Ивановские спортсмены стали серебряными призерами Всероссийских соревнований по каратэ
Мастера из Иванова вышли в финал III  Межрегионального конкурса 
Указ о награде ивановского художника Владимира Мухина подписал Президент РФ Владимир Путин
Определены победители регионального турнира
Актриса Ивановского музыкального театра Ирина Ситнова стала лауреатом главной театральной премии страны «Золотая маска»
Муниципальные центры тестирования ГТО приглашают ивановцев выполнить нормативы комплекса
Профессиональный туринструктор Ирина Соколова в отличие от большинства пенсионеров так и не завела ни огорода, ни кота – всё свое время она тратит на путешествия. Вот уже почти 50 лет

Ручная байдарка

Мы познакомились с ней на Волге. Меня заинтересовала фигура миниатюрной женщины на байдарке, которую она направляла уверенными движениями. На берегу мы разговорились: «Вот так по вечерам иду проводить солнце на закате, красиво же. С воды особенно. Байдарка у меня хорошая, прочная и легкая, весит всего 3,5 килограмма». Я попробовала ее поднять – действительно невесомая. «Во-во, – улыбается Ирина. – Я люблю настоящее качественное снаряжение: и палатки, и рюкзаки, и одежду – в походе это важно. А к этой байдарке прицепляю такой специальный чехол, чтобы, например, в холодном море волны не захлестывали – очень удобно».

Оказалось, Ирине Соколовой 68 лет, и 50 из них она профессионально занимается туризмом. То есть не просто путешествует по разным городам и странам, на автобусах или каким-нибудь трансфером, а пешком, на лыжах, на серфинге, на собаках и так далее. Впрочем, на самолетах, а чаще на вертолетах, конечно, тоже – без этого на Дальний Восток не доберешься.

«Там самые чудесные места на земле, особенно на Камчатке. Мне есть с чем сравнить: никакие Турция, Шри-Ланка, Таиланд и даже Европа не сравнятся с невообразимой, бескрайней красотой той земли. Я была там раз пятнадцать и сейчас собираюсь, уже купила билет. Невозможно туда не стремиться, если хоть раз уже побывал».

Туризм – это навсегда

А началось всё со второго курса МИФИ, куда Ирина легко поступила после школы. «Родители мне подарили путевку в туристический лагерь, а там – бардовская песня, костры, походы, новые прекрасные люди – я буквально заболела этим и начала серьезно заниматься. Прошла все уровни турподготовки, от первого до шестого, и стала настоящим инструктором. Раньше очень многие увлекались спортивным туризмом, ходили по маршрутам разной сложности – инструкторы нужны были обязательно. Без специальной подготовки выходить было опасно даже в средней полосе, а тем более на сплавах или в горах. Я погрузилась во всё это полностью. В свободное время, и зимой, и летом постоянно уезжала: то кататься на горных лыжах, то на серфинге, то сплавляться по рекам, и сама, и с группами туристов. Всегда было интересно, хотелось новых открытий».

По окончании института Ирина поступила на работу в закрытый НИИ математическим инженером – тогда программистов называли так. Начальник был доволен ее работой и очень расстроился, когда через два года девушка подала заявление об уходе. «Мне стало там скучно, я поняла, что хочу работать в туристической сфере, и только там. Почти сразу нашлось для меня место в Московском туристическом объединении. И началось: походы, группы, движение – дома я почти не бывала, объездила всю страну от запада на восток, с севера на юг и не по одному разу. Везде уже были свои знакомые, сообщества единомышленников – свой прекрасный, интересный мир».

Потянулись интуристы

А потом наступили девяностые. Работа закончилась, стране было не до туризма. Казалось, отрасль исчезнет, но открыли границы и в Россию за ее неизведанной красотой потянулись иностранцы.

Ирине довелось познакомиться с одним англичанином, который давно мечтал побывать на Байкале – ему был нужен опытный туринструктор. Заранее согласовала план путешествия, организовала билеты, маршрут, все остановки и ночевки и повезла интуриста в глубь России. «От поездки он был просто в восторге. Тогда я не подозревала, насколько мой подопечный богат, и не догадывалась о его возможностях. И вот после этого путешествия он неожиданно предложил создать совместное предприятие по организации путешествий и турпоходов по России для состоятельных иностранцев. Как специалист я вполне его устраивала, и с того момента я вернулась к своей любимой работе, но уже несколько в другом ракурсе. Туристы приезжали не только из Европы, но и из Америки. Они готовы были платить по нашим меркам большие деньги за поездки и походы по дальним маршрутам. То есть те, кому интересна была не только прекрасная архитектура Москвы или Питера, а именно дикая природа нашей страны».   

Мухоморы на гейзерах 

Например, Камчатка. Туда Ирина возила не одну группу. Однажды были американцы, которые специально ехали за северными мухоморами, обладающими лечебными свойствами (не путать с нашими). «Не смейтесь, я не шучу, – Ирина сама улыбается, вспоминая. – Местные народы традиционно их собирают и сушат прямо в рыбацких сетях на берегу моря. Конечно, иностранцам интересны были и вулканы, и гейзеры, и китобойные промыслы, но эти мухоморы – прямо главная цель. Добирались мы туда, по-моему, к эвенкам, на специально нанятом вертолете. И вот на обратном пути наши пилоты, очень веселые, классные ребята, решили посадить вертолет в заброшенном военном санатории, который был построен исключительно на гейзерах. Вода в домах, бани, лечебные бассейные и вся здравница – на природных горячих источниках. Но ни работников, ни отдыхающих там уже не было. Приземлились, мы с моими подопечными американцами походили, посмотрели, поудивлялись – нам-то интересно, а им тем более. А когда вернулись на базу – нас под белы ручки пограничники: кто такие, с какой целью попали на секретный объект? Задержали всю нашу экспедицию. Меня, как руководителя группы, отвели на допрос к начальнику тогда еще КГБ. Ну, я как могла объяснила, кто мы и почему здесь. Пока связались с нашим центром, пока выяснили и проверили документы – прошли сутки. Мои двадцать американцев всё это время сидели на поле со всеми своими рюкзаками среди оленей и любопытных местных жителей, которые их начали уже угощать строганиной и другими национальными деликатесами. Потом уже все подружились, устроили пир, как водится в России, и провожали нас как родных. Американцы, конечно, запомнили это путешествие надолго».

Новый год в пустыне и кастрюли от медведей

Когда твоя работа – одно сплошное приключение, всегда есть что рассказать. Как-то Ирина возила англичанина снимать горного барса в Туркмению. Жара, пустыня, а на календаре 31 декабря, нужен новогодний стол – ну и накрыли, даже с шампанским, красной и черной икрой. Правда, на багажнике уазика местного охотнадзора прямо у подножия гор – та еще экзотика. А был случай в степях Тувы, когда специально нанятый для группы иностранцев частный самолет отменили. Он понадобился каком-то высокому начальству. Ирине пришлось связываться с руководством МЧС – они вошли в положение и прислали другой борт. А как-то на одном маршруте не приехал автобус, и группе пришлось почти полсотни километров идти пешком по дальневосточной тайге. Громко стучали ложками по кастрюлям, чтобы отпугнуть медведей, которые уже заинтересовались интуристами. 

Страну надо почувствовать

Много лет Ирина ездила в Индию, как и многие, в поиске философских смыслов. Но однажды с очередной группой иностранцев оказалась на Соловках. «Я зашла в ночной храм и просто обалдела от атмосферы: тишина, низкие своды, темно, торжественно. Из прихожан я была одна, поставила множество свечей, стало посветлее. А потом вдруг заходит целая толпа высоченных красивых молодых парней – все в черном, молчаливые, какие-то нереальные. Оказалось, это румыны, монахи, бежавшие на наш Русский Север от гонений на православие – это было еще в те годы. Там, на Соловках, они обрели свою обитель. Я простояла с ними всю службу и помню, прямо кожей и всем существом почувствовала глубину и силу нашей церкви. С тех пор ничего больше не искала – только наша православная вера, где бы я ни была, стараюсь попасть в храм». 

Уже почти пятнадцать лет той турфирмы нет. Точнее, ее собственники переключились на организацию балов, а Ирине это неинтересно. И все-таки от любимого дела – путешествий по России – она не отказалась.

«Мне не надо никаких особых условий, звездных отелей или какого-то улучшенного комфорта. Вот купила билет на Камчатку, для пенсионеров, кстати, со скидкой вышло семь тысяч рублей. Возьму свою байдарку, палатку и вперед. И я знаю, что встречу там старых знакомых, туристов и увижу такую необыкновенную красоту – озера, горы, вулканы, океан, что сама себе буду завидовать».

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

За пять лет завод вырос с семи человек до двухсот

Ивановские ковши для столичного метро и строек всей страны 

90 лет самому детскому факультету

Педиатры вспоминают о студенчестве: своих преподавателях, однокурсниках и учебе

Как «бьют» в Иванове

Чтобы развить музыкальный слух и получить удовольствие

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам