На пляже включите голову
Начальник спасательной станции парка «Харинка» (ОГКУ Управления по обеспечению защиты населения и пожарной безопасности) Вячеслав Лаврентьев в службе спасения на воде работает уже больше 30 лет.
Он профессиональный водолаз, имеет дипломы, грамоты и многочисленные награды за заслуги. В его случае заслуги – это сотни спасенных.
Есть чем спасать
– Вячеслав Александрович, вы можете сказать, сколько людей обязаны вам жизнью, хотя бы примерно? Ведете счет?
– Мы фиксируем случаи, когда человека приходилось вытаскивать из воды и откачивать, но постоянно бывают ситуации, когда люди, просто купаясь, начинают захлебываться и тонуть – которым просто руку надо дать. Количество таких случаев трудно подсчитать.
А вот тех, кого спасти не удалось – наверное, всех помню. У нас непростая профессия. Иногда очень тяжко бывает. И не потому, что приходится погружаться под воду и очищать дно. (А там, в полной темноте, когда только руки свои видно, порой страшно бывает.) А потому, что видишь, как люди по глупости погибают – это трудно принять.
– В девяностые спасатели жаловались, что им просто нечем и не на чем было спасать людей, не хватало лодок, гидрокостюмов и прочего оснащения. Сейчас как?
– Это как небо и земля. Сейчас и спецодеждой, и оборудованием мы обеспечены. Раньше у нас были ВДА (воздушно-дыхательные аппараты) такой модификации, которую изобрел еще путешественник Кусто в 1937 году. Сейчас у нас пусть не самое передовое, но вполне современное рабочее оборудование и гидрокостюмы. Конечно, мы понимаем, всё дорого, но у нас есть и катера, и моторы современные, заводятся с пол-оборота – мучиться, как раньше, не приходится. Нам бы людей побольше в команду. Хотя профессия водолаза уникальная. Вот приходит мальчишка, матрос после армии, учим, а потом оказывается, не может он. Под водой паника, здесь ему давит, здесь протекает. Особенно морским у нас тяжело, там всё прозрачно и видимость хорошая, а в реках, в условиях плохой видимости и правда не каждому дано работать.
Городских купальщиков стало меньше
– За 30 лет работы спасателем на воде можете сказать, изменился ли отдыхающий народ?
– Изменился. Люди стали все-таки культурнее отдыхать, появилось больше интереса к спортивным играм и различным новым плавсредствам. Хотя на городских пляжах народа стало существенно меньше, на 30–40% – это очень заметно. Сейчас многие все-таки уезжают отдыхать в свои деревни, да и на море тоже. А раньше в хорошую погоду смотришь на берег, а там сесть негде, и в воде столько же людей. Думаешь, куда же они сейчас выйдут?
По моему мнению, тонуть стали сейчас реже. Наверное, потому что в большом скоплении народа и доля пьяниц больше, которые не контролируют свое поведение. Тех, кому вообще нет дела ни до каких правил, а тем более безопасного поведения на воде. Именно они и тонут чаще всего. Вот сидит такая компания, алкоголь льется рекой, на глазах пьянеют. Вот уже вроде берешь эту компанию на заметку, надо следить: ведь кто-то из них полезет в воду и пропадет. Сколько таких вне зоны нашего внимания? А кто-то еще и ночью лезет в пьяном виде купаться.
Был такой реальный случай у нас на станции. Ночь, дежурит один сторож, вдруг ломятся к нему, пьяная компания: нужна помощь, давай спасай! А что он сделает, час прошел, как они обнаружили, что товарища нет, только одежда на берегу – конечно, он давно утонул. Достали мы его только утром. Таких ситуаций масса. Мы охрипли уже предупреждать: нельзя в пьяном состоянии заходить в воду, шутки со стихией плохи. На земле – упал, встал и пошел живой, даже если руки-ноги не слушаются, на воде человек в таком состоянии погибнет.
Самое больное – дети
– Можно привыкнуть к трагедиям с детьми?
– Профессионалам нужно быть всегда готовым и собранным, когда вытаскиваешь утопленников. И это не значит, что душа деревянной сделалась, просто это наша работа. Но невозможно быть равнодушными и хладнокровными, когда тонут дети. Я уверен, что абсолютно во всех случаях виноваты взрослые: они не досмотрели, отпустили, не проследили. Часто дети тонут прямо у них на глазах, а родители при этом употребляют алкоголь и развлекаются в компании.
Никогда не забуду случай: на Харинке в районе Горино (это вне зоны парка) мужчина зашел в воду и наткнулся на что-то – оказалось, тело мальчишки 10-летнего. Достали, сразу начали откачивать, скорая быстро приехала, и вроде получилось, но нет. Кричим: чей ребенок, а никто не признается. Стали искать родителей, оказалось мать с подругой далеко на берегу сидят, пьют. Нашли их, спрашиваем, где ваш мальчик, давно его видели, это он? Ну, тут сразу крики, слезы. А где вы были? Вспомнили бы про своего ребенка десять минут назад – был бы он жив. Это очень больно. И каждый раз удивляешься беспечности людей.
Вот тоже пример: сидят мамаши на берегу с пивом, им весело. А нетрезвые папаши на катамаране катаются с двумя детьми трех и шести лет. Только отъехали и сразу перевернулись. Хоть и недалеко, а начали тонуть, да еще и без спасательных жилетов (тогда это еще не требовалось по инструкции). Хорошо, что прямо около станции, мы сразу нырнули, детей достали, вытащили на берег. А папаши барахтаются, пытаются вылезти, ничего не понимают. А если бы нас рядом не было? Так мамаши прибежали не сразу и вместо того, чтобы обнять и успокоить детей, начали требовать оставить их в покое, скорую вызывать не стали, хотя дети нахлебались воды. Кричат, мол, это наши дети, сами разберемся, не надо нам тут ничего оформлять, а то еще штраф выпишут – отстаньте. Я уж не говорю про элементарное «спасибо» – они даже не поняли, как им повезло, что мы были рядом.
Имею право утонуть
– А слушаются теперь отдыхающие, когда вы их предупреждаете, чтобы они соблюдали правила?
– Ну конечно, не игнорируют. Но и прав-то у нас, как у полиции, например, нет. Мы можем спасать и беседы вести, а запрещать или не пускать в воду не имеем права. Идет в воду и захлебывается, мы его вытаскиваем из воды, а он стопку махнул и опять лезет, да еще и выступает: «А мы и не пьяные, а докажи!» На катамаране положено кататься вдвоем, а их с берега залезает пять-шесть, да с пивом – ну явное нарушение, а молодежь такая дерзкая теперь, отвечает: покажите статью в законе, где и что я нарушаю, а где это написано. Хотя написано, и крупно, и на каждом шагу, что именно запрещено и почему – ну, нелегко доказывать очевидное. Раньше такого не было, фраза «больно все умные стали» прямо актуальна теперь. Но и эти умники тоже тонут, причем так же глупо.
– А вы верите в фатализм? Если кому суждено утонуть, то это случится?
– Возможно, но все-таки почти все несчастные случаи можно было предотвратить. Бывает, когда в воде человеку становится плохо с сердцем или с головой, но это редко, чаще всего тонут от беспечности. Ну, непросто так придумываются правила безопасности: нельзя детей оставлять без внимания у воды, нельзя купаться пьяным и в незнакомом месте. Мы постоянно об этом говорим, выезжаем, проводим занятия в школах детям и взрослым в рабочих коллективах. Стараемся по-простому, по-житейски объяснить: следите друг за другом во время купания, где ваш товарищ, почему не выныривает, ребенка в воде держите в поле зрения, а маленького обязательно за руку – одна минута и может случиться непоправимое».
Кроме запрещающих плакатов на всех пляжах, официальных и диких, надо написать еще: «Берегите себя и своих близких». Хотя что изменит это напоминание, если будет выключена голова? Может, тогда так: «Люди, включите голову!»