Когда гибкость – главное качество

Лучшими мастерами лозоплетения в нашей стране издревле считались выходцы из Верхнего Поволжья. В том числе, жители Костромы и нашей Кинешмы. К слову, недалеко от нее находится село Шилекша, в котором до сих пор живы традиции этого удивительного ремесла. Их бережно хранит Вячеслав Жулин.
Увидеться с ним можно в местном доме ремесел. Но иногда уроки лозоплетения он дает и в Иванове. Мы познакомились с ним на «Неделе домов ремесел» в областном координационно-методическом центре культуры и творчества. Здесь же ежегодно устраивают выставку-конкурс «Мастер - золотые руки». На нее из Шилекши привезли плетеную мебель нашего умельца. Начинал он, конечно, не со столов и стульев, а с простых корзинок. Правда, во времена его детства с ними ходили не в лес по грибы да ягоды, а на речку. И называли эти корзины совсем иначе.
Такой «мордой» только рыбу ловить
- «Вершей» или «мордой» называли специальную корзину, сплетенную из ивовых прутьев, служившую ловушкой, - объясняет нам Вячеслав Жулин. - Когда рыба идет на нерест, большая квадратная корзина, сплетенная так, что рыба заплывала в нее и оставалась внутри, просто незаменима.
Делали такие устройства из экономических соображений. Все потому, что сети вязались вручную и стоили весьма дорого, а умельцев, способных сплести из прутьев хоть корзину, хоть «морду», хватало в любой деревне. Шилекша не была исключением. Кстати, ничего удивительного в том, что населенные пункты на Волге становились центрами лозоплетения, нет. Это ремесло всегда тяготело к водоемам, рекам или просто болотистым местностям, ведь основные материалы для плетения - это ива, рогоз, камыш, тростник.
Ремесло по наследству
Наш мастер работает с ивой. Каждая ее разновидность имеет свои особенности, и Вячеслав Жулин хорошо это знает. Ремесло передалось ему по наследству, но мастером он стал не сразу. «Морды» давно перестали плести, потому что в реке стало мало рыбы. А вспомнил о лозе житель Шилекши в девяностые годы прошлого века, когда народное ремесло стало хорошим приработком. Прежде наш герой работал механизатором.
- Начинал плести корзины с зеленого прута, - рассказал он.
Потом работал и с белым прутом, который нужно сорвать, когда еще идет сок, и приготовить специальным способом. Пучок из пятнадцати или двадцати прутиков Вячеслав Владимирович варит два часа в кипятке, а потом сушит. Зимой подмораживает. Хранить сырье нужно в таком помещении, где и не слишком сухо и не слишком влажно. Перед плетением прутики нужно смочить. Они снова станут гибкими, а это главное качество в лозоплетении. Конечно, мастеру нужно терпение. Это понимаешь, когда сам берешь в руки лозу и начинаешь делать самый простой элемент - донышко будущей корзины. «Солнышко», как говорят второклассники из тридцать седьмой школы областного центра, которые пришли на мастер-класс.
Урок для Данилы
- Вот вам наш Данила-мастер, - говорит учитель и сажает за стол к мастеру из Шилекши любопытного ученика. Мальчишка делает крестовину из нескольких прутиков. Потом разгибает их лучами и начинает огибать каждый более тонкими прутиками.
- Данила, вставляешь прутики в расщепу и перехлестываешь. Потом начинаешь разводить... – направляет ученика Вячеслав Жулин.
Если взять два прута, получится «солнышко». Сделать его несложно. Если и не получится корзина, этот элемент можно использовать как декоративный, повесив на стену. Малышам, пришедшим на урок, этого вполне достаточно. Чтобы научиться чему-то большему, нужно больше времени и сил. Если не торопиться и запастись терпением, мастер научит делать ажур из прутиков. Там, где дырочки у корзины, лоза используется посветлее. При самом простом плетении отдельные прутья вплетают между каждой стойкой в виде непрерывной ленты, наращивая один ряд на другой. В сомкнутых фигурах наращивание ведется кругообразно в одном направлении - слева направо; в несомкнутых, доплетая рядок с одной стороны к другой, вокруг крайней стойки делают поворот, огибают ее и плетут в обратную сторону. При окончании плетения первым прутом новый прут присоединяют к нему тем же концом, каким окончено плетение первым прутом. Простое плетение часто выполняют двойными и тройными прутами. Плетут слева направо. При этом прут проходит слева вверх направо в виде винтовой дорожки, поэтому такой вид плетения называют еще винтообразным.
ГАРНИТУР ДЛЯ ФАРАОНАСтолик Вячеслава Жулина, сплетенный из лозы, прекрасно вписался в пространство выставки «Мастер – золотые руки». Такая мебель сейчас популярна. Впрочем, модной она стала еще в глубокой древности. В гробнице Тутанхамона обнаружили два отлично сохранившихся плетеных стула. Можно вспомнить и Библию, в которой написано, что дочь фараона находит младенца Моисея, плывущего по Нилу в плетеной корзине из тростника. Вероятно, из Египта это ремесло перекочевало на Ближний Восток, а затем в Древний Рим и далее в Европу. Утварь из лозы и корней деревьев вовсю использовалась в Древнем Риме - и в домах простолюдинов, и во дворцах патрициев. Из виноградной лозы восставшие гладиаторы армии Спартака делали легкие и прочные боевые щиты. А на полотнах художников эпохи Возрождения изображены различные плетеные изделия. На изящную мебель, корзины, другие предметы домашнего обихода, выполненные из окоренной лозы, окрашенные красителями, а иногда покрытые позолотой, появился такой спрос, что во Франции в провинции Шампань для посадки ивы раскорчевывались даже виноградники.
Самые читаемые статьи

Биография к портретам
К 80-летию Победы в художественном музее открылась выставка «Мужицкая ноша»

Иваново: рост, города
Президент Владимир Путин обсудил с губернатором Станиславом Воскресенским экономический рост и развитие малых городов Ивановской области

Архитектурный вызов
Иваново поборется за звание города с самой интересной архитектурой