Все вылезает на глаза
Тему для этой публикации подсказала читательница Светлана Сохова. Ее маленькой годовалой дочке нужно было срочно показаться к детскому глазному врачу. Но оказалось, попасть на прием даже в платную офтальмологическую клинику в ближайшие дни невозможно – запись примерно на месяц, а то и на два вперед. И так по всему городу. Почему же глазной доктор недоступен для малышей? И что делать, если он нужен срочно?
Малышей смотреть трудно
На наши вопросы ответила детский офтальмолог Ксения Саид:
– Врачей нашей специальности и так мало. Но многие к тому же не принимают детей до пяти, а то и до семи лет – очень трудно осматривать пациента, когда он не может ни говорить, ни пожаловаться. Чем старше ребенок, тем проще ему попасть на прием ко врачу. А тех окулистов, которые принимают именно малышей, в Иванове раз-два и обчелся.
Я принимаю всех, даже грудничков, приходится полагаться на свои умения, знания, особые приемы и опыт. Это важно, ведь в раннем возрасте выявляются многие врожденные патологии. Есть наследственные и ненаследственные заболевания, аномалии рефракции, близорукость, дальнозоркость, астигматизм. Или атрофии зрительного нерва, которые можно хотя бы частично улучшить, если начинать лечение с малого возраста, особенно до года в содружестве с врачами-неврологами.
– Как вы можете заставить трехмесячного малыша открыть глаза и вообще дать себя осмотреть?
– Чтобы посмотреть полностью весь глаз, расширяется зрачок (это же отверстие). Врач использует специальные линзы с высоким увеличением и дополнительное освещение. Все, что недоступно осмотру внутри глаза, то есть все, что находится за ним, можем увидеть с помощью УЗИ-аппарата. Офтальмолог увидит, есть ли необходимость очковой коррекции, нет ли врожденной катаракты и так далее. То есть в принципе все можно осмотреть, даже если ребенок не говорит.
Когда глаза на мокром месте
– Многие дети на осмотре плачут?
– Многие, конечно. И здесь важно уговорить малыша – это получается, если ему около двух лет. Если 10–12 месяцев, нужно просто отвлечь любыми игрушками, голосом родителей и так далее. Дети в возрасте 6–8 месяцев почти никогда на приеме не плачут и легко доступны осмотру. Вот поэтому мы и призываем до полугода, лучше в месяц планово осмотреть глазки на все возможные патологии. В том числе и на исключение врожденной онкопатологии.
– А как часто вообще встречается серьезная патология зрения у детей?
– К счастью, не так часто – думаю, не больше 5%. И это не значит, что я сразу выписываю очки. Важно предупредить родителей, что лечение понадобится в будущем, поэтому надо чаще показываться окулисту. Есть плановые осмотры: в месяц, в год, в три года и в шесть лет, а далее ежегодно. Но деток с проблемами мы можем приглашать раз в полгода для оценки роста глаза, посмотреть, есть ли изменения, и при наличии отрицательной динамики уже назначаем лечение.
Прорваться на прием любой ценой
– Но ведь мы и говорим, что к врачу попасть трудно.
– Важно все делать вовремя: если ребенок с патологией придет на очередной прием не через полгода-год, а уже перед школой, может быть проблема сложнее. Очками не обойдется и понадобится хирургическое вмешательство. Много сейчас обращается детей с ранее не выявленной патологией – примерно два-три ребенка в месяц, и это только у меня на приеме.
Я уверена, что родителям нужно обязательно приводить ребенка на осмотр. При желании это получится, тем более в поликлиниках у специалистов выделяются отдельные дни для обхода всех врачей в один день – так называемая «Ромашка». Я сама несколько лет работала в 7-й детской поликлинике. К примеру, у меня было записано 25−28 человек, а принимала я 50−70. Без медсестры и даже будучи беременной, находясь почти в декрете. Не отказывала, если родители обращались. Как можно, когда у ребенка экстренная патология, например травма глаза или красный глаз?
Всегда говорю: если что-то случилось ночью или в воскресенье – не тяните, езжайте в областную больницу или к дежурному педиатру в свою поликлинику. Нельзя оставлять на потом. А ведь многие стесняются или боятся беспокоить приемное отделение, терпят, записывают ребенка на неделю-две вперед в поликлинику. А если это воспалительное заболевание, оно может дать осложнения – безусловно лечить будет труднее.
Конечно, человеческий фактор в медицине имеет значение. Но запускать проблему нельзя, настаивайте и добивайтесь приема – ради здоровых глаз вашего ребенка.
Плохая парта – плохое зрение
– Невооруженным глазом становится заметно, как катастрофически снижается зрение школьников. Все из-за телефонов и компьютеров или не только?
– Да, офтальмологам проблема особенно видна. Зрение снижается из-за гаджетов прежде всего. Я всегда дотошно спрашиваю о количестве времени, проведенном в телефоне. Могу сказать, что примерно у половины школьников, которые не выпускают его из рук, зрение существенно снижено. То есть это приобретенная патология. Но вы правы, причина – не только телефон. Это и стресс, и недосып, и очень большая загруженность детей, в том числе и вне школы. А еще зрение падает из-за нарушения осанки, неправильной школьной мебели – многие жалуются на низкие парты, высокие стулья.
Но ведь все это можно скорректировать. Ортопеды, выявляя связь «плохая осанка – плохое зрение», назначают зарядку, гимнастику. Но нынешние школьники недолюбливают физкультуру и на переменах почти не двигаются, уткнувшись в телефоны.
– Действительно ли на зрение ребенка могут повлиять другие болезни?
– Толстой писал: «Глаза – зеркало души». Мы, окулисты, понимаем это по-своему: зеркало здоровья человека. Даже если у пациента патология кишечника, желудка, уха и так далее – каким-то образом когда-нибудь это скажется на глазах. Хотя, казалось бы, какая тут связь?
Особенно патология щитовидной железы, суставов и, конечно, сахарный диабет отражаются на зрении. Многие, наверное, знают, что при обследовании, к примеру, желудочно-кишечного тракта или сердечно-сосудистого состояния на всякий случай направляют к окулисту. Не зря в народе говорится: проблема вылезает на глаза.
Спасти глаз – не прихоть
– Что бы вы посоветовали родителям, исходя их вашего опыта?
– Первое, никогда не отказываться от осмотра ребенка на широкий зрачок. Представьте, есть такие мамы, которые лучше врачей все знают. Начитаются чего-то в интернете и в поликлиниках не дают согласие смотреть ребенка, расширяя зрачок. То им кажется, что это лишнее внедрение в организм, то ссылаются на какие-то религиозные убеждения. Причем капли расширяют зрачок на три, максимум шесть часов, то есть кратковременно. Но некоторые родители принципиально настаивают, чтобы ничего ребенку не капали. А что тогда доктор сможет увидеть в глазу? От расширения зрачка отказываться нельзя.
Второе – показываться окулисту нужно ежегодно, хотя согласно требованиям Минздрава до шести лет такого требования нет.
И третье, самое важное: не бойтесь подойти к доктору в поликлинике, даже если вы не записаны, если какая-то неотложная проблема у ребенка. Например, непроходящее слезотечение или невозможно открыть глаз – это значит патология экстренная. Нужно срочно спасать глаз!
Самые читаемые статьи
Повара покорили Гатчину
Ивановские операторы питания вошли в число лауреатов всероссийского конкурса
Как заработать на футболках
Ткань – турецкая, пошив – ивановский
«Грани» хрупкой красоты
Где в Иванове можно научиться ювелирному искусству?
Они не гуляют сами по себе, но знают себе цену
Особенные кошки соберутся в Иванове