«Суперсила – супермозг»
Ученые говорят, потенциальные возможности человека не изучены, и меньше всего изучены возможности его мозга. Помимо презентации уникальной нейролаборатории, на конференции в Ивановском медицинском университете презентовали нейропроект по сохранению и развитию когнитивных функций.
Это важно и для родителей, и для трудоспособного населения, и для пожилых. Фитнес для мозга поможет восстановиться после инсульта и продлить долголетие. Об этом мы поговорили с автором нейропроекта – главным внештатным психиатром области, директором Института клинической психологии Ивановского ГМУ Еленой Руженской.
– Елена Владимировна, давайте начнем с терминов: восстановление, сохранение и развитие – это разные вещи?
– Да. Развитие – это вновь приобретаемые характеристики, восстановление – возврат разрушенного (при инсульте, травме, нейроинфекции, после ковида).
И приобретение тоже имеет разные цели. В детском возрасте мы все занимаемся с детьми, развиваем их – в семье, в кружках, в образовательных центрах. Этого бывает достаточно для здорового ребенка и не требует специальных программ. В рамках нейропроекта мы говорим о специальных занятиях, адресованных детям, которые отстают, у которых не развита соответственно возрасту память, внимание, эмоциональные и волевые компоненты. Сейчас это очень востребовано.
– Что мешает своевременной помощи?
– Позиция страуса. Многие родители, сталкиваясь с отставанием в развитии своих детей, прячут голову в песок, считают, что «все как-то наладится», «израстется». Нет, не израстется, пробел будет нарастать, так как другие дети идут вперед. Нагрузки и требования и так велики, и догоняющий всегда будет последним. Если ребенок неуспешен, нарушается адаптация, снижается самооценка, нарастает социальная отгороженность.
Вот здесь и помогает нейропсихология. Психологическая коррекция идет параллельно с наблюдением детского невролога и психиатра. Назначается лечение, которое активно помогает мозгу развиваться, активизирует его, а прицельные нейрозанятия компенсируют имеющийся дефицит психических функций. Ребенок выравнивается, становится гармоничным. И чем раньше это начать, тем больше шансов мы даем ему для нормального развития.
– В университете вы рассказывали о проекте «Суперсила – супермозг», это о чем?
– Нейропроект, который презентовали в медицинском университете, принципиально другой. Речь идет о людях, у которых достаточно развиты психические функции, но по каким-то причинам они хотят развить их на более высоком уровне. В настоящее время это очень оправданно. Мы живем в активно меняющемся мире, надо «успевать поворачиваться», быстро осваивать информацию, работать с разноплановыми задачами, при этом не теряя скорости и, что особенно важно, не на пределе ресурсов. Нет ресурсов – нет скорости, нет «поворачиваемости», не успеваешь, значит, не конкурентоспособен. Вывод – или снижаешь темп и довольствуешься тем, что дала тебе природа, или развиваешь ресурсы. Кто-то выбирает первый путь и хорошо реализуется, а кто-то имеет другие установки и готов наращивать ресурсы.
И тут методики развития выбираются по запросу клиента, нейропсихологические возможности в этом случае практически безграничны, это возможность не довольствоваться средним уровнем, а взять то, что дала тебе природа, по максимуму.
Есть и третья категория – тех, кто воспринимает нейропроект не как «прокачку конкретных функций», а как залог когнитивного долголетия. Мы же знаем, что чем выше гора, тем дольше с нее скатываться. Так и с когнитивными функциями. Развивая новые виды способностей, человек запускает механизм формирования новых нейронных связей, приведение имеющихся в активное состояние, оттачивается навык активной мозговой деятельности, быстрой врабатываемости, переключаемости. И конечно, снижение когнитивных функций (памяти, внимания, скорости реагирования, умственная выносливость) будет происходить медленнее, а значит, и долголетие обещает быть активным.
– Наши читатели часто интересуются инсультом и его последствиями, необходимостью восстановления когнитивных функций. Можно ли с помощью нейропсихологических методик вернуться к уровню, который был до заболевания?
– Когнитивные последствия инсульта зависят от многих факторов. В более легких вариантах практически всегда возможно полное восстановление. Конечно, на это уйдут время и ресурсы, но если они есть, пациент восстановится. Мозг пластичен, он отзывчив на работу с ним.
В более тяжелых случаях восстановление будет не таким быстрым, потребуется больше времени и вложений, возможно, надо будет искать альтернативные пути функционирования (дополнительные устройства, облегчение задач, трансформация домашнего и профессионального пространства, ввод ограничений на те виды деятельности, которые невозможны, не полезны или рискованны для человека после инсульта). Но этих путей много. Главное – не упустить время, не опустить руки и использовать все ресурсы – как личные, так и достижения медицины и клинической психологии.
– Что может сделать пациент после инсульта? Есть ли простые специальные упражнения?
– Первое, что может сделать пациент, – это включиться в свою реабилитацию как можно раньше и упорнее. Обычно с этим самые большие сложности. После инсульта часто развивается пессимистическое восприятие ситуации. Обычно это происходит на первых этапах. Пациент испуган, понимает, что с ним «всё плохо», смотрит на врача как на Бога и боится, боится, боится… Неопределенность настоящего и будущего вместе с тем мотивируют. Обычно, если пациент попадает в сосудистый центр, там с ним работает бригада специалистов, его активно лечат, состояние меняется к лучшему. Он, что называется, «воспрял», старательно лечится и занимается реабилитацией. А затем его выписывают с рекомендациями. И тут активность должна идти от пациента, он должен четко выполнять назначения, организовать пространство, продолжать занятия. 90% этого не делают. Во-первых, потому, что не понимают, что последствия, с которыми они останутся после инсульта, будут ясны через год и всё это время надо вкладываться в свое выздоровление. А во-вторых, большинство в целом не умеют организовывать себя. И, в третьих, возвращаются страхи. Один из самых сильных – возможность повторного инсульта. Они могут бояться того, что следующий удар будет более серьезным и приведет к полной утрате функций или даже смерти. Этот страх может усиливаться при появлении любых симптомов, напоминающих те, что были перед первым инсультом. А вместе с тем, повторюсь, именно от человека и его активности в реабилитации зависит его будущее. Ведь если ломаем ногу, мы же понимаем, что сначала она срастается, а потом ее надо разрабатывать. Та же история и с мозгом – если он «сломался», то в остром периоде нам активно помогают, а затем надо действовать самому. К нашим услугам государственная медицинская сеть, реабилитационные центры, специальные программы.
Что касается психических функций, то надо ознакомиться с рекомендациями и «разрабатывать» ту сферу, которая пострадала. Например, для коррекции речевых нарушений нужна тренировка произношения звуков, слов и фраз, в домашних условиях можно использовать специальные компьютерные приложения для тренировки речи и чтения. Для восстановления памяти используются запоминание списков слов, чисел, событий, связывание новой информации с уже известными образами или словами. Для восстановления внимания и концентрации можно решать головоломки, читать тексты с пропусками слов, использовать подходящие компьютерные игры. Пространственную ориентацию тренируют рисование простых и сложных геометрических фигур, выполнение маршрутов. Кроме того, для активации процессов исполнительских функций и принятия решений необходимо взять в привычку составление расписаний, выполнение многоэтапных задач.
– Что будет, если ничего не делать?
– Если ничего не предпринимать, пациент получит только то, что смог дать ему сам организм, в зависимости от имеющихся ресурсов. И поверьте, вам не понравится. Тем более обидно это допустить при имеющихся возможностях для полноценного восстановления.
Поэтому возможности человека огромны, не менее масштабны возможности современной науки. Объединить наши усилия – общая цель для того, чтобы жить не только долго, но и полноценно, а значит, счастливо.