Ивановскую 3-ю взрослую поликлинику в этом году обновляют по программе модернизации первичного звена здравоохранения нацпроекта «Продолжительная и активная жизнь»
Нарушителей ждет штраф
Общественный совет обсудил присвоение аэропорту имени одного из выдающихся жителей региона
Финальное шоу конкурса пройдет в ЦКиО 19 февраля
Сегодня работы по содержанию улично-дорожной сети продолжат 30 единиц техники и 61 дорожный рабочий
Определены проекты программы «Местные инициативы», которые будут благоустроены в Иванове в 2025 году
Опять звонят мошенники, и опять люди попадаются на их уловки. Но причем здесь банки и на чьей они стороне?

Начало историй похожи, конец зависит от нас 

Лариса Аркадьевна работает в муниципальном учреждении. Об уловках преступников она, конечно, была наслышана и никогда не думала, что поддастся на них. Но это случилось и с ней. Женщина в растерянности: «Звонок по Ватсапу, Почта России: здравствуйте, на ваше имя получено письмо из налоговой, куда его доставить курьеру? Ну, я называю свой адрес. Они говорят, сейчас вам придет СМС с кодом, продиктуйте, чтобы мы это письмо передали курьеру. Я назвала, ну и всё – ожидайте курьера завтра с 8 до 9. А сегодня из банка звонят: на мне кредит два миллиона. Причем у меня плохая кредитная история, и мне давно уже в кредитах отказывают. Я поехала в банк, и точно: на мне кредит. Оформили его накануне, как раз в 17:15, когда я разговаривала якобы с представителем Почты России. И до 20:00 эти деньги еще были на моем счету, перевели их, получается, только через три часа после оформления. Непонятно, куда перевели, на какой-то левый счет. Вот бегала, писала заявление в полицию, в сам банк. Два миллиона на полтора года, да еще 168 тысяч переплата за кредит. А я вообще этих денег не видела и не увижу».

Похожую историю рассказала Инесса Владимировна: «Наша коллега, уважаемый доктор, кандидат медицинских наук, умная светлая голова. Она отмечала день рождения и получила в подарок доставкой шикарный букет без открытки. Подумала, что от благодарных пациентов, такое бывало. А на следующий день ей звонят якобы из цветочного салона: вы получили букет, но наш курьер вчера не оформил заказ, сейчас придет СМС с кодом, пожалуйста, скажите четыре цифры, подтвердите доставку. Нисколько не сомневаясь, женщина назвала их. Через два часа звонок из банка: вы подтверждаете, что берете кредит? Она в ужасе: я ничего не брала, заблокируйте операцию. Бегом понеслась разбираться. Оказалось, что от ее имени с ее аккаунта на портале госуслуг был сделан запрос на кредит в два миллиона. Спасибо бдительным сотрудникам банка, но как близко была беда и как подло и ловко мошенники действовали – прислали цветы и именно в день рождения».

Евгений Иванович наслышан о звонках из «пенсионного фонда». Он делится: «Уж не один раз и мне, и моим знакомым звонили, приглашали прийти оформить якобы перерасчет или надбавку. Мол, для этого нужно назвать опять же четыре цифры из СМС, чтобы получить заранее талончик на прием к специалисту. Я их посылаю подальше, потому что знаю: в пенсионном фонде никакие талончики вот так не заказывают, это всё развод.  Слышал, что попадаются люди на этот бред и кредиты на них оформляют, потому что мошенники таким образом получают доступ к нашему аккаунту в госуслугах. У меня вопрос в другом: как банки без присутствия человека, не глядя в его паспорт и в лицо, оформляют такие займы?»

Упрощенная идентификация не в нашу пользу

Вот это и правда главный вопрос: кто-то месяцами обивает пороги банков, просит кредит, а кому-то вот так по СМС выдают, не глядя. 

Старший специалист по тестированию цифровых продуктов «Роскачества» Сергей Кузьменко пояснил:

«Одно дело, когда от крупных банков или от МФО нам поступают холодные звонки или СМС-сообщения, что одобрен кредит на определенную сумму. Одобрен – еще не означает, что выдан. Чаще всего это обычная тактика заманивания клиентов, которая может быть назойливой, но это не преступление и ее можно игнорировать. Другое дело, когда вы узнаете, что кредит вами уже взят.

На самом деле в последнее время для банков и МФО при оформлении заявки для небольшого займа действительно достаточно паспорта и СНИЛС. Эта практика так называемой упрощенной идентификации стала распространенной. От заявителя нужны всего лишь паспортные данные и фото или скан паспорта – и оформление происходит без личного присутствия.

 К сожалению, подобную информацию мы часто сами предоставляем для доступа к разным, самым повседневным услугам: от фитнес-клубов до операторов связи. Это означает, что достаточно лишь утечки личных данных со сканом паспорта, чтобы мошенники смогли взять кредит на чужое имя. Кроме того, злоумышленники часто взламывают потребительские сайты и даже государственные порталы, используя потом полученную информацию для незаконных целей. Именно поэтому так важно не светить своими данными в социальных сетях, не заполнять формы на сомнительных сайтах».   

  Доверчивый банк?

Казалось бы, разве банки и МФО не должны проверять подлинность документов и личности?

 Сергей Кузьменко отвечает: «Должны и проверяют, иначе бы количество мошеннических выдач возросло в тысячи раз. Следящие за своей репутацией учреждения тщательно подходят к проверке личности и документов, но мошенники всё равно находят лазейки.  Например, финансовые организации недостаточно тщательно проверяют данные клиентов. А банки могут привлекать сторонние сервисы для проверки документов, а те выполняют ее поверхностно. Некоторые МФО не проводят дополнительные ступени идентификации, ограничиваясь паспортными данными, а этим легко пользуются мошенники. К тому же преступники используют хитроумные способы обойти проверку. Для установления личности и подтверждения документов может потребоваться видеоконференция или личная встреча с заемщиком, а также, например, фото заемщика с документами в руке. Однако и эти преграды преступники научились обходить. С уровнем доступности высоких технологий ничего не стоит подделать фото и даже видео. Для личной же встречи мошенники или ищут похожего человека, или маскируются под владельца документов, подделывая за него подпись. Бывает, мошенники привлекают подельников на стороне финансовых организаций. Банкам и МФО невыгодно давать деньги в кредит клиентам, которые их никогда не вернут, но в то же время банковские организации заинтересованы в прибыли. В личной финансовой прибыли заинтересованы некоторые нечистые на руку сотрудники банков и МФО. Мошенникам остается только их найти.

Поэтому так важно бережно относиться к своему паспорту. И никогда не сообщать никакие коды по телефону, даже знакомым людям. 

   Печальная кредитная история 

И все-таки что делать, если, как в описанных историях, мошенники уже оформили на вас кредит?

 Сергей Кузьменко поясняет: «Во многом это зависит от того, когда стал известен данный факт и на какой стадии находится взыскание долга.

 Надо обязательно найти свою кредитную историю, подать заявление о возбуждении уголовного дела и, что важно,  получить талон-уведомление о его принятии. Обратиться в кредитную организацию с письменным заявлением (указать, что заем получен мошенническим путем, изложить фактические обстоятельства, приложить имеющиеся доказательства).

Напомним, что в банках работает система самозапрета на кредит. Это добровольное ограничение, которое пользователь устанавливает самостоятельно. После этого у банков или микрофинансовых организаций (МФО) не получится одобрить кредит или микрозаем.   

Пока это нужно делать в каждом банке. С марта 2025 года установить самозапрет можно будет через «Госуслуги» или МФЦ. Достаточно заполнить шаблон заявления и указать условия, например вид кредитора или способ обращения за кредитом или займом. Для подачи заявления понадобятся паспорт и СНИЛС.  

Отметка о том, что установлен самозапрет, появится в кредитной истории. Банки и МФО обязаны проверять ее. Если обнаружат отметку – обязаны в кредите отказать. А если всё же выдадут его, то не смогут затем требовать от заемщика выплаты долга.  

Установить и снять самозапрет можно бесплатно неограниченное количество раз.

 

 

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

«Уважай, тренируйся, побеждай»

Неолимпийский, но массовый вид спорта

«Ты был мне другом, Шарик»

Как проводить животное на «радугу»?

Евгений Бобров: «Главное правило – любить детей»

О работе, о перспективах, о взаимоотношениях - в разговоре с руководителем "Школы мальчиков"

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам