Хороша ли «диета без соли»?

Чуть подморозит, и мы семеним мелкими шажками, стараясь не упасть на скользких улицах, ругаемся, на чем свет стоит, что тротуары ничем не посыпаны. Посыпают. Но вот смена температуры - и мы «месим» песок со снегом и пытаемся увернуться от автомобилей, из-под колес которых летят грязные брызги. И снова ругаемся, что грязь, сырость и испорченная обувь.
И ведь не знаешь, что лучше - пытаться удержать равновесие на девственно чистом льду или твердо ступать, но по песко-соляным «дорожкам».
Было время…
В разные годы с обледенением на дорогах боролись разными способами. В 1930-1990-х, например, на дорогах безраздельно господствовала песко-соляная смесь. С 1995 года по 2002-й - время победы технической соли (поскольку песок делает город грязнее, его было решено исключить из песко-соляной смеси, оставив только соль). Однако от чистой технической соли разводов на обуви стало больше, почва засолялась быстрее, да и механизмы машин изнашивались скорее.
Так что затем примерно на четыре года лидерские позиции занял хлористый магний. К сожалению, на окружающую среду он так же, как и обычная техническая соль, влияет не очень хорошо. 2007-2011 годы - время реагентов с хлористым кальцием в своей основе в жидком и твердом состоянии. Четыре же года назад в России начали использовать комбинированные реагенты, а также фракционные материалы.
Три состояния
В борьбе со льдом используются разные виды реагентов – твердые, жидкие и гранулированные. Твердые реагенты подходят практически для любых погодных условий и температур. А вот жидкие можно использовать исключительно для сухой погоды, причем температура воздуха должна быть не менее минус 5°С. Как отмечают специалисты, жидкие реагенты используют при обработке дорожного полотна в качестве профилактического средства - если жидкой смесью обработать уже обледеневший асфальт, колеса автомобилей будут скользить больше. Действовать же он начнет только через какое-то время.
Но каков бы ни был реагент, он должен быть сертифицирован, иметь паспорт безопасности, быть безвредным для экологии и здоровья и, конечно, соответствовать определенным требованиям: быстро плавить снежно-ледяные отложения, не повышать скользкость дорожного покрытия до опасных значений, не оказывать вредного воздействия на дорожные покрытия, не угнетать зеленые насаждения, изготавливаться на основе безопасных экологических технологий и др.
Однако, как известно, многое зависит от концентрации. Как говорят, любое лекарство в больших количествах может превратиться в яд. Так же и тут – важно четко следить за тем, какова концентрация реагента на определенной территории. В лаборатории содержания автомобильных дорог РосдорНИИ было исследовано более 15 веществ, входящих в состав реагентов, и оказалось, что практически все они в той или иной степени могут оказывать негативное воздействие не только на окружающую среду, но и на организм человека. К сожалению, одна из основных проблем состоит в том, что реагенты часто используются без соблюдения гигиенических норм и необходимых технических условий. Кроме того, зачастую не учитывается и то, где эти реагенты распространяют. А ведь, например, ацетаты допустимо применять только на хорошо проветриваемых территориях и на возвышенностях, другие реагенты - только на аэродромах, третьи - на улицах города.
От песка до крошки
До сих пор наиболее популярным реагентом в России все-таки остается смесь песка и соли. Чем ниже температура и чем больше слой льда, тем выше должен быть процент содержания соли в песчано-солевой смеси. Ее обычно готовят, смешивая в пропорции от 30/70 до 50/50. К плюсам этого реагента можно отнести низкую цену и простоту использования. Правда, от данной смеси сильно портятся обувь и детали автомобилей. Кроме того, по мнению специалистов, песок забивает ливневую канализацию.
Техническая соль - наиболее дешевая среди химикатов. По сути, это обычная поваренная соль (NaCl) для промышленного потребления, но более грубого помола и с какими-нибудь примесями. В природе соль встречается в виде минерала – каменной соли. Добывают ее в Белоруссии, Украине и Средней Азии. Она очень быстро растапливает лед, но так же легко разъедает автомобильное «железо» и колеса, обувь пешеходов.
Бьют тревогу и экологи, поэтому неудивительно, что Москва давно отказалась от этого реагента. За многие десятилетия применения соли в столице (за зиму - до 50 тысяч тонн) погибло большое количество зеленых насаждений – по 250 тысяч деревьев ежегодно. Кроме того, соль стала настоящей бедой для городских коммуникаций, которые она разъедала нещадно. Например, в 1997 году в столице прекращалось движение троллейбусов на многих маршрутах, причиной чему стал выход из строя изоляторов на контактных сетях электропроводки.
Кстати, специалисты подсчитали: к концу ХХ века на улицы и дороги мегаполисов России высыпали 450 тыс. тонн песка и соли.
Бишофит (хлорид магния, к которому примешиваются йод, бром, железо, кремний, цинк и еще около 70 элементов) по принципу действия аналогичен технической соли, но менее вреден для окружающей среды из-за своего состава. Реагент быстро впитывает влагу, однако имеет коррозионные свойства.
Экологически безопасный реагент – это хлористый кальций. Преимущества: быстрое и глубокое проникновение в лед, а следовательно, высокая скорость «плавления» и даже удобрение почвы. Реагент эффективен даже при очень низких температурах (до 35°С мороза), и при этом он не разрушает покрытия дорожного полотна.
Смесь соли с мраморной крошкой – тоже экологически чистый материал, воздействует на лед исключительно как противоскользящее средство. Если правильно применять и убирать потом эту смесь, то использовать ее можно многократно. Так же можно поступать и с гранитным щебнем (размер зерен (фракции) - 2-5 мм). Среди плюсов и то, что он устойчив к морозам, достаточно прочен, в нем нет химически вредных и загрязняющих компонентов.
Раствор хлористого кальция модифицированного имеет низкие нормы расхода (по сравнению с солью технической - на 30-40 %), эффективен при сильных морозах (до -35єС), не позволяет образовываться гололеду и снежно-ледяным накатам. Кроме того, как показали лабораторные исследования, эти реагенты не только расплавляют лед, но и улучшают состояние почвы. Кальций замещает натрий, который накопился в почве за время использования технической соли и таким образом даже удобряет ее. Правда, при этом он имеет достаточно короткий срок действия (до трех часов), так что обрабатывать им полотно приходится несколько раз в сутки.
К сожалению, этот реагент имеет и ряд других минусов - вызывает у человека сильную аллергию, опасен для животных, портит обувь и железное покрытие автомобилей.
«Город мы разморозим»
Что касается нашего города, то, как нам рассказали специалисты СМП, улицы областного центра традиционно обрабатываются песко-соляной смесью, которую закупают заранее.
- На данный момент песко-соляная смесь запасена в количестве 32 тысяч тонн, также заготовлено две тонны смеси с повышенным (до 50%) содержанием соли, - отметил начальник колонны механизированной уборки Роман Комаров. - Она предназначена для так называемых особых случаев. Бывает, что замерзают путепроводы, мосты, спуски, подъемы, там она и будет использоваться. Так что ивановцы могут быть спокойны: город мы разморозим.
А вот в Санкт-Петербурге в этом году вовсе решили отказаться от применения реагентов. Снег с дорог и тротуаров города, в отличие от предыдущих лет, выметается и вывозится, а смесью песка и соли посыпают только опасные скользкие участки. Благодаря этому решению на петербургских улицах меньше грязи, не страдает обувь и не заболевают животные. В комитет по благоустройству Санкт-Петербурга даже поступают благодарности жителей за «чистый белый город», «скрипящий, а не хлюпающий под ногами снег» и «возможность возить детей по улицам на санках».
Может быть, таким опытом воспользуются и в столице, и в других городах. И вообще это, наверное, один из тех редких случаев, когда власти не критикуют, а хвалят – петербуржцам понравилась «диета без соли».
А знаете ли вы, что…
В Ярославской области уже несколько лет дороги поливают минеральной водой, которую добывают из скважины (она расположена на территории региона). Вода эта для употребления в пищу непригодна, содержание солей в ней слишком высокое. А вот для борьбы со льдом самое то - воду закачивают в поливальные машины прямо из скважины без каких-либо примесей или химии.
В Белоруссии разработали специальный реагент на основе мелассы (это патока, которая остается после производства сахара). Вещество не разрушает дорожного покрытия, не подвергает металл коррозии и является экологически безопасным. А в Швеции тоже любят сахар – там дороги посыпают специальной дорожной солью, смешанной именно с сахаром. Подобная смесь дольше лежит на дорогах (при этом они быстрее высыхают), замедляет ржавление деталей автомобиля.
Пример экономного и «хозяйского» отношения показывают в Финляндии. Там ежегодно улицы посыпают крошкой, которую весной собирают при помощи специальной техники, моют, а следующей зимой используют снова.
В Норвегии же под автомагистралями и тротуарами прокладывают теплотрассы - это не позволяет снегу и льду задерживаться.
Самые читаемые статьи

Честный ли знак?
Что усложняет жизнь ивановским текстильщикам

Каждый десятый текстильщик – ивановец
В отрасли занято почти 27 тысяч жителей региона

Мое текстильное прошлое
День текстильщика мы с подругами-одноклассницами тоже отмечаем

От легионеллы в кондиционере до клещевого энцефалита в Сибири
Инфекции и паразиты, поджидающие в отпуске