Открыт прием заявок на участие в выставке-ярмарке  в День города Иванова
В Иванове стартовал патриотический проект 
Воспитанники ивановской школы-студии "Возрождение" продемонстрировали свои таланты ребятам из "Артека"
Организация, которая владела котельной № 48, обанкротилась
В сентябре и октябре частично изменится расписание 
Велопутешествие пройдет в ближайшие выходные
Риски попасть в водное ДТП увеличиваются

На воде не только купаются, но и используют маломерные суда: лодки, в том числе моторные, гидроциклы, катамараны, сапы и так далее – кто что купил. И на диких городских и загородных пляжах, которые по-прежнему в жару привлекают людей, риски попасть в водное ДТП увеличиваются. 

Сами уходите

Я была свидетелем горячего спора в прибрежной зоне местечка Горино: женщины ругались с молодыми людьми на гидроцикле, которые катали своих подруг, лихо въезжая в зону купания, где барахтались дети. «Вы не видите, здесь люди? Уезжайте отсюда!» – «А где здесь официальный пляж? Сами уходите!».

Такая ситуация не могла произойти, например, на оборудованных пляжах в городских парках – там строго следят, чтобы лодки и катамараны не заходили в зону купания. 

Главный государственный инспектор ГИМС УМЧС России по Ивановской области Роман Степанов: 

«Сначала скажу про официальные пляжи: по закону маломерным судам не только запрещено входить в зону, ограниченную буйками, но и даже приближаться к ней менее чем на 50 метров. Кроме того, на пляже не должно быть ни спуска судов, ни каких-либо пунктов их проката. 

Но понятно, что в реальности мест массового купания гораздо больше официально открытых. И сам я не раз наблюдал, как спускают и заводят моторные лодки прямо в метре от людей. Особенно страшно смотреть на нетрезвых. Однажды я сам, не будучи на службе, остановил такого нетрезвого «судоводилу», который на пляже пытался установить мотор на свою лодку, чтобы покатать детей. Пришлось объяснить, что не стоит этого делать: сейчас приедут сотрудники ГИМС, выпишут штраф 20 тысяч рублей и лодку заберут на штрафстоянку. Тогда он меня послушался, а в другой раз кто его остановит?

Конечно, разумные судоводители отходят на веслах от берега и заводят мотор подальше от купальщиков, но всё равно это чревато последствиями. Потому что можно просто не заметить человека в воде, особенно в волнах. А травма от лопастей двигателя бывает несовместима с жизнью. Даже и без мотора: одно дело резиновая лодка кому-то стукнула по голове, а другое – металлическая, пусть и на веслах. Отвечать за это будет уже судоводитель: и не только за нарушения правил судовождения, но и за нанесение увечий человеку. То есть уже по уголовному законодательству. И на диком пляже калечить людей никто не имеет права. Надо всё делать с умом и с пониманием ситуации. В Тейковском районе в небольшой речке купались дети. Свидетели рассказали, как на большой скорости рядом с ними промчался мужчина на гидроцикле, купальщиков накрыло волной, в результате один мальчик утонул. Виновного, этого лихача, так и не нашли. Поэтому судоводители всегда в ответе, и прежде чем спустить свое плавсредство, подумайте, не причините ли вы кому-то вред».

Не плав-, а губ-средства

Не плавательными, а губительными средствами называют спасатели надувные матрасы, круги и фигуры, которые так любят отдыхающие. 

«Их вообще надо запретить, – поддерживает Роман Степанов. – Люди не понимают, насколько это опасно. Заплывают на глубину, даже засыпают на надувном матрасе. А тут проехала моторка, волной захлестнуло и перевернуло – всё, человек погиб. Сколько несчастных случаев по всей стране и у нас в регионе. Именно так недавно погибли мальчик в Юрьевце и девочка в Иванове в парке Степанова. При этом родители были на берегу.

Ватрушка, банан, регистрация, штраф

Мы бьем тревогу и ужесточаем требования к любителям покататься на водных бананах и ватрушках, которые привязывают к катерам. Далеко не всегда используются спасательные жилеты, а это обязательное требование. Если вам их не предлагают, мол, покатаем аккуратно, не стоит рисковать жизнью. Кстати, на таком судне по правилам должно быть как минимум два человека: тот, кто управляет, и тот, кто следит за этим бананом и, конечно, людьми на нем – невозможно в одиночку справиться с двумя важными задачами». 

Особого разрешения на катание не нужно, но, как правило, для этого требуется мощный мотор, а это уже требования к самому судну. ГИМС напоминает: лодка весом свыше 200 килограммов с мотором подлежит государственной регистрации, она должна быть технически исправна, оснащена необходимыми средствами спасения, а у водителя должен быть при себе судовой билет и водительское удостоверение. За его отсутствие штраф: 10–15 тысяч рублей, за использование незарегистрированного или неисправного судна –15–20 тысяч; если оно не прошло освидетельствование у инспекторов ГИМС – 5–10 тысяч.

Вода страшнее дороги

Роман Степанов подчеркивает: вода гораздо опаснее дороги, хотя и транспорта на ней существенно меньше. «Реки – это те же пути, только водные. Там стоят знаки, определяющие порядок движения судов, есть свои правила, которыми должны руководствоваться все судоводители, а не только капитаны барж и пароходов: кто кому и когда должен уступать дорогу, у кого какое преимущество и так далее. На той же Волге есть свой судовой ход, и маломерные суда не должны ему мешать. Есть определенные правила его пересечения – всё прописано. 

Суда – те же транспортные средства. Они, кстати, так же как и на дорогах, сталкиваются, въезжают в берега, в гаражи, в опоры моста и так далее. В этих авариях так же погибают люди. В прошлом году всего по стране произошло свыше трехсот водных ДТП. Многие помнят громкое происшествие в Юрьевецком районе, когда при столкновении двух катеров погибло три человека. Причем среди них были старший госинспектор, инспектор и сотрудник МВД. 

Да, аварии те же, только вода опаснее любой дороги. На суше вы вышли из автомобиля, привели себя в порядок, отдохнули и поехали дальше. На воде никуда выйти не получится. Поэтому тем более нельзя допускать нетрезвого вождения: даже, казалось бы, безобидного катамарана. Правила несложные, если бы все их соблюдали, несчастных случаев и ДТП на воде бы не было». 

***

В Центре ГИМС ГУ МЧС России по Ивановской области стоит на учете 14 512 маломерных судов.

К счастью, в 2023-м и в этом году пока аварий с участием маломерных судов не зарегистрировано. Хотя с начала навигации 2024 года госинспекторами выявлено 112 административных правонарушений, допущенных судоводителями маломерных судов. Из них: нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на судах водного транспорта, а также на маломерных судах – 58, нарушение правил плавания – 14, нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления – 19, управление судном (в том числе маломерным, подлежащим государственной регистрации), не зарегистрированным в установленном порядке либо имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, – 4, управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе документов, необходимых для допуска к управлению маломерным судном, – 8, управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения, – 1, нарушение правил пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов – 2, нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов, механизмов и установок – 5, уклонение от административного наказания – 1.

 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Где живут «правильные»… шмели?

Насекомые, которые повышают урожай

На заборе тоже написано?

Надписи и листовки на фасадах, столбах и прочих местах, для этого не предназначенных, незаконны

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам