II полуфинал конкурса 
На проведение мероприятий по обращению с животными без владельцев выделено 7,93 миллиона рублей
Акция «ЕГЭ для родителей»
Юбилей отмечает почетный гражданин города Иванова, у которого в трудовой книжке всего одна запись о приеме на работу
Определены абсолютные победители - обладатели кубка "Юный лыжник"
Это связано с разрушением деревянного защитного ограждения вдоль одного из зданий
 На ивановской картине – по сути идеальная супружеская пара

Александр Родченко и Варвара Степанова – яркая пара русского авангарда. Вместе они пережили самые разные периоды: профессиональное становление, кардинальные изменения в личной жизни, успех и долгую полосу неудач. Творческие поиски и отголоски жизни знаменитой пары можно увидеть и почувствовать в их произведениях. В настоящее время в Ивановском художественном музее представлены две работы Варвары Степановой: полотно из Третьяковки и линогравюра из собственной коллекции. 

Он

В Казани на художественной выставке Александр Родченко увидел необычную картину. На академическом полотне была изображена выдуманная жизнь – сцена из «Вия». Молодой человек решил: «Значит… можно выдумать, что хочешь!» 

Родченко выдумал конструктивизм, став ярым приверженцем Маяковского и Татлина. Настроенный на эксперимент, он начал творить свое «левое» искусство с помощью циркуля, линейки и трафаретов. Мечтая освободить живопись от изобразительности, наслаивал в своих работах друг на друга геометрические элементы. Пересечения и сопряжения создавали на плоскости холста пространство бесконечной глубины.

Композиции Александра Родченко, как правило, вертикальны. Ведь вертикаль – это движение вверх, строительство! А изображенное походило на архитектуру будущего или космическую станцию. Но творческий эксперимент не давал художнику останавливаться и вел его дальше: от живописи к «производственному» искусству, театру, к фотографии с резкими ракурсами и фотомонтажу. 

Родченко любил творчество и совершенно преображался в процессе работы: становился собранным, деятельным. Глядя на белый холст или лист, мог представить будущую композицию целиком, до деталей. Художник постоянно заглядывал в будущее: мечтал о небоскребах, аэропланах, полезных вещах, которые по-настоящему служили бы человеку. Он хотел переместиться и во времени: на пятьсот лет, чтобы посмотреть, что станется с его картинами, или на пятьдесят, когда обращался в будущее к своей дочери Варваре. О себе он писал: «Фантазию одну не ограничивал. И делал то, что нравится. Вот и всё…» 

Она

Отношения с Александром возникли в 1914 году. Варвара вслед за мужем, студентом-архитектором, приехала в Казань, начала учиться искусству. В школе и познакомилась с Родченко. Он называл ее Нагуаттой, она его – Леандром или Анти. В 1915 году Варвара уехала в Москву. Влюбленные целый год поверяли свои мысли и чувства бумаге. Родченко мечтал: «...У нас будет фантастическая обстановка, не правда ли… Действительность сделаем грезой, а грезу – действительностью...» 

Выстроить грезу сразу не получалось: угол на кухне с фанерной перегородкой, чужие комнаты и квартиры. От безденежья и азарта Родченко и Степанова брались за заказы, от которых отказывались другие. Варвара для Александра – не только спутница жизни и начинающий художник, она – коллега. Отражением их партнерства стала «Композиция в красном» Степановой (в собрании Ивановского областного художественного музея). В живописной композиции есть приметы сюжета и интерьера: он и она у рабочего стола, на столе и в руках у женщины чертежные приборы. Мужчина задумался, женщина готова к действию. По сути, Варвара Степанова изобразила идеальную супружескую пару – людей, объединенных общим делом. Сама художница стремилась быть равной мужу во всем: работала в театре, рекламе, на производстве. Не только воплощала идеи мужа, но создавала свое, «биомеханику» например. Варвара Степанова разработала тип человеческой фигуры: голова – круг, туловище – цилиндр, конечности – прямоугольники. Люди-схемы совершали действия, передавали свои эмоции: радовались, грустили, были бодрыми или вялыми. Сейчас это самая знаменитая серия художницы. «Композиция в красном» и две работы, экспонирующиеся в Ивановском художественном музее сейчас, – из «биомеханической» серии. Живописных картин в ней было двадцать восемь, последней стала композиция на черном фоне с окончившим играть музыкантом в центре и танцующими фигурами по бокам. Она под названием «Три фигуры» выставлена в зале авангарда ивановского музея в числе работ, приехавших из Третьяковки. 

С этой серией связано важное событие в жизни художницы: ее, как молодую, не имевшую большого числа картин и выставок, хотели исключить из членов Института художественной культуры. «У нас было собрание Совета Мастеров <…> и мы решили выставить в комнате, где заседали, изрядное количество моих вещей, как ответ на предложение Лентулова о моем выходе. Развесил их Анти замечательно – одна стена вся сплошь и еще маленькая стена. Не заметить их было нельзя, они так горели и были так эффектны, что наполняли комнату радостью. 28 вещей…» Членство Варвары было сохранено. А состоявшаяся осенью 1920 года выставка стала бенефисом художницы.

Они

Сохранить глубокое чувство совсем незамутненным супругам не удалось. Евгения Лемберг, бывшая ученица и друг семьи, оставила в сердце Родченко глубокую рану. Он писал в дневнике: «Любовь Варвары ко мне необычайно глубока… А к Варваре как женщине, всё же, чувства не приходят обратно…» Сама Варвара Степанова была предана мужу до конца. Даже когда Родченко исключили из Союза художников в 1951-м. Четыре года она добивалась его восстановления в Союзе, а в 1956 году пробила первую фотографическую выставку Александра Родченко. 

Автор текста: Елена Белянина

Сообщение отправлено

Самые читаемые статьи

«Пухляш» и «Безразмерный» – вне закона 

Осторожно: появились непроверенные семена

Где жить будем?

«Семейную ипотеку» планируют продлить до 2030 года

Право на права

С 1 апреля в России изменятся правила получения водительских прав

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам