4 тысячи ивановских детей страдают ожирением

«Жирный, жирный, как поезд пассажирный». Раньше так дразнили ребят с лишним весом, и встречались они редко. Сейчас врачи бьют тревогу: более 600 тысяч детей в России имеют диагноз «ожирение», в Ивановской области их почти 4 тысячи.
И перетяжечки на руках
Специалисты Минздрава объясняют: если родители не дали согласия на измерение роста и веса ребенка, параметры могли быть записаны с их слов. Поэтому реальное число детей с ожирением может быть еще больше. А без точных данных невозможно оценить масштаб ситуации и подобрать подходящие государственные программы.
Эндокринолог Ивановской областной детской больницы Варвара Белова видит проблему ежедневно.
– Ситуация действительно настораживает. Половина пациентов нашего отделения именно с диагнозом «ожирение». И еще есть тенденция к увеличению числа детей с лишним весом младшего возраста.
– Многие родители, заметив, что ребенок поправился, не придают этому значения, полагая, что он со временем «израстется». Каковы первые признаки именно ожирения? И когда надо бить тревогу и обращаться ко врачу?
– Дети должны регулярно наблюдаться у педиатра. И тогда врач может оценивать набор веса, динамику роста, развитие ребенка в целом. На начальной стадии родителям сложно определить, есть ли ожирение. Многие не видят ни первых признаков (например, перетяжечки на руках), ни уже очевидного набора веса у своего ребенка. Главный критерий, на который стоит ориентироваться – регулярное взвешивание.
Есть таблицы, разработанные ВОЗ. В них отражены показатели физического развития, индекс массы тела и многое другое. С этими таблицами и надо сверять состояние своего ребенка (их легко найти в интернете).
Быстрые углеводы и бабушки
– Причина проблемы понятна: много калорий и мало движения. Но почему же при равных условиях у одних детей нормальный вес, а у кого-то он лишний?
–Есть причины, связанные с наследственными заболеваниями, различные мутации генов, хромосом. Но такие патологии в практике встречаются редко. Сейчас в основном ожирение у детей возникает именно из-за переедания.
На полках магазинов в доступе быстрые углеводы, сладости, фастфуд – всё что приводит к набору веса. Купил или заказал готовую пиццу, бургер, лапшу, майонезный салат или сардельки и всё – вкусно и быстро. А на правильное питание надо тратить время, готовить, соблюдать пропорции белков, жиров и углеводов, а это непросто, надо себя заставлять. И если родителям не хочется или некогда этим заниматься, то результат будет налицо, точнее - на животе и на других местах.
И конечно, если бы все эти калории сжигались на активных прогулках, на тренировках, мы бы не наблюдали такой тревожной картины. Может, гулять дети и ходят, но вместо того, чтобы бегать, прыгать и лазить по деревьям, они сидят на лавочке, уткнувшись в телефоны. А то и вовсе никуда не выходят из квартир. Это ненормально. Вот они, нынешние враги здоровья детей: гиподинамия, доступность быстрых углеводов, нарушение режима дня.
– А еще, наверное, бабушки. Они считают своей главной задачей – накормить внуков досыта. Пусть не пиццей, но плюшками, блинами и пирогами.
– Ну, бабушки нам не враги (смеется). Но вы правы, взрослые не всегда осознают, что у их ребенка серьезная проблема. Как правило, в таких семьях наследственность отягощена по ожирению. Все родственники - папа, мама, бабушки и тети имеют избыточный вес. И у них складывается мнение, что если мы такие, то и ребенок будет таким же. Но предрасположенность к полноте – это не норма. С ней можно и нужно бороться. Следить за питанием, ростом и весом ребенка, как и сколько он двигается, сколько времени он проводит за игрой в гаджетах. Поэтому, если все-таки ожирение возникает – это чисто невнимательность взрослых.
Мотивация как игра
–Взрослый-то человек не всегда может взять себя в руки и справиться со своими привычками. Но он хотя бы понимает, какие могут быть последствия. А как пятилетнего ребенка посадить на диету и объяснить, почему больше нельзя есть конфеты?
– Это сложно. К процессу нужно подходить комплексно. Слово «диета» мы не любим, это временный процесс, а правильное питание должно быть постоянно. И мы часто у себя на отделении объясняем родителям, что резко отбирать любимое лакомство у ребенка не нужно, переход должен быть плавным. Если мы его в чем-то ограничиваем, то надо заменить эту радость чем-то не менее приятным, например, игрой. Или так: хочешь съесть кусок пиццы – съешь, но потом пойдем гулять и двигаться в парк, чтобы он потратил эти калории. И своим примером показывать, как правильно питаться и двигаться. Нельзя ограничивать ребенка и заставлять его бегать, а самому сидеть на диване и есть торты. Нужно поддержать его, и помогать ему всей семьей.
– Трудно представить, что дети начинают худеть уже у вас в стационаре. Это же, наверное, домашняя работа?
- На отделении мы обследуем наших маленьких пациентов. При этом они получают правильное, сбалансированное питание. Ничего другого, никаких передач от родителей – это строго. Процесс снижения веса начинается у нас, продолжается дома. Дальше мы контактируем с ребенком, следим за его успехами. Если наши рекомендации соблюдаются, результат непременно есть. Даже с 3-й и 4-й степенью ожирения. Например, два года назад поступила к нам тринадцатилетняя девочка, она весила тогда почти 90 килограммов, через год она смогла сбросить 20 килограммов – это очень хороший результат. Мы ее ведем и наблюдаем, пациентка – молодец, все делает правильно. Представляете, как поменялась ее жизнь. В таком возрасте важно все: и физическое развитие, и отношение сверстников. Или еще хороший пример: девочка семи лет весила более 60 килограммов. Менее чем через год они с мамой подошли ко мне на плановую госпитализацию, успех лечения и правильного образа жизни был налицо – минус 15 килограммов. Ее мама очень серьезно подошла к проблеме: организовала дома все условия для выздоровления дочки, вся семья перешла на правильное питание и физические нагрузки – походы, лыжи, коньки, плавание. Полностью поменяли образ жизни – всё для здоровья ребенка.
Худейте сами
– Наверняка вы сталкиваетесь с сопротивлением детей: не хочу, не буду, отпустите меня домой к маме, к бургерам и тортам?
– Да, есть такое. Вот недавно у одного мальчика одиннадцати лет во время обхода видим большое количество белого хлеба, сахара, конфет. И это с диагнозом ожирение 3-й степени в эндокринологическом отделении. Мы ему говорим, мол, ты же знаешь, тебе это нельзя, ты пришел сюда поправить здоровье, давай отдадим все это маме. А он: отстаньте от меня, я ел, ем и буду есть, что хочу. Причем довольно агрессивно. Ни худеть, ни выздоравливать он не собирается, для него важнее сиюминутное ощущение – сытно, вкусно. На все попытки родителей ограничить его в питании устраивает скандалы. Худейте сами, я не буду. И с этим тоже приходится справляться.
– Бывает же лишний вес у детей не только от неправильного образа жизни, но и из-за гормонального сбоя?
–Да, у некоторых препаратов, например у гидрокортизона, есть такой побочный эффект. В таких случаях консультируемся с врачами, которые вели ребенка, корректируем лечение. Мы призываем родителей быть внимательнее, следить за весом и ростом и не запускать проблему. Стремительная прибавка должна настораживать.
– Насколько стремительная?
– Если за месяц он поправляется на пять килограммов, за полгода или даже за год на десять килограммов. При этом в росте он прибавил незначительно. Все это тревожные звонки, нужно обращаться ко врачу.
– Эта проблема решается только в стационаре?
– Необязательно. В стационаре мы обследуем комплексно, это нужно, если появляются уже побочные заболевания и осложнения, например, на сердечно-сосудистую систему, на углеводный обмен. Такие пациенты у нас в отделении всегда есть, порядка 15-20 человек. Конечно, детей с лишним весом больше, но их можно вести и амбулаторно. Главное - под наблюдением педиатра или эндокринолога, выполняя все его рекомендации.
Лишний вес – распространенная проблема 21 века, во всем мире люди переедают и мало двигаются. Но справиться с ней в наших силах. Тем более помочь своему ребенку.
По данным Минздрава, в 2024 году ожирение было зарегистрировано у 2106 детей до 17 лет на 100 тысяч. Самый высокий уровень зафиксирован в Оренбургской области — 5491 случай на 100 тысяч детей. Минимальные же показатели в республиках Северного Кавказа: Чечне (228 случаев), Ингушетии (763) и Дагестане (777). В Ивановской области прошлогодний показатель – 2396,5 случаев на 100 тыс. детского населения.
Самые читаемые статьи

Гостевые дома должны выйти из тени
Сможет ли новый закон учесть «искренний сервис»

«Наш Эдик из Парижа»
Ивановская презентация потерянного и сгоревшего романа

Девять лет вокруг Иванова
Походы выходного дня

Нетуристический Китай глазами ивановского строителя
Промышленность, медицина, еда и менталитет нашего восточного соседа