Поздравления со 100-летием сегодня принимают сразу две жительницы Иванова
Глава города подчеркнул, что служба в органах внутренних дел – престижная, почетная и по-настоящему благородная
Специалисты ивановского Центр реабилитации диких животных и птиц «Легенда» рассказали "Вконтакте" про слепую медведицу Машу и её медвежонка Мишельку
«Сырные», «морские», «хлебные» – оказывается, бывают и такие… шахматы

А еще «викинги», «богатыри», «египтяне» и «рыцари». Увидеть необычную коллекцию можно в центральной городской детской библиотеке (ул. Шубиных, 16б). Именно там открылась выставка коллекционера Петра Березина. В экспозиции представлены редкие и ценные шахматные фигуры, доски, книги и аксессуары, собранные за многие годы. 

Петр Березин рассказывает, что в детстве много ездил по стране с родителями, потом, повзрослев, путешествия продолжил. Везде старался найти музеи, интересные места и людей. Видимо, отсюда вырос и интерес к шахматам. 

География черных и белых 

– В шахматы я играю с детства (папа научил). И хотя игра мне нравится, я не фанат и не спортсмен. Скорее, собираю шахматы как произведения искусства. Мне, как и всем, нравятся красивые вещи. И необычные, – рассказывает Петр Березин. – Коллекцию возникла просто из интереса, но быстро понял, что это дело непростое. Экспонаты обычно ищу по комиссионкам, сайтам продаж. Мне часто везло на хороших людей, благодаря которым удалось создать удивительную коллекцию. Правда, разбираться в тонкостях стал далеко не сразу. Это я сейчас с ходу, даже по фото, могу определить, из какого материала сделаны шахматы, в каком году и прочее. 

– Шахматы в вашей коллекции не только из дерева? 

– Да, материалы самые разные: дерево, гипс, стекло, полистоун (искусственный камень), пластик, пластмасса, металл (раскрашенное олово и классическая пара – бронза-латунь). Есть керамические коллекции (фарфор, фаянс, обожженная и обычная глина) и даже хлебные. Интересная ниша – фоамиран (декоративный пенистый материал). Есть шахматы, например, связанные из шерсти. Делают шахматы и на 3D-принтере, но я не люблю его. Если честно, это самая настоящая «шляпа» – видны все слои производства, никакой ценности такие фигуры не представляют. 

– Есть у вас «иностранцы» – шахматы из-за границы? 

– Есть шахматы перуанские, мексиканские, из Австралии и Африки. А одни шахматы добирались до меня почти два месяца, пересекли пять границ – они из США. Набор, правда, неполный. Что касается России, то тут география тоже внушительная: Калининград, Барнаул, Камчатка, Владивосток… Всех городов и не перечислишь. 

Что общего у комиксов, кока-колы, «Камасутры» 

– Какой набор в коллекции наиболее ценный для вас?

– Один из самых любимых – «Эльфы против гоблинов». Это ручная работа с ювелирной деталировкой и прорисовкой. Здесь интересна и сама доска в виде замка с подсветкой. Я хотел бы и для других коллекций создать такие необычные доски – с морем, водой, фонтанчиком даже. 

– Можно ли когда-то поставить точку в собирании?

– Коллекция всегда в движении. Например, планирую распродать ее часть – то, из чего уже вырос. Во-первых, есть проблемы с хранением, а во-вторых (и это самое главное) – часть коллекции не представляет художественной ценности. И конечно, мечтаю пополнить коллекцию новыми экспонатами. Жалею, например, что не купил набор «Кока-кола». Редко, но его можно встретить. Еще хотелось бы найти наборы «Греческая мифология», «Гимнастки», «Камасутра», «Железнодорожники» (он металлический, выпускался в 1930–40-е). Много наборов из фарфора, например «Звери Севера против зверей Юга». Они очень дорогие – одна фигурка стоит около двадцати тысяч рублей. Таких наборов в мире осталось не больше десяти, в продаже встречаются раз в двадцать лет. Полный комплект обойдется в десятки миллионов. 

Но основная моя мечта – это редкий американский набор с героями комиксов – «ДС-комикс»: там и Алая Ведьма, и Мистик… Тридцать две уникальные фигуры по 10–13 см в высоту. Очень дорогой и, главное, редкий набор. 

– Трудно ли хранить шахматные сокровища?

– Чтобы выставить коллекции, нужно соблюсти определенные условия. «Временные» выставки для этого не всегда подходят. Нужен музей шахмат. В России их всего два. Обсуждается, что еще один откроется в Нижегородской или Ярославской области, но мне хотелось бы, чтобы это произошло в нашем регионе. 

Дело в том, что для шахмат, как и для книг, нужны определенные условия хранения – температура, влажность, вентиляция. У меня, к сожалению, таких условий нет, музеи в этом плане на сотрудничество не идут, видимо, им это не интересно. Многое из коллекции, увы, все-таки придется распродавать и по этой причине. Но не хотелось бы. 

Музей шахмат мог стать жемчужиной нашей области. Знаю некоторых людей, которые согласились бы выставить свои уникальные наборы – «Драконы», «Рыбы против акул», «Битва Александра Невского (Чудское побоище)», «Сталин против Гитлера»… Но люди не повезут редкие наборы просто так. Должна быть гарантия сохранности. 

Знаете, кто-то говорит: «Я собираю шахматы», но, я считаю, это сами шахматы собираются в местах, где их уважают и выставляют, в том числе и у меня.


Выставка Петра Березина работает в Центральной городской детской библиотеке с 9:30 до 19:00, выходной день – воскресенье. Кроме самих наборов, представлены книги, содержащие интересные факты из истории шахмат и материалы о развитии шахматной культуры. Как отмечают сотрудники библиотеки, «выставка помогает лучше понять историю, искусство игры».

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Спортивный разговор руками 

В Иванове прошло первенство страны по го

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам