Ивановские студенты остаются без крыши?

Накануне нового учебного года ивановские вузы столкнулись с острой проблемой нехватки мест в студенческих общежитиях. Первокурсники, с трепетом ожидавшие списки на заселение, зачастую обнаруживали, что оказались за бортом, то есть без ключей от комнаты. Альтернативой становится аренда жилья, однако и этот вариант оказывается для многих недоступным из-за высокой стоимости и ограниченного предложения. Как вышли из ситуации студенты, узнавал «Рабочий край».
По данным источников в вузах города, количество студентов, нуждающихся в общежитии, существенно превышает имеющийся фонд. Основными причинами дефицита комнат называют недостаток финансирования, рост числа студентов-льготников (по данным Минобрнауки, их число больше на 75% по сравнению с прошлым годом), а также общая нехватка жилищного фонда. Отметим, что проблема это не только ивановская. По данным Всероссийского студенческого союза, дефицит мест в общежитиях варьируется от 25 до 80 % в зависимости от университета. Министр науки и высшего образования Валерий Фальков ранее отмечал, что университеты несут непомерную финансовую нагрузку на содержание общежитий, что делает строительство новых корпусов практически невозможным.
«В приемной комиссии заверяли, что мест в общежитии хватит всем, – рассказал абитуриент Ивановского государственного университета, пожелавший остаться анонимным. – Однако, когда опубликовали списки, моей фамилии там не оказалось. Теперь вынужден искать съемное жилье, но цены кусаются».
Аренда как альтернатива: дорого и ненадежно
Цены на аренду квартир в Иванове, как и в других крупных городах, растут, что делает этот вариант недоступным для многих студентов. Стоимость проживания в общежитии составляет от 1000 до 2500 рублей в месяц. При этом аренда однокомнатной квартиры обойдется в 20–25 тысяч рублей, двухкомнатной – в 30–35 тысяч.
При этом вариантов даже по такой цене рядом с ивановскими вузами не так много. Конкуренция за скромные квартиры становится нешуточной, и многие арендодатели начинают диктовать свои условия. «Нашла у медуниверситета сразу несколько квартир, предназначенных для аренды. Цена каждой – 25 тысяч рублей в месяц плюс коммуналка. Написала одному хозяину. Он очень небрежно ответил, что у него уже 36 сообщений и ему надо как-то выбирать из них… Через час объявление было снято. Также было еще с пятью другими объявлениями. Квартиры расхватывают просто как горячие пирожки», – поделилась студентка Ивановского медуниверситета Елена Григорьева.
Истории о стремительно исчезающих объявлениях, взлетевших ценах и собственниках, выбирающих арендаторов, как на конкурсе красоты, становятся типичными для ивановского рынка аренды в преддверии и в начале учебного года. Ситуацию осложняет и недобросовестность некоторых арендодателей, которые пользуются повышенным спросом и наживаются на студентах, предлагая жилье в плачевном состоянии по завышенной стоимости.
«В общежитии вообще не планировала жить, – рассказывает студентка ИвГУ. – Договорилась с арендодателями за 10 тысяч рублей в месяц. Квартира на улице Ермака. Откровенно говоря, просто убитая и грязная. Но в сентябре стоимость неожиданно выросла до 20». Платить такие деньги за «халупу» студентка не решилась. «Нашла другой вариант, правда далеко, – продолжает она. – На ту же квартиру очень скоро нашлись желающие».
Студенты бывают разные
История Татьяны Смирновой, ивановки, ныне живущей в Санкт-Петербурге, – яркий пример того, что поиск идеального арендатора может обернуться настоящим кошмаром. Изначально приятные и пунктуальные в оплате молодые люди, снявшие ее студию в Новой Ильинке, оказались «волками в овечьей шкуре». Отсутствие возможности регулярных проверок обернулось катастрофой: после отъезда квартирантов Татьяна обнаружила разоренное жилище, где от прежней уютной обстановки не осталось и следа. Весь доход от аренды ушел на восстановление квартиры перед продажей, а пережитый стресс навсегда отбил у женщины желание связываться с арендаторами. Теперь, владея квартирой в Санкт-Петербурге, она предпочитает спокойствие и уверенность, которые дает проживание в собственном доме, без риска столкнуться с безответственностью чужих людей.
Льготы и приоритеты: кто в выигрыше?
В соответствии со ст. 39 закона «Об образовании», жилые помещения в общежитиях предоставляются нуждающимся студентам, обучающимся по очной форме. Однако критерии этой «нужды» определяются локальными нормативными актами учебного заведения, что часто приводит к субъективным решениям. Льготникам же (детям-сиротам, инвалидам I и II групп, детям Чернобыля и детям контрактников СВО) жилые помещения предоставляются в первоочередном порядке. Теоретически студент может оспорить в судебном порядке отказ учебного заведения предоставить жилье, но если фонд исчерпан, то требование удовлетворить не получится. Единственный вариант – самостоятельный поиск жилья «с продолжением активной коммуникации с приемной комиссией». По мере высвобождения мест студента могут заселить в общежитие.
Но стоит отметить, что большинство вузов честно сообщают, стоит ли рассчитывать на место в общежитии, а некоторые помогают тем, кому жилье не досталось. Также есть примеры, когда студенты объединяются по 2–3 человека и снимают вместе квартиру. При этом они не только не наносят ущерб арендодателю, но и иногда делают косметический ремонт.
Ситуация в Иванове: надежда на новый кампус
Иванове планируется строительство современного студенческого кампуса в рамках национального проекта «Наука и университеты». Площадкой выбрана территория бывшей фабрики БИМ. Анонсируются общежития ведущих вузов города на 2,5 тысячи студентов, технопарк с современными лабораториями и коворкингом, образовательный центр с библиотекой и даже музей. Это дает надежду на то, что проблема нехватки студенческого жилья в городе будет решена. Правда, сроки, когда этот проект будет реализован, весьма туманны.
Правительство России также поддержало идею единых правил расселения студентов в общежитиях, что может способствовать более справедливому распределению мест.
Самые читаемые статьи

С понедельника начнётся отопительный сезон
Теплоноситель начнет подаваться одновременно в жилые дома и социальные объекты

Ах, белый теплоход
54 тысячи речных туристов

Всем спать
Кто и как лечит бессонницу

Большие деньги для большой трубы
70% городской канализации требует замены