Схема на полмиллиарда раскрыта
Представьте стопку бумаг высотой в два с лишним метра. Это 150 томов уголовного дела. В них – история о том, как группа предпринимателей и коррумпированных чиновников за полтора года вывела из-под контроля государства 574 миллиона рублей.
Деньги текли рекой через сотни фиктивных фирм, оседая на счетах, превращаясь в элитные квартиры (в том числе и в Москве) и дорогие иномарки. Казалось бы, идеальная, невидимая для закона схема. Но у нее нашлась своя «ахиллесова пята» – дотошность следователя. О громком деле, которое стало одним из главных в ее карьере, рассказала следователь по особо важным делам следственного отдела Следственного комитета по Ивановской области Ольга Одегова.
Конспирировались зря
За официальной формулировкой «организация преступного сообщества и незаконная банковская деятельность» скрывается хорошо продуманный бизнес по обналичиванию денег.
«Были организации-«клиенты», которые хотели вывести крупные суммы, минуя налоги и контроль. Они перечисляли деньги на счета подставных фирм и индивидуальных предпринимателей (их в деле больше двухсот). А те уже обналичивали средства, оставляя себе комиссию», – поясняет Ольга Одегова.
С января 2022-го по август 2023 года через эту «прачечную» прошло более 574 миллионов рублей, доход самих участников схемы составил свыше 57 миллионов. Не обошлось в этой преступной цепочке и без государственных служащих. Среди них сотрудники областного управления налоговой службы. За определенную сумму, которая достигала сотни тысяч рублей, они «сливали» конфиденциальную информацию о проверяемых фирмах, помогая преступникам оставаться в тени.
«Конспирировались они максимально, – говорит следователь. – Ведение фиктивных фирм было поставлено так, что с ходу и не поймешь: настоящая компания или пустышка. Но идеальных преступлений не бывает».
Пять тысяч листов обвинения
Путь к этому делу начался, конечно, не в кабинете следователя, а в оперативных подразделениях. Первоначальные данные, которые позволили выйти на схему, предоставили сотрудники ФСБ России по Ивановской области. В ходе следствия, благодаря досудебным соглашениям о сотрудничестве, вышли на всех обвиняемых. Шесть из восемнадцати пошли на сделку со следствием.
Чтобы доказать вину, нужно было буквально перелопатить гору данных и познакомиться с тем, как устроено банковское дело, налоговая система, мир электронных денег. Наверное, по окончании дела Ольга Одегова могла бы уже стать грамотным финансистом. На эту ремарку девушка только улыбается: «Да уж, пришлось погрузиться в смежные профессии: изучать движение средств более чем по 2400 банковским счетам. Мы запрашивали информацию из более чем 50 банков. Каждая операция, каждый платеж должен был быть учтен, проанализирован и встроен в общую картину.
Целую неделю я провела, осваивая внутренние системы налоговых органов, чтобы понять, какие данные и в каком объеме могли быть незаконно получены чиновниками. Были назначены сложные бухгалтерские экспертизы. Одна из них в уголовном деле заняла 1250 листов, а само обвинительное заключение – 5,6 тысячи листов».
Причастность к совершенному преступлению всех фигурантов дела доказана, дело передано в суд. Все имущество обвиняемых, купленное на доходы от схемы – квартиры, земельные участки, дорогие автомобили, – арестовано. Сумма обеспечительных мер превысила 164 миллиона рублей. Это значит, что даже если суд назначит гигантский штраф, государство получит его.
Портрет преступного сообщества
И все же, кто эти люди, решившие заработать на обналичке? «Универсального портрета нет, – поясняет следователь Одегова. – Но все они были профессионалами в своем деле и ранее имели опыт предпринимательской или бухгалтерской деятельности. У организатора был свой бизнес. Кто-то разбирался в самой системе НДС и помогал уходить от налогов, у кого-то были навыки ведения счетов. Все были подобраны с учетом своих компетенций, чтобы сообщество работало как часы».
Организатору схемы грозит по статье 210 УК РФ («Создание преступного сообщества») – от 12 до 20 лет лишения свободы, участникам – от 7 до 10 лет. Плюс огромные штрафы – до 5 миллионов рублей. Дополнительная статья за незаконную банковскую деятельность предусматривает до 7 лет тюрьмы.
«Конечно, окончательный срок определит суд, – говорит следователь. – Но мы уверены в доказательной базе на сто процентов. Вина подтверждена не только оперативными данными, но и показаниями самих обвиняемых, заключениями экспертиз, протоколами обысков».
Пришлось освоить другие профессии
По меркам следственных органов, сама Ольга Одегова – достаточно молодой специалист, на службе она немногим более десяти лет. Начинала следователем в МВД, где расследовала дела о мошенничествах, а дела, которые относятся к категории «особо важные», стала получать уже в Следственном комитете.
«Когда занималась этим делом, рабочий день вообще не регламентирован был: порой с семи утра и до девяти вечера. Дома меня, к счастью, понимают: надо значит надо, такая работа. К тому же я люблю спорт, и даже при таком графике все равно находила время и возможность позаниматься. Это помогает в работе. Не зря говорится: в здоровом теле здоровый дух», – признается Ольга.
Конечно, дело раскрыто благодаря слаженной работе всех органов – федеральной службы безопасности и следственного комитета. Но роль самой следовательницы нельзя недооценивать. Именно она кропотливо, по крупицам, восстанавливала картину преступления и всю схему незаконного движения денег. Именно она в хаосе финансовых махинаций увидела эту цепочку и раскрутила ее до конца.
В 2025 году в прокуратуру области под грифом «особо важное» было направлено семь уголовных дел. Среди них, кстати, было еще одно, которое вела Ольга Одегова. Оно касалось нелегального пребывания иностранцев в России на территории региона – в рамках этого дела возбуждено 16 уголовных производств, в том числе о получении взяток должностным лицом. К ответственности привлекли шестерых человек, включая сотрудников миграционных служб и МВД.
Следствие выяснило, что с января 2023-го по март 2024 года эти лица организовывали нелегальное пребывание в стране иностранных граждан, оказывая им платные услуги по оформлению документов и патентов.
Самые читаемые статьи
Память – в музеях и учениках
Не стало Леоноры Горбуновой
«Пока мы помним — герои живы»
Ивановцы почтили память защитников и жителей блокадного Ленинграда
Ивановские склоны
Горнолыжники и сноубордисты равнинного региона
Услышать мир
В Ивановской области около 400 детей с нарушениями слуха