Плавь Калерии Кукулиевой
В ряду корифеев палехской лаковой миниатюры особое место по целому ряду причин занимает Калерия Васильевна КУКУЛИЕВА, которая 30 августа отметит свой юбилейный день рождения.
И по своей статусности (за почти вековую историю палехской миниатюры среди женщин - это второй народный художник России и третий - лауреат Госпремии), и по родовым корням (внучка одного из основателей артели древней живописи в Палехе Ивана Зубкова) Калерия Васильевна Кукулиева является уникальным художником-палешанкой. Ее творчество, бесспорно, составляет яркую страницу не только в династическом наследии Зубковых-Кукулиевых, но и народном искусстве Ивановской области и России.
Невзирая на то, что официально у Калерии Васильевны местом появления на свет записан город Иваново, она – плоть от плоти палешанка. Здесь в доме Зубковых, ныне отмеченном мемориальной доской, проходили ее детство и юность, отсюда она сделала уверенный шаг в свое будущее, став студенткой Палехского художественного училища. В этом доме родилась семья Кукулиевых: семейный и творческий союз Калерии Васильевны и Бориса Николаевича на зависть долголетний и очень плодотворный. И в представлении, как говорится, не нуждается.
…Давно не живут Кукулиевы в том мемориальном доме. Но гостеприимства, хлебосольства и радушия в их квартире-мастерской по улице Льва Толстого с годами только прибыло. На стенах комнат - дорогие сердцу хозяев работы. Глядя на них и слушая рассказ Калерии Васильевны и Бориса Николаевича, понимаешь: не только история семьи, но и конкретные этапы истории искусства Палеха представлены в домашней художественной галерее.
Вот - уменьшенная копия одного из панно Лакового кабинета Петра I, что находится в петергофском дворце Монплезир. Палехским мастерам в 50-е годы прошлого столетия всего лишь по трем испорченным живописным филенкам да одному обломку удалось воссоздать уникальный интерьер лакового кабинета, до неузнаваемости изуродованного фашистами в годы Великой Отечественной. А это ни много ни мало - 94 неповторимых произведения. В группу художников-реставраторов кабинета под руководством Н.М. Зиновьева вошла и Тамара Зубкова – мастер лаковой миниатюры с мировым именем, родная тетя, друг и наставник Калерии Васильевны. Сколько передумала горьких мыслей Тамара Ивановна в дни своей работы в Петергофе: ленинградская ветвь Зубковых (родная сестра отца Раиса Ивановна и двоюродная сестра Валентина Николаевна) пала от голода в страшном 1942-м. Поэтому вклад Тамары Ивановны в восстановление Петергофа – не только долг мастера, но и дань памяти о своих близких – жертвах 900-дневной блокадной травли.
Память о самой Т.И. Зубковой Кукулиевы свято чтут. Бережно хранит Калерия Васильевна ее архив. К 100-летию художницы, которое отмечалось в нынешнем феврале, Борис Николаевич написал замечательный портрет Т.И. Зубковой (он здесь же, в гостиной, на видном месте). Глядя на него, Калерия Васильевна с улыбкой говорит: «Я еще ходить как следует не умела, а тете уже говорили, что подрастает ей смена…».
Пророческими оказались слова тех людей. С 1958 года Калерия Кукулиева – профессиональный палехский художник. Почти 60 лет не прерывается ее блистательный творческий путь. Путь замечательного человека и творца, чье большое лирическое дарование позволяет говорить о Палехе как высокой школе искусства, где преемственность традиций и поколений являются основополагающими в сохранении и развитии промысла. «Калеря Васильевна Кукулиева никогда не была приверженцем иконописной пластики фигур, но техника ее письма ближе всего к старикам, - утверждает искусствовед и директор палехского музея Ольга Колесова. - Манере художницы присущи едва уловимые переходы, живописная мягкость и воздушность, то, что можно назвать почти забытым словом «плавь», а не подменившим его термином «лессировка»… Ближе к основоположникам у художницы и понимание многоклеймовой композиции - это не мозаика событий, а единство множественных проявлений главного образа или событий».
К своему юбилею Калерия Васильевна подошла, имея в творческом багаже целую плеяду авторских шедевров, объединенных именем-символом «Кукулиева». Ларцы «Каменный цветок» и «Одолень-трава», шкатулки «Русский лен», «Ундина», «Венок Дуная», декоративные тарелки и панно «Садко», «Снежная королева»… Эти и другие работы художницы обладают магическим воздействием, захватывая своей завершенностью, гармоничным единством формы и содержания, тончайшей цветовой гаммой. Лишь только раз взглянув на уникальный по своему внешнему виду ларчик «Каменный цветок», сразу веришь, что именно здесь, внутри его и находится чудо Бажова… А Светлана Заволокина, театральный режиссер, вдова знаменитого Геннадия Заволокина, рассматривая «Ундину», поражалась: «Как можно было изложить на папье-маше такое сложнейшее произведение, которое и осознать-то непросто. И насколько верно здесь выделены мизансцены (считай – клейма. – Авт.)».
Не оставляет равнодушным и недавняя работа Калерии Васильевны – ларец «А.С. Пушкин», таящий в себе глубокий философский смысл. Содержательной и художественной доминантой здесь является образ великого русского поэта, заключенный в болдинско-михайловскую беседку (а может, своеобразный киот?). Романтическая возвышенность и удивительная безвозрастность Пушкина точно и емко подчеркивают бессмертие и глубокий гуманистический смысл его поэзии и прозы. А ключевые фрагменты «Сказки о Царе Салтане», изображенные вокруг гения русской литературы, за счет органичного единства всех сред (земли, воды, неба), одновременного присутствия реального и фантастического отсылают нас к постулату о всеобъемлющем масштабе таланта Александра Сергеевича. И, как прежде, особая миссия в ларце принадлежит орнаментальному обрамлению. В Палехе ни для кого не секрет, что Калерия Васильевна – непревзойденный мастер орнамента. Ее узоры – не просто элемент декора. Они – неотъемлемая часть композиционного решения произведения. Тонкость, изысканность, красота, на первый взгляд кажущаяся простота, которую невозможно повторить, – все это дополнительно усиливает такие фундаментальные черты пушкинского дарования, как совершенство и доступность при одновременной уникальности. И что, важно заметить, орнамент ларца не только усиливает пушкинский слог, но и… соответствует ему. Думается, что это высшая ступень палехского ареопага – художник-мыслитель.
А еще одним подарком ко дню рождению К.В. Кукулиевой стал выход книги «Святые покровители земли русской», изданной в московском центре «Классика» по благословению святейшего патриарха Кирилла. Исключительную полиграфическую филигранность книги дополняют иллюстрации творческой группы «Палешане». Это неформальное объединение палехских художников-единомышленников 25 лет назад создал Борис Николаевич Кукулиев вместе с Калерией Васильевной. И вот, после «Евангелия» и «Библии» в красках Палеха, сказов П. Бажова и других работ читателю предстают жития 28 почитаемых русских святых, дополненные интересными работами С. Адеянова, В. Бушкова, Н. Кукулиева и старших Кукулиевых. Когда рассматриваешь работы, выполненные заслуженным художником России Николаем Кукулиевым - сыном Калерии Васильевны и Бориса Николаевича, – всплывают в памяти слова О.А. Колесовой о творчестве К.В. Кукулиевой, приведенные выше. Те же живописная мягкость и плавность, логичность и тонкость цветовых переходов, продуманность образного решения. Это значит, что неповторимая манера Ивана Зубкова, найденная им еще более 100 лет назад, жива и сейчас – в талантливой кисти его внучки и правнуков. Калерия Васильевна может быть по праву горда: дело, которому она верно служит всю свою жизнь, - в надежных руках. Это ли не главный юбилейный итог?!
С наступающим юбилеем Вас, дорогая Калерия Васильевна! Будьте здоровы и счастливы! Многая лета! Пусть Ваш дом и семью оберегает ангел-хранитель.
Сергей ЖЕМУЛИН,
заместитель директора
департамента культуры
и туризма Ивановской области