рутинным восприятием из года в год тех же рисунков, уступая лишь иногда место подражанию и даже прямому позаимствованию рисунков у иностранных производителей. В виду поднятия художественного уровня Иваново-Вознесенской мануфактурной промышленности представлялось бы необходимым ныне же приступить к устройству в Иваново-Вознесенске специальной рисовальной школы, имеющей целью подготовку рисовальщиков для ткацкого и ситценабивного производства», – говорилось в пояснительной записке 1890 года. Отмечу, что всянеобходимая документация для открытия художественной школы была разработана еще тогда: устав, смета, штатное расписание, учебный план.
Пока открывали, сменился министр и император
Что помешало открыть учебное заведение В Иваново-Вознесенске «ныне же»? Как и сейчас, любой документ должен был пройти ряд согласований, получить отзывы. Большинство рецензентов «не встретили повода к замечанию, которые могли бы препятствовать осуществлению выраженных в означенном представлении предположении». Заминка произошла лишь в министерстве народного просвещения – чувствуется, что граф Делянов искал повод придраться. Например, он ставил под сомнение подчиненность ивановской рисовальной школы. Мол, она должнаотчитываться не на прямую перед министерством финансов, а перед столичными Строгановским или Штиглецевским училищами (хотяони находились в том же ведении). На возражения следовал обоснованный ответ, затем ответ на ответ – и так до бесконечности.
Также дело стопорилось из-за пертурбаций в высшей власти. Сначала на покой по состоянию здоровья ушел министр И. Вышнеградский, инициировавший ивановский проект. А в 1894 году скончался император Александр III.
Тем не менее, потребность в профильном учебном заведении для русского Манчестера сохранялась. И в 1898 году, спустя восемь лет бумажной волокиты, в городе наконец началась подготовка текстильных художников. Правда, иваново-вознесенская рисовальная школа не получила самостоятельности, как планировалось изначально – она стала филиалом Санкт-Петербургского училища технического рисования им. Барона Штиглица. Серьезно было урезано финансирование: вместо предполагавшихся 6,5 тысяч рублей было выделено чуть больше 4 тысяч.
Но неизменным осталось главное: учебное заведение было доступно для всех слоев населения. Туда принимались мальчики в возрасте от 12 лет, имеющие начальное образование. Преподавателями же были выпускники профильных столичных училищ: Строгановского и Штиглицевского.
Штрихи к истории
Сейчас в ивановском художественном музее открылась небольшая красивая экспозиция, посвященная 125-летию основания рисовальной школы. Вряд ли посетители смогут получить исчерпывающее впечатление об этом учебном заведении, но интересно вглядеться в представленные документы и фотографии.
Например, редакция журнала «Вестник учителей рисования» запрашивает, «в какой позе желаете иметь петуха: поющего или дерущегося, а также и утку: летящую или в спокойном состоянии. Цена 5 р. 50 к.». Речь идет о наглядных пособиях для начинающих художников.Кроме того иваново-вознесенская школа собирала тематическую библиотеку. Литературу выписывали в столице, а также принималив дар. Например, фабрикант Николай Бурылин покупает для учебного заведения «Историю живописи» Александра Бенуа. Книгами награждали и лучших учеников – так, на выставке представлен «Карманный сборник стильных мотивов и украшений» с наградной надписью.
Интересно наблюдать, как учебное заведение встраивается в жизнь Иваново-Вознесенска: ученики рисуют вывески и плакаты для музея Д.Г. Бурылина (там же проходят занятия), городской голова приглашает школу на «весенний праздник древонасаждения» (теперь это, видимо, называют субботником).
Выставка показывает предметы из разных собраний: областного архива, научной библиотеки, художественного училища. Но многие материалы по истории рисовальной школы остались в фондах бурылинского музея.Это, например, дореволюционные фотографии, сделанные в учебных классах и показывающие их оснащение (аэрограф, насекальную машину, ткацкий станок, увеличительный аппарат, гипсовые слепки, чучела).
На выставке можно увидеть несколько работ самого известного выпускника рисовальной школы – Александра Морозова, народного художника РСФСР. Но интересно было бы узнать судьбы других учеников, тем более, что сохранилось более сотни подписных экзаменационных рисунков (сейчас в экспозиции представлена лишь малая часть). Заслуживают внимания и личности преподавателей. Очевидно, что иваново-вознесенская рисовальная школа еще ждет своих исследователей и новых масштабных экспозиционных проектов.
Самые читаемые статьи

Почему старая вещь подчас лучше новой
Мини-ателье без клиентов не останутся

Как «бьют» в Иванове
Чтобы развить музыкальный слух и получить удовольствие

Создан медицинский образовательный кластер
Вузы, колледжи и органы управления здравоохранением объединяются для подготовки специалистов для медицинской отрасли по принципу образовательного кластера

Новый госпиталь на Смольной
Для военнослужащих ивановского гарнизона