БАННЕР
стали участниками конкурса "Педагогический дебют"
Что происходит и что делать?
в Международный день защиты персональных данных
Иваново может лишиться очередной достопримечательности
К месту в парке имени Революции 1905 года будет организован дополнительный общественный транспорт
Екатерина Сергеева
Про старую и дурно пахнущую проблему

Перечисляя на своей пресс-конференции проблемы, которые так и не удалось решить за три года, глава города Владимир Шарыпов не упомянул самый, пожалуй, дурно пахнущий вопрос – о незаконном сливе жидких бытовых отходов (ЖБО). Те, кого касается эта тема, готовы пойти на многое, чтобы найти решение. Порой – вплоть до действий на грани закона.

И их вполне можно понять: когда неподалеку от твоего дома кто-нибудь регулярно опорожняет шестикубовую бочку с содержимым выгребных ям, это не добавляет радости. Зато отравить жизнь невыносимой вонью может легко. Если учесть, что значительная часть частного сектора города не подключена к централизованной канализации, то страшно даже представить ежемесячный объем жидких бытовых отходов. В большинстве случаев и фекалии, и хозяйственно-бытовые стоки сливаются куда попало. 

Амбре, засоры, подтопления

Содержимое выгребных ям, стоки из стиральных машин и кухонных раковин, из бань и душевых, стоки автомоек и подобных организаций – всё это называют общим словом «ЖБО». Эти отходы имеют IV класс опасности, однако вред здоровью людей и окружающей среде могут нанести немалый. Вонь, размножение насекомых и вредных бактерий, накопление газов – все эти «прелести» знакомы ивановцам, которым не посчастливилось жить рядом с точками нелегального слива ЖБО. 

Сфера деятельности ассенизаторов, которые предоставляют услуги по откачке жидких бытовых отходов, не регулируется практически ничем. Кроме рынка – то есть суммы, которую готовы заплатить жители частных домов за откачку. В Иванове стоимость услуги колеблется от 800 до 1200 рублей – в зависимости от объема машины. 

Ассенизатор должен слить жидкие отходы на специально оборудованной станции, где предусмотрена система очистки, позволяющая дробить твердые фракции ЖБО, отстаивать их и удалять вместе с песком. Только после этого стоки сливаются в канализационный коллектор. 

Оборудованная таким образом станция в Иванове одна – на ул. Парижской Коммуны, хотя специалисты не раз отмечали, что при таком количестве частных домов в Иванове их должно быть 6-7. Стоимость слива – около 17 рублей за кубометр, то есть за то, чтобы опорожнить машину, ассенизатор должен заплатить 60-100 и более рублей. 

Но многие водители предпочитают не заморачиваться и не ехать на станцию слива, скажем, из Авдотьина или с улицы Куконковых – зачем тратить топливо и время, если можно безнаказанно слить отходы куда угодно – хоть в первый попавшийся канализационный люк, хоть в ливневку, хоть под кустом или в овраг. В результате такой экономии, кроме вони, жители близлежащих многоквартирных домов рискуют получить засор коллектора и подтопление подвалов канализацией. Если стоки забивают ливневку, то мы получаем огромные лужи. Ну а про вред, который наносит слив фекалий или мыльной воды в овраги или водоемы, вряд ли надо кому-то объяснять.

Неуловимые Джо

Почему водители ассенизаторских машин спокойно продолжают загаживать город? Да потому что их практически невозможно наказать. Чисто теоретически за несанкционированный слив ЖБО предусмотрен штраф по статье 8.2 КоАП РФ – за «несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления». Но, во-первых, эти санкции относительно невелики: штраф для физического лица составляет 1-2 тысячи рублей. А во-вторых, чтобы его наложить, надо очень постараться и потратить немало времени и сил. Органы власти, которые могут возбуждать административные дела на ассенизаторов, похоже, не горят желанием заниматься этим вопросом. 

Ивановцы неоднократно жаловались, что даже если удается застать водителя ассенизаторской машины на месте правонарушения и снять на видео (при этом есть риск получить в лицо от этого водителя), дальше начинаются хождения по мукам. До недавнего времени оштрафовать нарушителей мог департамент природопользования и экологии, но сейчас этих полномочий у него нет. Нет таких полномочий и у муниципальных властей, так что остаются только две организации – Роспотребнадзор и Росприроднадзор. В последней конторе рассматривают только те материалы, которые касаются слива ЖБО в водоемы и на землю.

В любом случае от гражданина, который решит бороться с ассенизаторами-нарушителями, потребуют видеозапись (с датой и временем съемки), где будет четко виден номер машины и несанкционированный сброс жидких бытовых отходов. Были случаи, когда возмущенных горожан отфутболивали из-за того, что водитель на видео сливал не отходы, а просто воду – якобы нужно провести экспертизу, подтверждающую, что окружающей среде действительно нанесен ущерб. Нужны еще свидетельские показания, подтверждающие, что факт незаконного слива действительно был. 

Количество административных дел по несанкционированному сливу ЖБО за этот год составляет пару десятков – притом что только в Иванове ежедневно сливаются куда попало десятки кубометров отходов. И все чиновники разводят руками и закатывают глаза: мол, что мы можем поделать? Это водители у нас такие несознательные…

Сам не «ам» и другим не дам

В управлении муниципального контроля нам подтвердили, что систематически бороться с нарушителями в сфере ЖБО городские власти действительно не могут – нет полномочий. По словам заместителя начальника управления Алексея Верезуба, проблема заключается в том, что эти самые полномочия сейчас «размазаны» по нескольким организациям, в которых порой просто не хватает сотрудников чтобы систематически работать по таким заявлениям граждан.

Еще в прошлом году ивановская мэрия обращалась в областную думу с предложением передать на уровень муниципалитетов часть полномочий по работе с нарушителями. А заодно внести в областной закон «Об административных правонарушениях» статью, позволяющую штрафовать за несанкционированный слив чего-либо в подземные сооружения и на территории общего пользования. 

В других муниципалитетах, например, в Кинешме, где проблема слива ЖБО не менее остра, ивановскую мэрию поддержали. Но, по мнению областных законодателей, предлагаемые поправки дублируют статью 8.2 КоАП. Хотя в других регионах аналогичные статьи в региональном законодательстве есть и не вызывают вопросов даже у прокуратуры. Впрочем, в Ивановской области не в первый раз тормозятся законодательные инициативы, направленные на улучшение повседневной жизни граждан – достаточно вспомнить ситуацию с требованиями к содержанию домашних животных. 

Так что если вам никак не удается привлечь к ответу ассенизаторов – обращайтесь к депутатам областной думы с вопросом, почему они не хотят принять решения, которые бы позволяли навести порядок в городах региона. Интересно, что вам ответят.

***

Решение проблемы тормозит не только безнаказанность водителей-нарушителей, но и нехватка станций слива. Еще в мае 2017 года депутаты Ивгордумы освободили «Водоканал» от уплаты дивидендов в бюджет при условии, что на эти деньги к концу того же 2017-го будут построены две станции. На деле же «Водоканал» построил только одну с опозданием на год. Теперь же в планах предприятия, по нашей информации, строительства таких станций вообще нет.

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

Николай Голубев

Кое-что из архива ивановской ЧК-НКВД-КГБ- ФСБ

Вышла книга об истории органов госбезопасности

Наталья Мухина

«Живым бы доехал! Плевать на результат»

В парке Степанова прошла зимняя велогонка

Наталья Мухина

Две с половиной тонны «Рабочего края»

Буквы – в последнюю очередь 

Константин Соцков

Первоклассная забота

Стартует запись в первые классы