Очень горькое, буквально оглушающее известие...
В областном центре продолжается обустройство ледовых площадок
В Иванове пройдет XXIV Всероссийский конкурс вокалистов 
Преподавателей, студентов и ветеранов вуза с профессиональным праздником поздравил глава города Иванова Александр Шаботинский
Завоевали на всероссийских соревнования по каратэ ивановские спортсмены
Любимые сказочные герои проедут по центральным улицам города Иванова.
Профессиональный туринструктор Ирина Соколова в отличие от большинства пенсионеров так и не завела ни огорода, ни кота – всё свое время она тратит на путешествия. Вот уже почти 50 лет

Ручная байдарка

Мы познакомились с ней на Волге. Меня заинтересовала фигура миниатюрной женщины на байдарке, которую она направляла уверенными движениями. На берегу мы разговорились: «Вот так по вечерам иду проводить солнце на закате, красиво же. С воды особенно. Байдарка у меня хорошая, прочная и легкая, весит всего 3,5 килограмма». Я попробовала ее поднять – действительно невесомая. «Во-во, – улыбается Ирина. – Я люблю настоящее качественное снаряжение: и палатки, и рюкзаки, и одежду – в походе это важно. А к этой байдарке прицепляю такой специальный чехол, чтобы, например, в холодном море волны не захлестывали – очень удобно».

Оказалось, Ирине Соколовой 68 лет, и 50 из них она профессионально занимается туризмом. То есть не просто путешествует по разным городам и странам, на автобусах или каким-нибудь трансфером, а пешком, на лыжах, на серфинге, на собаках и так далее. Впрочем, на самолетах, а чаще на вертолетах, конечно, тоже – без этого на Дальний Восток не доберешься.

«Там самые чудесные места на земле, особенно на Камчатке. Мне есть с чем сравнить: никакие Турция, Шри-Ланка, Таиланд и даже Европа не сравнятся с невообразимой, бескрайней красотой той земли. Я была там раз пятнадцать и сейчас собираюсь, уже купила билет. Невозможно туда не стремиться, если хоть раз уже побывал».

Туризм – это навсегда

А началось всё со второго курса МИФИ, куда Ирина легко поступила после школы. «Родители мне подарили путевку в туристический лагерь, а там – бардовская песня, костры, походы, новые прекрасные люди – я буквально заболела этим и начала серьезно заниматься. Прошла все уровни турподготовки, от первого до шестого, и стала настоящим инструктором. Раньше очень многие увлекались спортивным туризмом, ходили по маршрутам разной сложности – инструкторы нужны были обязательно. Без специальной подготовки выходить было опасно даже в средней полосе, а тем более на сплавах или в горах. Я погрузилась во всё это полностью. В свободное время, и зимой, и летом постоянно уезжала: то кататься на горных лыжах, то на серфинге, то сплавляться по рекам, и сама, и с группами туристов. Всегда было интересно, хотелось новых открытий».

По окончании института Ирина поступила на работу в закрытый НИИ математическим инженером – тогда программистов называли так. Начальник был доволен ее работой и очень расстроился, когда через два года девушка подала заявление об уходе. «Мне стало там скучно, я поняла, что хочу работать в туристической сфере, и только там. Почти сразу нашлось для меня место в Московском туристическом объединении. И началось: походы, группы, движение – дома я почти не бывала, объездила всю страну от запада на восток, с севера на юг и не по одному разу. Везде уже были свои знакомые, сообщества единомышленников – свой прекрасный, интересный мир».

Потянулись интуристы

А потом наступили девяностые. Работа закончилась, стране было не до туризма. Казалось, отрасль исчезнет, но открыли границы и в Россию за ее неизведанной красотой потянулись иностранцы.

Ирине довелось познакомиться с одним англичанином, который давно мечтал побывать на Байкале – ему был нужен опытный туринструктор. Заранее согласовала план путешествия, организовала билеты, маршрут, все остановки и ночевки и повезла интуриста в глубь России. «От поездки он был просто в восторге. Тогда я не подозревала, насколько мой подопечный богат, и не догадывалась о его возможностях. И вот после этого путешествия он неожиданно предложил создать совместное предприятие по организации путешествий и турпоходов по России для состоятельных иностранцев. Как специалист я вполне его устраивала, и с того момента я вернулась к своей любимой работе, но уже несколько в другом ракурсе. Туристы приезжали не только из Европы, но и из Америки. Они готовы были платить по нашим меркам большие деньги за поездки и походы по дальним маршрутам. То есть те, кому интересна была не только прекрасная архитектура Москвы или Питера, а именно дикая природа нашей страны».   

Мухоморы на гейзерах 

Например, Камчатка. Туда Ирина возила не одну группу. Однажды были американцы, которые специально ехали за северными мухоморами, обладающими лечебными свойствами (не путать с нашими). «Не смейтесь, я не шучу, – Ирина сама улыбается, вспоминая. – Местные народы традиционно их собирают и сушат прямо в рыбацких сетях на берегу моря. Конечно, иностранцам интересны были и вулканы, и гейзеры, и китобойные промыслы, но эти мухоморы – прямо главная цель. Добирались мы туда, по-моему, к эвенкам, на специально нанятом вертолете. И вот на обратном пути наши пилоты, очень веселые, классные ребята, решили посадить вертолет в заброшенном военном санатории, который был построен исключительно на гейзерах. Вода в домах, бани, лечебные бассейные и вся здравница – на природных горячих источниках. Но ни работников, ни отдыхающих там уже не было. Приземлились, мы с моими подопечными американцами походили, посмотрели, поудивлялись – нам-то интересно, а им тем более. А когда вернулись на базу – нас под белы ручки пограничники: кто такие, с какой целью попали на секретный объект? Задержали всю нашу экспедицию. Меня, как руководителя группы, отвели на допрос к начальнику тогда еще КГБ. Ну, я как могла объяснила, кто мы и почему здесь. Пока связались с нашим центром, пока выяснили и проверили документы – прошли сутки. Мои двадцать американцев всё это время сидели на поле со всеми своими рюкзаками среди оленей и любопытных местных жителей, которые их начали уже угощать строганиной и другими национальными деликатесами. Потом уже все подружились, устроили пир, как водится в России, и провожали нас как родных. Американцы, конечно, запомнили это путешествие надолго».

Новый год в пустыне и кастрюли от медведей

Когда твоя работа – одно сплошное приключение, всегда есть что рассказать. Как-то Ирина возила англичанина снимать горного барса в Туркмению. Жара, пустыня, а на календаре 31 декабря, нужен новогодний стол – ну и накрыли, даже с шампанским, красной и черной икрой. Правда, на багажнике уазика местного охотнадзора прямо у подножия гор – та еще экзотика. А был случай в степях Тувы, когда специально нанятый для группы иностранцев частный самолет отменили. Он понадобился каком-то высокому начальству. Ирине пришлось связываться с руководством МЧС – они вошли в положение и прислали другой борт. А как-то на одном маршруте не приехал автобус, и группе пришлось почти полсотни километров идти пешком по дальневосточной тайге. Громко стучали ложками по кастрюлям, чтобы отпугнуть медведей, которые уже заинтересовались интуристами. 

Страну надо почувствовать

Много лет Ирина ездила в Индию, как и многие, в поиске философских смыслов. Но однажды с очередной группой иностранцев оказалась на Соловках. «Я зашла в ночной храм и просто обалдела от атмосферы: тишина, низкие своды, темно, торжественно. Из прихожан я была одна, поставила множество свечей, стало посветлее. А потом вдруг заходит целая толпа высоченных красивых молодых парней – все в черном, молчаливые, какие-то нереальные. Оказалось, это румыны, монахи, бежавшие на наш Русский Север от гонений на православие – это было еще в те годы. Там, на Соловках, они обрели свою обитель. Я простояла с ними всю службу и помню, прямо кожей и всем существом почувствовала глубину и силу нашей церкви. С тех пор ничего больше не искала – только наша православная вера, где бы я ни была, стараюсь попасть в храм». 

Уже почти пятнадцать лет той турфирмы нет. Точнее, ее собственники переключились на организацию балов, а Ирине это неинтересно. И все-таки от любимого дела – путешествий по России – она не отказалась.

«Мне не надо никаких особых условий, звездных отелей или какого-то улучшенного комфорта. Вот купила билет на Камчатку, для пенсионеров, кстати, со скидкой вышло семь тысяч рублей. Возьму свою байдарку, палатку и вперед. И я знаю, что встречу там старых знакомых, туристов и увижу такую необыкновенную красоту – озера, горы, вулканы, океан, что сама себе буду завидовать».

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Освящение

С храма на Вокзальной площади сняли леса

«Вдыхая жизнь»

Так называется выставка скульптора по металлу Владимира Волкова, известного не только в нашем городе, но и за его пределами.

Когда Новый год летом!

О национальных традициях, культуре, блюдах и обычаях там, где никогда не бывает снежной и привычной для нас зимы.

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам