«Капитанская дочка» в музыкальном театре

Мюзикл по повести Пушкина, входящей в школьную программу, проставили к 225-й годовщине со дня рождения поэта. Скажу сразу: этот спектакль – одна из главных удач театра за последние годы. Ожидания у всех, конечно, разные, но эта работа, на мой взгляд, вряд ли кого разочарует.

Отдаю должное автору либретто (Карен Кавалерян) – важные элементы сюжета повести (а сюжет – это развитие идеи) сохранены. Прочитываются главные нравственные послания автора. Пушкин не приемлет вооруженную борьбу. Она не помогает разрешить стоящие перед обществом вопросы, а лишь проливает кровь. Писатель показывает бессмысленность жестокости, на которую способны люди во время войны, причем с обеих сторон. Главное в повести даже не честь и храбрость Гринёва (что для автора, конечно, важно), а милосердие, сила духа, любовь Марии Мироновой (основной герой повествования – именно она). Постановщик спектакля, главный режиссер театра Антон Лободаев на пресс-конференции перед премьерой сказал: «Для нас эта история – повод поговорить о любви как главном чувстве в жизни человека».

Что диктует жанр

Жанр определил в спектакле многое. Понятно, что немалая часть повествования прозвучит в вокальных номерах. Но мюзикл, в отличие от классической оперетты, предполагает и драматические, даже трагические повороты истории, и разговор о социальных проблемах. Но всё это в первую очередь музыкальными средствами.

Композитор – Евгений Загот. Он – дипломант самой престижной театральной премии России «Золотая маска» в номинациях «Лучший композитор», «Лучший дирижер», «Оперетта-мюзикл/работа дирижера». В его активе – и другие награды за творческие достижения в самых разных сферах музыкальной и культурной жизни страны. В ивановском музыкальном театре уже несколько лет идет его мюзикл «Робин Гуд».

Как во многих хороших мюзиклах, в «Капитанской дочке» есть несколько запоминающихся мелодий. Среди них – песня разбойников. Думаю, прозвучи она по телевидению – и, как говорится, пойдет в народ. Правда, раза два у меня появлялось чувство, что вот эту мелодию я когда-то слышал. Интересно, у других зрителей такое чувство возникало? Но это так, придирки. В целом музыкальная палитра спектакля разнообразна. Тут и классический вокал, и попса, и романс.

Справился ли со взятым материалом коллектив? Отвечу через показательную деталь: когда Дмитрий Щудров поднимался на дирижерский пульт в самом начале спектакля, публика вежливо аплодировала. Но когда дирижер появился на своем рабочем месте перед вторым актом, аплодисменты звучали громче и дольше.

Роль одна, герои разные

Среди наиболее удачных в спектакле отмечу работы Алёны Каржоновой (Маша Миронова), Максима Галенкова (Емельян Пугачёв), Сергея Андреяненкова (Пётр Гринёв).

Задействованы два состава актеров. Я видел оба. И когда вместе играют А. Каржонова и С. Андреяненков, музыкальная составляющая действа звучит интереснее, ярче. Но это, конечно, личное впечатление. Не исключаю, что у кого-то мнение иное, или со временем «подтянут» свои партии и другие исполнители.

Роль Петра Гринёва исполнили Сергей Андреяненков и Савелий Лосев. У С. Лосева герой инфантилен. И не только в начале, когда проигрывает крупную сумму незнакомцу, но и дальше. Потому, когда персонаж идет на смертельный риск, не признавая в Пугачёве царя Петра III, это выглядит неожиданным. Раз – и мальчик вдруг стал мужем.

Гринёв Сергея Андреяненкова более взрослый по духу. Глупость, совершенная в пьяном состоянии, грызет его душу. Актер играет своего героя в динамике, мы видим развитие характера. Потому монолог, в котором Гринёв отказывается признать в самозванце царя (что может стоить молодому человеку жизни), звучит у исполнителя весомо, убедительно.

Пугачёва играют Максим Галенков и Сергей Трухин. Они тоже разные. Герой Трухина до масштаба, когда окружающие могут признать его царем, пока не дотягивает. В интонациях, пластике не хватает силы, весомости. А вот у Галенкова самозванец пассионарен, нетороплив в движениях и словах, мудр. В представлении рядовых граждан – ну чем не царь? Пугачёв Галенкова, обладая властью, сохранил в себе человечность. В этом – один из нарративов повести. Именно это играет актер – точно по Пушкину.

Как обычно, запоминается роль, которую исполнил любимец публики, заслуженный артист России Валерий Пименов – Савельича, слуги Гринёва. Это суетливый, верный до самопожертвования, искренний человек. Актер привносит в атмосферу спектакля доброту.

При распределении ролей режиссер (А. Лободаев) пошел на эксперимент. Актёры Дмитрий Гудков и Максим Денисов обычно играли в театре роли положительных героев. Здесь постановщик дал им роль Швабрина. Получились разные в нюансах, но колоритные, запоминающиеся образы.

Интересен образ Хлопуши (Игорь Дёмин). Актер нашел яркие, запоминающиеся краски суетливого беспринципного человека. Вот хотя бы сцена, когда Пугачёв вслух раздумывает, что делать с Гринёвым – казнить или миловать. В эти 2-3 секунды Дёмин сумел сыграть и радость (готовность выполнить «монаршую» волю – казнить), и разочарование, когда слышит «миловать». Антон Лободаев рассказал мне, что идею этой сцены предложил актер. Московский критик Ольга Кораблина об Игоре Дёмине сказала так: «Любимый ребенок. Выходит на сцену – и чувствуешь радость. Он легок, обаятелен, у него бешеная органика. Сцены с участием Игоря Дёмина комичны. Актер обладает этим чувством, которое вряд ли воспитывается, оно – от природы».

Проходную роль Лиха сделала запоминающейся Ярослава Бабурина, в труппе – главный хормейстер.

Оформила спектакль Наталья Миронова, театральный художник из Красноярска. Сценография скупа, работает на создание нужной постановщику атмосферы и, как мне показалось, актерам играть в предложенных декорациях удобно.

Бои поставил актер Павел Доронин. Схватки получились яростные, герои ведут себя агрессивно. Опытный глаз, знающий эту сторону сценического мастерства, увидит, что партнеры грань безопасности не пересекают. Но экспрессивность драки на шпагах впечатляет. Браво постановщику боев и актерам!

         Хоровые номера в спектакле сложнее обычного. Артисты и главный хормейстер Ярослава Бабурина справились. 

Императрица ни при чем

Пушкин не дает однозначных, плоских оценок ни руководителю бунта Пугачёву, ни его противнику капитану Миронову. Офицер добр и человечен, но возглавляемый им гарнизон совсем не готов к военным действиям, ведь солдатами распоряжается жена коменданта. Мятежный казак, возглавивший бунт (для Пушкина «бессмысленный и беспощадный»), – умен, умеет быть благодарным и благородным. В сцене казни Пугачёва после взмаха топора на заднике декорации возникают крылья ангела. Это родилось случайно. Стали пробовать со светом – и вдруг возникли эти крылья.  

Скажу о самом заметном изменении пушкинской фабулы. В повести проблемы юных влюбленных, не предавших своего чувства даже под угрозой смерти, вмиг, как добрая волшебница, разрешила императрица. В либретто (и спектакле) роль доброй силы передана суду.

«Дети» «Капитанской дочки»

Работа над мюзиклом началась давно. Весь прошлый сезон шла невидимая постороннему глазу работа – подбор актеров. А. Лободаев говорит: «Нужны были молодые, у кого еще не притупились воспоминания о первой любви. Написали письма в театральные вузы, откликнулись все. Сработало и сарафанное радио – захотели работать в нашем театре актеры из Москвы, Перми, Костромы. Считаю, что отобрали действительно достойных. Удачно сыграли молодые актеры, которых принимали в труппу с прицелом на «Капитанскую дочку». Надеюсь, у каждого из «детей» этого мюзикла профессиональная судьба сложится удачно».

Фото – Екатерина Серкова (ivmuz.ru)

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Взрослые школьники: шанс наверстать упущенное

Мало кто знает, что в Иванове есть вечерняя школа

Песьяков бьет рекорды 

Вратарь провел 243-й матч в Премьер-лиге. Это рекорд среди лучших ивановских футболистов

«Вход обязательно во фраках» 

Ивановские пригласительные рубежа ХIХ–ХХ веков (продолжение)

За недопуск – штраф

Вступили в силу поправки в административный кодекс об ответственности за нарушение правил обслуживания и ремонта газового оборудования

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам