Эти – прямо милашки
Новый, 2020-й будет годом Крысы. Правда, наступит он по китайскому исчислению лишь в конце января, но сувенирные грызуны уже заполонили прилавки и активно раскупаются. Социологи задались целью выяснить, насколько россияне серьезно относятся к восточной традиции обозначать каждый новый год каким-то животным. Оказалось, что большинство – почти 87% опрошенных – считают китайский гороскоп не глубокой философией, а безобидным развлечением и не видят в этом ничего плохого. Ну и мы в редакции совсем несерьезно, просто отдавая дань традиции, решили выяснить, как живется в Иванове символу нового года – крысе. Но не какой-то помоечной, которых мало кто любит, а элитной – лабораторной.
Итак, место их постоянного проживания – виварий – помещение, предназначенное для содержания лабораторных животных. В Иванове их два – в медакадемии и в госуниверситете. Ученые сотрудничают и по необходимости обмениваются крысами. Несмотря на высокие технологии 21 века, животные для опытов по-прежнему очень востребованы. «Если мы хотим получить высококвалифицированных специалистов, – говорит заведующая кафедрой общей биологии и физиологии ИвГУ, доктор биологических наук Елена Борисова, – мы должны научить студентов работать с крысами. Не бояться брать их в руки, проводить операции, лечебные мероприятия, изучать поведенческие особенности, внутреннее строение, делать заборы крови – всё по стандартам программ высшего образования».
Лысые ушастые черноглазики
В виварии ИвГУ около ста крыс. В основном те самые – обычные лабораторные – белые, с красными глазами. С теми, что портят нам жизнь на улицах, которых мало кто любит, не спутаешь. Эти – прямо милашки и вовсе не вызывают чувство брезгливости. Есть тут и особенные – новая порода: лысые, ушастые, черноглазые. Они не провоцируют аллергии у детей, рекомендуются к разведению в домашних условиях. Их с гордостью мне показала заведующая виварием Надежда Семёнова: «Видите, какие они умные и красивые. Спят кучкой, в этой клетке самочки, а здесь – самцы. Малышей у нас сейчас нет, все уже выросли. Новые не народились, наверное, весной будут. Это только говорят, что крысы быстро и много плодятся. Может, у диких действительно так и есть, а у тех, которые живут в неволе, нет». Нина Васильевна работает с крысами с основания кафедры и признается, что люди удивляются, когда узнают о месте ее работы, хотя редко кто знает, что такое виварий.
«Пьющие» ради науки
Между тем это вообще довольно хлопотное хозяйство. Требования к содержанию животных высокие: ветеринарный контроль строгий, корм – по госстандартам.
А еще я увидела, с какой любовью и заботой здесь относятся к крысам. А животные, как и кошки-собаки, узнают своих хозяев – то есть работников лаборатории. На меня, нового человека, у них была совсем другая реакция – нервничали, суетились и не дали себя сфотографировать. А вот второкурснику Рамину Каримову попозировали. Рамин, правда, поит их водкой. Но не подумайте плохого, это его научная работа. Студент изучает влияние алкоголя на поведенческие реакции самок и самцов. «Вот здесь в поилке не просто вода, а алкоголь. Не 40 градусов, конечно. Видите, у них даже глазки такие осоловелые. Всего в опыте участвуют 60 крыс». Кстати, подобные эксперименты уже проводились, и вот интересно, что дети «пьющих» крыс хоть и не получали потом алкоголь, а изменения развития у них проявлялись. На каком поколении закончится это влияние – предстоит выяснить молодым ученым.
Или вот другой эксперимент: крысы помещаются в большой короб, дно которого размечено линиями на квадраты. Сверху закреплена камера, которая фиксирует поведение животных: при каких условиях они жмутся друг к другу, встают на задние лапы, в какой именно угол уходят, есть ли среди них лидеры и т.д.
Исследования проводятся самые разные, например, по адаптации к холоду и жаре, по влиянию определенных веществ на организм. Изучаются реакции на биодобавки и лекарственные препараты. С этим в виварий обращаются фармацевтические организации. Для таких опытов требуется так называемая «чистая линия» – то есть крысы без генетических изменений, своего рода крысиная элита, которая очень ценится и содержится в особенных условиях.
Биоэтика обязательна
Есть в виварии своя операционная. Лампы, столы, микроскопы, всё как в обычном хирургическом отделении. Суставы и сухожилия лечат, сшивают, рассматривают заживление ран, накладывают гипс на сломанные лапки. Кто-то скажет, мол, издеваются над бедными животными. «Нет, мы их не мучаем, – возражает Елена Борисова. – Во-первых, мы, конечно, любим своих крыс. А во-вторых, мы следуем правилам биоэтики. Любая крыса, идущая на эксперимент, получает обезболивающие, чтобы она боли не чувствовала. Сейчас всё очень гуманно. У студентов есть специальная дисциплина по биоэтике в программе. Может, кому-то покажется пафосом, но мы уверены, что крысы по-прежнему помогают решать важные проблемы, которые стоят перед человечеством».
Заведующая виварием Нина Семенова берёт в руки символ нового года, гладит его, как котенка, и говорит: «Да что вы всё о работе. Скоро ведь праздник. Вот пусть крыса принесет нам всем счастье, достаток, здоровье и удачу!»