Как богемный ивановец оказался на молдавской марке?

В тридцатые годы в Иванове издавался журнал «Рабочий край». С ним сотрудничали лучшие художники и литераторы большой промышленной области. Практически в каждом номере публиковались стихи и очерки Дмитрия Николаевича Семёновского – уже тогда известного ивановского поэта. Но в 1935-м на страницах журналах стали появляться и рифмы Константина Семёновского. Поначалу это кажется опечаткой, ошибкой в имени, но при прочтении понимаешь, что это действительно другой автор.

Второму Семёновскому на момент рабкраевских публикаций было меньше двадцати лет. Темы и стиль соответствовали возрасту и эпохе. В духе советских баллад молодой человек пишет о девчонках «в косынках веселых», о своих ровесниках, решительно готовых к испытаниям века.

Константин Сергеевич Семёновский – это племянник Дмитрия Семёновского. Он родился в 1916 году в шуйском селе Дунилово. С 1930 года жил в Иванове, окончил среднюю школу, сотрудничал с газетой «Ленинец», журналом «Рабочий край». Дальнейшая биография поэта покрыта легендами и белыми пятнами. Скажу пока только то, что в 2003 году в Кишиневе вышла почтовая марка, посвященная Константину Семёновскому. На ней указаны и годы жизни: 1916–1979. Оказывается, ивановец прославился как один из самых талантливых поэтов советской Молдавии. (Интересно, что в Иванове об этом, кажется, никогда не писали. В документах и воспоминаниях, связанных с Дмитрием Семёновским, мне не встречалось имя его талантливого племянника.)

Молдавский Семёновский много издавался – при жизни вышли двенадцать сборников стихов (к сожалению, до ивановских библиотек не дошел ни один). Кишиневцам поэт запомнился еще и своим богемным образом жизни. Вот характерное воспоминание композитора Виталия Лоринова: «Семьи у Семёновского не было, как, впрочем, и своего угла тоже. Поэтому и спал он где придется. Зато знакомых была тьма, и в том числе гражданских жен, по преимуществу девиц. По этой же причине он и вел разгульный образ жизни, хотя ему было порядком лет, уже за пятьдесят. Детей, коих у него было бесчисленное множество, уверен, он даже и в лицо не знал.

Как-то, на очередной сессии Верховного Совета республики, по-моему, заместитель председателя Верховного Совета, докладывал, вернее, говорил о состоянии культуры в республике. И, как бы невзначай, упомянул и о моральном облике поэта Семёновского. Каким макаром там оказался Семёновский, не знает, наверное, никто. Но он вдруг вынырнул к докладчику, вскочил на сцену к президиуму и треснул докладчика по башке... Конфуз, скандал, переполох, и как вообще такое могло произойти... Конечно, Семёновского тут же забрали в милицию, инкриминировав ему мелкое хулиганство. <…> Дали 15 суток наказания. А пятнадцатисуточники, как известно, использовались на городских работах, то есть для уборки парков, скверов, улиц. Но в советское время авторитет поэта, да еще известного, был традиционно весьма высок. А потому его на все эти работы никто не гнал. А делать что-либо другое тоже никто не заставлял, и, таким образом, он сидел и писал стихи. Когда же срок «отсидки» кончился и Семёновскому предложили уйти, он не хотел, мотивируя тем, что ему здесь хорошо».

Про яркий – совсем не советский – образ жизни поэта вспоминают все его знакомые. Но каждый наделяет эту биографию разными, удивительными деталями. Одни пишут, что Семёновский прошел сталинские лагеря, другие о том, что в годы войны был разведчиком-нелегалом, третьи – что он работал фронтовым корреспондентом.

На архивном сайте «Подвиг народа» удалось найти только один документ о награждении Константина Сергеевича Семёновского в годы войны (он призывался из Иванова). В победном мае он получил медаль «За отвагу». В наградных говорится о ранении и о том, что с весны 1945 года Семёновский «переведен на должность начальника секретной части в управление Района авиационного базирования».

После войны бывший рабкраевец жил в Риге, затем переехал в Кишинев. В предисловии к «Избранному» Семёновского доверительно написано его товарищем: «Сказать: жизнь его трепала и мотала – будет верно лишь отчасти. Сам он не проявлял никакой приспособленности и охоты к личным благам. С точки зрения уравновешенного практического опыта нетрудно заключить: как «юноша безумный» не нажил себе ни кола, ни двора. Не умел и не умеет. <...> Жизнь сложилась как сложилась, но вот плоды ее: стихи, стихи, стихи...» Биография и творчество Константина Семёновского еще ждут своего исследователя. Публикуем небольшую подборку его стихотворений. Погиб поэт сорок лет назад от ножа случайного собутыльника.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Взрослые школьники: шанс наверстать упущенное

Мало кто знает, что в Иванове есть вечерняя школа

Песьяков бьет рекорды 

Вратарь провел 243-й матч в Премьер-лиге. Это рекорд среди лучших ивановских футболистов

«Вход обязательно во фраках» 

Ивановские пригласительные рубежа ХIХ–ХХ веков (продолжение)

За недопуск – штраф

Вступили в силу поправки в административный кодекс об ответственности за нарушение правил обслуживания и ремонта газового оборудования

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам