«Работать с человеком сложнее, чем с собакой»
В последние годы появилось немало новых профессий. Одна из них – зоопсихолог.
Правда ли, что человек принципиально отличается по своей психологии от других млекопитающих, или в нашем поведении и, скажем, собаки можно найти много общего? В том числе об этом мы поговорили с зоопсихологом, сотрудником приюта «Майский день» Сергеем Будниковым.
– Сергей, для того чтобы стать зоопсихологом, нужно получать какое-то образование?
– Да, это отдельная специальность, требующая обучения на достаточно серьезном уровне. Я учился в Санкт-Петербургской ассоциации прикладной зоопсихологии. Учебный курс включал биологию, анатомию, психологию, зоопсихологию – так, как она понимается сейчас учеными, и ряд сопутствующих дисциплин.
– Зачем и когда нужен зоопсихолог? Ведь часто владелец собаки считает: я и так чувствую своего питомца, я понимаю его без слов…
– Зоопсихолог нужен, когда у собаки существуют поведенческие проблемы, и хозяин понимает, что требуется сторонняя помощь. Кроме того, знание зоопсихологии необходимо, когда нужно оценить уровень агрессии животного, а от этого порой зависит его дальнейшая судьба. Например, в приюте «Майский день» мы проводим тестирование собак, отловленных на улицах города, чтобы понять, как работать с ними дальше.
– Насколько часто вам приходилось сталкиваться с неадекватностью хозяйских собак? С чем это связано?
– Сталкиваться с таким приходилось, и даже не столько как зоопсихологу, сколько как жителю нашего города. Для меня очевидно, что отдельные особи при взаимодействии с человеком очень точно чувствуют настрой. Если люди заводят собак для самоутверждения или для удовлетворения какой-то своей скрытой агрессии, то часто их питомцы стараются соответствовать желаниям своих хозяев. Так что человек сам порождает проблему.
– Вам приходилось корректировать агрессивное поведение хозяйской собаки? Насколько это сложно и приходится ли параллельно работать с хозяином?
– Приходится работать и с хозяевами. Более того: это та часть работы зоопсихолога, которая интересна и очень нужна. Часто работать с человеком сложнее, чем с собакой. Но если получается, то это благодарное занятие.
Например, был случай, когда собака проявляла агрессию к бабушке – самому старшему члену семьи, и при этом самому беззащитному. Когда стали выяснять обстановку в семье, оказалось, что бабушка раздражала своих родственников: шаркала тапочками, медленно передвигалась и т.д. То есть собака просто ориентировалась на те посылы, которые давала ей молодая часть семьи. Когда мы смогли понять, что это в большей степени человеческие отношения, ситуацию с проявлениями агрессии у животного удалось откорректировать.
– Чем зоопсихолог отличается от кинолога? При каких случаях к какому специалисту надо обращаться?
– Я не вполне согласен с общепринятым разделением, что кинологи в большей степени занимаются дрессурой, а зоопсихологи – коррекцией проблемного поведения. Эти сферы деятельности тесно связаны. Поэтому, наверное, надо в первую очередь искать увлеченных специалистов, и в Иванове такие есть.
– А как вы определяете уровень агрессивности собаки из отлова?
– Мы смотрим по явным признакам, является собака домашней или дикой. Если собака социализирована, то нужно искать ее хозяев или пристраивать в добрые руки. Но есть и дикие особи, которые близко человека не знают. Если такие животные не проявляют признаков немотивированной агрессии, то они идут по программе «отлов – стерилизация – вакцинация – выпуск» (ОСВВ).
Само тестирование проходит, когда собака уже несколько адаптировалась к новым условиям, привыкла к окружающей обстановке, принимает пищу.
– Горожане с пугающей регулярностью жалуются на агрессивных собак на улицах. А что может приводить собаку в состояние агрессии?
– Специалисты выделяют до десяти различных видов агрессии у собак и, соответственно, причин, эту агрессию запускающих. Почти все они являются естественными, объяснимыми и, более того, здоровыми. Например, территориальная агрессия – когда собака или стая защищает территорию, которая является для нее кормовой базой. Это может распространяться не только на сородичей, но и на другие виды животных, и на человека.
Агрессия защиты потомства. Причем мы можем это потомство не видеть, но это объяснимое и абсолютно естественное состояние собаки.
Пищевая агрессия – здесь речь идет не о защите территории, а о защите пищи, ресурса, который находится в непосредственной близости от собаки. Это может быть реакция на попытку отнять пищу или даже просто на приближение, например, кто-то проходит рядом.
– Как бы вы прокомментировали историю, которая произошла в декабре в Курьянове? Там собаки крутились около магазина и буквально вырывали из рук людей сумки с продуктами.
– Выскажу субъективное мнение: скорее всего, это не агрессия, а выученное поведение.
У диких собак и у собак домашних прослеживается четкая разница в границах приближения к человеку. Не секрет, что дикую собаку, даже очень голодную, с руки не покормишь – прикорм нужно оставить и отойти, порой достаточно далеко. Если же собака спокойно подходит, то, скорее всего, она либо домашняя, либо у нее закрепленный положительный опыт общения с людьми. В случае с Курьяновом, скорее всего, кто-то собак подкармливал, в том числе из пакетов. И животные запомнили, что в таких пакетах есть еда и человек готов отдать ее. Поэтому они пытаются вести себя так же и с другими людьми.
В этом заключается серьезная проблема, с которой мы регулярно сталкиваемся в Иванове: одни люди прикармливают животных, считая, что таким образом спасают их, а другие потом требуют отловить или даже отстрелить собак, потому что те проявляют к ним повышенное внимание. И вторых людей можно понять, потому что кто-то боится собак, а если речь идет о ребенке, то последствия вообще могут быть очень тяжелыми. Отсюда и возникает весь «собачий» негатив.
– Получается, что не надо подкармливать бездомных собак? Но ведь это тоже негуманно: их может ждать голодная смерть. И как быть?
– Здесь нужно исходить из понимания общей ситуации. Сейчас в городе выделяются деньги на программу ОСВВ. Основная цель – поставить под контроль численность бездомных животных. Она основана на том, что в городе у животных есть определенная постоянная кормовая база. Если мы изымаем животное из среды, стерилизуем и выпускаем обратно, то оно не размножается и на свою территорию не пускает других животных. Кормовая база, которая есть в городе, может обеспечить определенное количество особей. Дальше начинается естественный механизм регулирования, в том числе рождается меньшее количество щенков, собаки вынуждены искать другие территории. Когда идет постоянный прикорм, эта логика разрушается.
Конечно, нельзя категорично. Ситуации всегда индивидуальны: потерянная домашняя собака, щенки на улице. Проявление участия и доброты должно быть свойственно людям. Но просто прикорм без деятельного участия, без попыток найти животному хозяев или пристроить щенков в приюты часто не решает проблем и даже может их создать.
Если человек считает необходимым кормить бездомных собак, особенно когда речь идет о сформированных стаях, делать это нужно в местах, максимально удаленных от людского потока, вдали от детских садов, школ, детских площадок, жилых домов и пешеходных улиц. Нужно понимать, что собаки будут охранять территорию и последствия могут быть самыми разными. Собаки очень обучаемы, и кормление из сумок, пакетов, а также передача еды вместе с пакетами как раз формирует ту модель поведения, которая может быть проблемной для других людей.
Программа ОСВВ – пока единственный метод гуманного регулирования численности животных в городах, она применяется не только в России, но и в европейских странах, и эффект от нее есть, хотя и небыстрый. Но нужно еще ответственное отношение всех жителей к обращению с животными. Это касается не только прикорма безнадзорных животных, но и стерилизации тех собак и кошек, которые не используются в разведении. И – обязательно! – недопущение так называемого самовыгула, когда животные, имеющие хозяев, находятся на улице без присмотра, сбиваются в стаи в «брачный период» и приносят потомство, которое потом оказывается на улице. Это отдельная большая проблема, которая, к сожалению, на государственном уровне пока не решена.
Зоопсихолог – специалист по психике и поведению животных. Основная цель зоопсихологии – понять причины, побуждающие животных к тем или иным действиям.